Социальные институты и экономическая эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Оглавление

1. Социальные институты: сущность, типы, функции.
1.1. Сущность социальных институтов……....................................... 3-6.
1.2. Типы и виды социальных институтов…………………………..6-7.
1.3. Функции и дисфункции социальных институтов……………...7-11.
2. Экономическая эффективность социальных институтов.
2.1 Экономическая эффективность государства в области социальной защиты населения в России. Структура социальной защиты населения в Германии…………………...…………………………………………….11-24.
2.2 Экономическая эффективность института семьи в России. Стратегия укрепления института семьи……………………………………………25-35.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 69.75 Кб (Скачать)

      2.2. Анализ экономической эффективности института семьи в России. 

     Социальная  защита многодетных семей. Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

     На  органы народного образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного  образования для развития потенциальных  возможностей детей, бесплатного или  со скидкой отдыха детей в оздоровительном  лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического  лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).

     Органы  социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного  пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о  льготах.

     Психолог  помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя  телефон доверия для получения  советов психолога, педагога в нужный момент.

     Органы  здравоохранения предоставляют  скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях  вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

     Торговые  организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания  по сниженным ценам, предоставляют  льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования. Благотворительные организации  оказывают материальную и натуральную  помощь, Церковь – духовное окормление, благотворительную и психологическую  поддержку.

     Исполнительная  городская власть обеспечивает своевременную  выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения  семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает  помощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогичные  семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации  взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают  общественное мнение, оказывают помощь.

     Место работы родителей дает возможность  улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или  дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации. Ассоциация имеет территориальную  структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

     Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами).

     Родители  избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку  друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация  внутрисемейной жизни, получают возможность  педагогически грамотно формировать  личность своих детей.

     Социальная  защита неполных семей. Служба занятости: поиск удобной работы для родителей. Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения.

     Соседи: проблема общественного мнения и  помощи семье. Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций. Исполнительная власть: жилье. Церковь: духовная, материальная и натуральная помощь. Торговые организации: снабжение продуктами питания и  др. Психолог: проблемы психологического климата в семье. Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального  патронажа.

     Проблема  диспансеризации стариков-хроников (трудности с лекарствами, квалифицированной  медицинской и стационарной помощью, дороговизна предметов ухода (судно, резиновые круги для профилактики пролежней, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и т.д.); проблема ухода за старшими, больными членами  семьи; из-за неблагоприятного внутрисемейного  психологического климата семья  представляет фактор риска для заболеваний  нервной системы — неврозы, бессонница) и т.д. У старшего поколения могут  быть старческие психозы, снижение интеллекта. В связи с трудностями устройства детей в дошкольные учреждения, высокой  их оплатой, часто возникающими простудными  заболеваниями, некачественным питанием дети не посещают детские сады. Дети, растущие и воспитываемые дедушками и бабушками в домашних условиях, меньше болеют, находятся в лучшем положении, чем детсадовские. Разрушение семейных традиций приводит к уничтожению любви и взаимного уважения.

     Социальная  защита большой семьи. Органы здравоохранения наблюдают за здоровьем старшего поколения (особенно если старики не могут посещать поликлиники), лекарственным обеспечением (льготным для детей и стариков), здоровьем всех членов семьи. Служба занятости занимается вопросами трудоустройства среднего поколения в связи с обстановкой в семье, при необходимости – трудоустройством старшего поколения.

     Переход к рыночной экономике, неблагоприятная  экологическая обстановка, тяжелый  физический труд, вредное производство – все это привело к увеличению онкологических заболеваний, заболеваний  сердечно сосудистой системы, психическим  отклонениям.

     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е  годы указывает, что защита окружающей среды и ее рациональное использование  играет важнейшую роль для устойчивого  развития детей. Необходимо повышать качество окружающей среды, бороться с заболеваниями, недоеданием, снижать коэффициент  смертности, совершенствовать социальные услуги, разорвать порочный круг нищеты.

     Социальная  защита молодой семьи. С целью поддержки молодой семьи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России», утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1279, предполагается решение следующих задач: развитие механизмов, направленных на поддержку семей с малолетними детьми; развитие сети информации и консультаций для молодых семей; содействие решению жилищной проблемы и занятости молодых женщин, имеющих детей; содействие в приобретении молодыми семьями товаров длительного пользования, получении образования.

     Часть задач, направленных на поддержку молодых  семей, уже реализуется в Федеральных  программах: «Дети России», «Жилище», «Занятость населения», а также в  региональных программах.

