Проблема монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…….…..3

1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4

1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5

1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7

1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8

2. Монопольная власть……………………………………………………………..9

2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9

2.2. Показатели монопольной власти……………………………………………..11

2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12

3. Оценка и регулирование монополий………………………...…………………15

3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15

3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18

3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………….……...…...……

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

      Следующее ключевое понятие монопольного рынка  – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.

      I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2                                    (3)

           где  I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

                  S1 – удельный вес самой крупной фирмы.

                  S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.

                  S–  удельный вес наименьшей фирмы.

      Если  в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.

      В США высокомонополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. [4, с.239-240] 

      2.3 Общественные издержки монопольной власти 

      На  конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом? 

      

      Рисунок 1 Кривые среднего и предельного доходов и предельных издержек монополиста.

      П р и м е ч а н и е. Источник: [4,с.225]

        Мы можем ответить на этот  вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Как видно из рисунка 1, чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

      При монополии цена выше и потребители  покупают меньше продукции. Из-за более  высокой цены те потребители, которые  покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

      Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

      Проблемами  общественных издержек монопольной  власти занимается государство. В следующей  главе рассматриваются методы регулирования  деятельности монополий со стороны государственных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.Оценка и регулирование монополий 

      3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий  

      Положительные стороны монополизации экономики:

      1. Эффективность производства.

      Отношение общества и государства к различным  формам  несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны.  С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного  положения  на рынке,  что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов.  Монополия,  безусловно,  снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.   

        С другой же стороны,  существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что и  позволило  им  завоевать господствующее положение на рынке (кроме,  однако,  "естественных монополий",  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности на рынке).  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.   

        Вместе с тем не следует  преувеличивать роль монополий  в обеспечении  научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в  науке и технике осуществляются сравнительно небольшими,  так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями. 

      Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить ресурсы.  Так,  повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК  крайне  негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности.  Лишь использование крупными компаниями  результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки. 

        Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым  сдерживая спад производства и безработицу.

      Учитывая  двойственный характер монополистических объединений,  правительства всех стран с капиталистически ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

      2. Влияние на конкуренцию.

      Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

      Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

      Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

      Конкуренция (лат. «конкурро» - сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание  - экономический закон товарного хозяйства.

      3. Снижение цен.

      Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

      Отрицательные факторы монополизации экономики:

      1. Влияние на рыночные отношения

      Без ликвидации монополии в сфере  производства и обращения ни о  каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые.

      В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

      Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

      В нашей стране исследования проблем  монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе.

      2. Монопольная цена.

      Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря  - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении.

      Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают два вида монопольных  цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части общества.

      Так, монополистические объединения  стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь