Социальные институты и экономическая эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Оглавление

1. Социальные институты: сущность, типы, функции.
1.1. Сущность социальных институтов……....................................... 3-6.
1.2. Типы и виды социальных институтов…………………………..6-7.
1.3. Функции и дисфункции социальных институтов……………...7-11.
2. Экономическая эффективность социальных институтов.
2.1 Экономическая эффективность государства в области социальной защиты населения в России. Структура социальной защиты населения в Германии…………………...…………………………………………….11-24.
2.2 Экономическая эффективность института семьи в России. Стратегия укрепления института семьи……………………………………………25-35.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 69.75 Кб (Скачать)

Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

     Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

    1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

    3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

    4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

    5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

    6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Итак, подытожим  все вышесказанное и скажем, что  социальный институт предстает перед  нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные  потребности общества, обладающей решительной  силой и моральным авторитетом.  Охватывает большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т. д.), которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.  

2. Экономическая эффективность социальных институтов.

2.1 Экономическая эффективность  государства в  области социальной  защиты населения.

     С позиций науки и практики управления социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Причем социальная защита населения становится все более  важным направлением реализации целей  и задач социальной политики.

     Главной целью социальной политики является обеспечение достойного качества жизни  населения на основе динамичного  развития экономики. Следует согласиться  с тем, что «на этапе вхождения  экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять  не только защитные функции, но и активно  воздействовать на ход экономической  реформы, стимулируя участие в ней  самых широких слоев населения».

     Место социальной защиты в социальной политике определяется двумя основными моментами. Во-первых, преобладающая часть населения  в качестве материальной основы существования  имеет трудовой доход, однако эта  основа нарушается при наступлении  старости или болезни; во-вторых, многочисленные группы населения, по объективным причинам, вообще не могут обеспечить свое существование  с помощью участия в труде. Социальная защита населения, как органическая часть социальной политики, базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных  особенностей.

        Социальная защита в широком смысле  - это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:

В узком  смысле социальная защита населения  определяется как система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.

     Приведенные толкования понятия «социальная  защита» в полной мере соответствуют  основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

      По-существу социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.

     Для трудоспособного населения социальная защита со стороны государства и  профсоюзов предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий  для нормальной жизнедеятельности  людей, занятия трудовой деятельностью. Социальная защита предусматривает  обеспечение безопасных условий  труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.

     В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально  уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для  их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации  ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия  в жизни общества.

     Таким образом, под социальной защитой  населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании  для этих целей общественными  фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных  методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и  практике управления, является категория  «социальная поддержка населения». Она, на наш взгляд, является подсистемой  социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно-правовой, морально-психологической  помощи нуждающимся категориям населения  с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется  преимущественно на основе активно-стимулирующих  методов.

     С начала проведения реформ 90-х годов  государственная политика в области  социальной защиты населения в России была сведена к защите социально  уязвимых слоев общества, неспособных  поддерживать свое материальное положение  собственными силами (пожилые, инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и пр.). Это было связано с переходом  к рыночной экономике и недостаточностью бюджетных средств для полноценной  реализации всех функций социальной защиты (в широком смысле) исключительно  одних только нетрудоспособных и  малообеспеченных. Построение системы социальной защиты (в узком смысле), охватывающую лишь малообеспеченные группы населения, и на очень низком уровне, отражает явную недостаточность развития общества, прежде всего экономического.

     К числу главных элементов системы  и организационных форм социальной защиты населения относятся социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь Все элементы этой системы  взаимосвязаны.

     Важным  элементом системы социальной защиты является, социальное страхование. Оно  означает страхование людей от возможного изменения их материального и  социального положения. Социальное страхование осуществляется в форме  обязательного и добровольного  страхования. Система обязательного  социального страхования охватывает - пенсионное страхование, социальное страхование (в том числе возмещение вреда от производственного травматизма) и медицинское страхование.

     Следующим элементом системы социальной защиты населения является социальное обеспечение.

     Социальное  обеспечение - это форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев и категорий населения, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов.

     К системе социального обеспечения  следует относить все виды пенсии, пособии, компенсационных выплат, а  также различные социальные льготы для отдельных категорий граждан. Социальное обеспечение включает пенсионное обеспечение. Видами пенсий по пенсионному  обеспечению являются пенсия за выслугу  лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Социальное обеспечение включает также  гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства  и детства, семей с детьми.

     С целью возмещения временно утраченного  заработка или оказания материальной помощи выплачиваются другие виды социальных пособий.

     Компенсационные выплаты предназначены неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, за ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет и другие. К  социальному обеспечению относятся  различные виды социальных льгот, которые  предоставляются определенным категориям населения. Существуют льготы для социально  незащищенных слоев населения, льготы для ветеранов труда, государственных  служащих и их семей. Установлены  льготы участникам и ветеранам ВОВ  и т. д. Социальные льготы дают основание  для дополнительной социальной защиты отдельных категорий граждан. Они  предоставляются по оплате жилья  и коммунальных услуг, проезду на транспорте, услуг связи, обеспечению  лекарственными препаратами и другие.

     Отсутствие  анализа адресного предоставления льгот отдельным категориям населения  привели к тому, что государство  взяло на себя явно завышенные обязательства, не имея должного их обеспечения. Поэтому  существующая вплоть до 2004 года система  социальных льгот в России далека от совершенства и не эффективна.

     Неэффективность системы социальных льгот подтверждается динамикой показателей уровня жизни  населения, которые изменяются не в  сторону сглаживания различий в  доходах, а в сторону усиления социально - экономической дифференциации. Одной из ключевых причин этого в современных условиях является политика завышенных обещаний при недостаточных экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения.

     Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий  малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия - (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

     Наиболее  очевидная попытка принципиального  усовершенствования прежней системы  социального обеспечения касалось его важнейшего компонента - пенсионного  страхования. Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

Информация о работе Социальные институты и экономическая эффективность