     Помимо  этого необходимы: координация усилий различных государственных общественных структур; систематизация и взаимоувязка принятых и действующих социальных программ в той части, где они  затрагивают проблемы молодой семьи; расширение различных форм кредита  специально для молодых семей: целевых, льготных, долговременных (на 10—15 лет) кредитов для приобретения земли, строительства, организации фермерского хозяйства, «семейной фирмы» и др.; предоставление кредитов на образование взрослых членов семьи и их детей; создание условий  для занятости, первоочередного  повышения квалификации и переподготовки молодых женщин, имеющих детей, в  том числе создание возможностей вечернего и заочного повышения  квалификации, получения образования  для матерей, находящихся в длительном отпуске по уходу за ребенком; создание благоприятных условий для домашнего  воспитания детей дошкольного возраста через сеть надомных услуг социальных работников; разработка системы льгот  в области охраны здоровья граждан, подтвержденных законодательством  РФ, республик в составе РФ и  правовыми актами автономных краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пользование лечебно-профилактическими  учреждениями и др.); создание сети разнообразных  консультаций для молодых семей (социально-психологической помощи, медико-генетических, экономических, юридических, бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудовым вакансиям для  сезонной и надомной работы, а также  по возможностям переквалификации, по вопросам семейного предпринимательства).

     В области охраны репродуктивного  здоровья программа предусматривает  комплекс мер, основанных на принципе права супругов и отдельных лиц  свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и на получении необходимых для этого информации, образования и средств, создание условий для оказания психологической, юридической помощи молодым супругам. Эта работа связана прежде всего с организацией служб социальной помощи и центров «Молодежь и семья», «Молодая семья» и прочих, разработкой и принятием региональных программ по поддержке социально малозащищенных семей.

     Основная  деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных  социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе. Основная деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных  социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе.

     Органы  здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и  трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской  технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

     Органы  социальной защиты вносят изменения  и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку  действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями). 
 

Стратегия укрепления института семьи в России.

       Просемейная политика является единой на всей территории нашей страны и достигаются посредством соединения усилий государства и общественных организаций. Усиление потребности в детях и повышение доли семей с тремя детьми происходит не сразу, для этого требуется не менее 30 лет, поскольку лаговый эффект социальных норм ослабевает через одно демографическое поколение как минимум. Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в отношениях государства и личности, приватизации семейной жизни и возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности.

     В связи с этим необходимо принятие закона о просемейной политике по укреплению полной семьи с несколькими  детьми в качестве приоритетной деятельности государства. В целях правовой защиты интересов семьи надо придать  государственный статус фамилистической  экспертизе на всех уровнях федерального устройства. Необходимо заключение общественного  договора между институтом семьи (и  его представителем в лице соответствующего министерства) и институтом государства  по инвестированию семьи как единственного  института по воспроизводству населения  и полнокровной социализации подрастающих поколений. Следует уравнять деятельность института семьи с профессиональной деятельностью в остальных отраслях народного хозяйства, всемерно расширять  формы соединения семьи и работы, семьи и образования, семьи и  рекреации на компьютерной основе посредством  укрепления совместной деятельности родителей  и детей. В целях расширения семейной собственности и переориентации рыночной экономики на семью необходимо разработать в специальных исследовательских центрах государственную политику соединения роста уровня жизни с ростом размера семьи посредством увязки доходов семьи со льготными налогами и кредитами.

     Долгосрочные  цели семейной политики в рамках институциональной социологии семьи формулируются на основе принципов фамилизма и связаны с ликвидацией неравноправного положения семьи среди государственных институтов. Должна быть усилена роль семьи как единственного института, способного в дальнейшем реализовать функцию воспроизводства населения и социализации детей лишь при условии роста влияния семьи на все социальные сферы деятельности по реализации ими требований семейного образа жизни, семье центризма. Ориентация общества и государства на усиление ценности семьи с детьми означает приоритетность фамилизма в ряду других жизненных благ. Эта перестройка иерархии ценностных приоритетов общественного мнения, личности и государства означает преобразование всего строя жизни, производства и потребления, коммерции, частных и государственных структур на семейность.

     Прежде  всего, требуется организация деятельности правительства не только вокруг привычных  задач управления, обеспечения безопасности, занятости населения, уровня жизни, поддержки бюджета, охраны порядка  и т.п., но и задач по экзистенциальному  сохранению нации, по упрочению среднедетного  типа семьи. Минимизация негативных для семьи последствий, возникающих  в системе социальных действий, возможна не за счет усиления контроля, а благодаря  фамилистической профилактике целей  и средств деятельности во всех отраслях народного хозяйства.

Информация о работе Социальные институты и экономическая эффективность