Проблема монополизма в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…….…..3

1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4

1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5

1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7

1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8

2. Монопольная власть……………………………………………………………..9

2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9

2.2. Показатели монопольной власти……………………………………………..11

2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12

3. Оценка и регулирование монополий………………………...…………………15

3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15

3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18

3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………….……...…...……

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

      Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

      Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.

      Именно  таким путем происходит ограбление  капиталистических предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки:  иностранные монополии,   закупают у них дешевое сырье, монополии добиваются такой   динамики цен, чтобы увеличивался разрыв между ценами  на   продаваемые и покупаемые товары, именуемый  «ножницей цен».

      В  нашей стране «ножницы цен» использовались в период индустриализации и технического перевооружения промышленности. Государство устанавливало относительно высокие цены на промышленные товары и низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, что   нанесло большой ущерб экономике села. Высокий уровень монополизации во всех сферах народного хозяйства противодействует созданию механизма рыночного ценообразования. Это наглядно проявилось в условиях либерализации цен, которые оказались на словах свободными, а на деле монопольными, которые вышли из-под контроля. 

      2.1. Причины монополизма в РБ 

      В нашей стране сложился особый тип  монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

      -  устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;

      -  свёртывание товарно-денежных отношений;

      -  ликвидация конкуренции;

      -  искусственная концентрация и узкая специализация производства;

      -  преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.

      В Республике Беларусь господствуют монополия  государственной собственности - по содержанию, а по форме- чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность - таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов.

      Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие - единственный покупатель), чему способствует  монопольность торговой сети.

      В настоящее время происходит трансформация  монополизма в скрытые гипертрофированные формы: скрытая монополия государства, чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных кланов в торговле, сфере обращения, финансовой, скрытая монополия иностранного капитала в отдельных отраслях.

      ’’В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной  политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ’’,- подчёркнуто в программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы’’.

      Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений [5, с. 87].

      В условиях отсутствия рыночной конкуренции  формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

      -  становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.

      -  формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.

      -  зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

      Специалисты полагают, что этапы становления  конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.

      Основными направлениями государственной  политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок  для демонополизации экономики  и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций [5, с.62].

      Формирование  конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.

      Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.

      В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. носила преимущественно государственно-акционерный характер.

      Вместе  с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...’’.  

      Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.

      Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта.

      В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’  конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).

      Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).

      Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере [6, с. 62].

      Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.

      Особенностью  становления предпринимательства  в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.

      Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).

      К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. (В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).

      Существует  также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.

      Развитие  конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности [7, с. 92]. 
 

      3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республики Беларусь 
 

      Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу экономики из кризиса.

      В течение переходного периода  необходимо создать предпосылки  для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.

        Необходимость антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь обусловливают:

      1. Высокий уровень концентрации  производства;

      2. Преобладание крупных чистых  монополий - единственных производителей;

      3.  Усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.

Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь