Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа
Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
1. Социальные институты: сущность, типы, функции.
1.1. Сущность социальных институтов……....................................... 3-6.
1.2. Типы и виды социальных институтов…………………………..6-7.
1.3. Функции и дисфункции социальных институтов……………...7-11.
2. Экономическая эффективность социальных институтов.
2.1 Экономическая эффективность государства в области социальной защиты населения в России. Структура социальной защиты населения в Германии…………………...…………………………………………….11-24.
2.2 Экономическая эффективность института семьи в России. Стратегия укрепления института семьи……………………………………………25-35.
Список используемой литературы.
Представители
институциональной школы в
1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4. Нормативно-
5. Нормативно-
6. Церемониально-
Итак, подытожим
все вышесказанное и скажем, что
социальный институт предстает перед
нами гигантской социальной системой,
существующий исторически длительное
время, удовлетворяющий
2. Экономическая эффективность социальных институтов.
2.1 Экономическая эффективность государства в области социальной защиты населения.
С позиций науки и практики управления социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Причем социальная защита населения становится все более важным направлением реализации целей и задач социальной политики.
Главной
целью социальной политики является
обеспечение достойного качества жизни
населения на основе динамичного
развития экономики. Следует согласиться
с тем, что «на этапе вхождения
экономики в стадию стабилизации
социальная политика должна выполнять
не только защитные функции, но и активно
воздействовать на ход экономической
реформы, стимулируя участие в ней
самых широких слоев населения»
Место
социальной защиты в социальной политике
определяется двумя основными моментами.
Во-первых, преобладающая часть населения
в качестве материальной основы существования
имеет трудовой доход, однако эта
основа нарушается при наступлении
старости или болезни; во-вторых, многочисленные
группы населения, по объективным причинам,
вообще не могут обеспечить свое существование
с помощью участия в труде.
Социальная защита населения, как органическая
часть социальной политики, базируется
на системе законодательных, экономических,
социальных и других гарантий населению,
обеспечивающих социальную справедливость
различным его категориям с учетом
их социального положения и
Социальная защита в широком смысле - это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:
В узком смысле социальная защита населения определяется как система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.
Приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
По-существу социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.
Для
трудоспособного населения
В
отличие от социальной защиты трудоспособных
людей социальная защита социально
уязвимых слоев населения представляет
систему гарантированных
Таким
образом, под социальной защитой
населения понимается система законодательных,
экономических, социальных и иных гарантий
и льгот для обеспечения всем
трудоспособным гражданам равных прав
и возможностей труда, лечения, отдыха,
а нетрудоспособным (социально уязвимым)
слоям - преимуществ в пользовании
для этих целей общественными
фондами потребления. Политика социальной
защиты реализуется, как правило, на
основе пассивно-распределительных
методов. Специфической разновидностью
понятия «социальная защита населения»,
часто используемой в науке и
практике управления, является категория
«социальная поддержка
С
начала проведения реформ 90-х годов
государственная политика в области
социальной защиты населения в России
была сведена к защите социально
уязвимых слоев общества, неспособных
поддерживать свое материальное положение
собственными силами (пожилые, инвалиды,
дети, безработные, вынужденные мигранты
и пр.). Это было связано с переходом
к рыночной экономике и недостаточностью
бюджетных средств для
К
числу главных элементов
Важным
элементом системы социальной защиты
является, социальное страхование. Оно
означает страхование людей от возможного
изменения их материального и
социального положения. Социальное
страхование осуществляется в форме
обязательного и добровольного
страхования. Система обязательного
социального страхования
Следующим элементом системы социальной защиты населения является социальное обеспечение.
Социальное обеспечение - это форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев и категорий населения, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов.
К
системе социального
С целью возмещения временно утраченного заработка или оказания материальной помощи выплачиваются другие виды социальных пособий.
Компенсационные
выплаты предназначены
Отсутствие
анализа адресного
Неэффективность системы социальных льгот подтверждается динамикой показателей уровня жизни населения, которые изменяются не в сторону сглаживания различий в доходах, а в сторону усиления социально - экономической дифференциации. Одной из ключевых причин этого в современных условиях является политика завышенных обещаний при недостаточных экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения.
Главной
формой прямой социальной защиты является
денежная. Предоставление денежных пособий
малообеспеченным слоям населения,
обуславливаемое
Наиболее
очевидная попытка
Информация о работе Социальные институты и экономическая эффективность