Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 21:22, курсовая работа
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Введение…………………………………………………………………..…….…..3
1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4
1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5
1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7
1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8
2. Монопольная власть……………………………………………………………..9
2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9
2.2. Показатели монопольной власти……………………………………………..11
2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12
3. Оценка и регулирование монополий………………………...…………………15
3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15
3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18
3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………….……...…...……
Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.
Именно таким путем происходит ограбление капиталистических предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки: иностранные монополии, закупают у них дешевое сырье, монополии добиваются такой динамики цен, чтобы увеличивался разрыв между ценами на продаваемые и покупаемые товары, именуемый «ножницей цен».
В
нашей стране «ножницы цен» использовались
в период индустриализации и технического
перевооружения промышленности. Государство
устанавливало относительно высокие цены
на промышленные товары и низкие цены
на сельскохозяйственную продукцию, что
нанесло большой ущерб экономике села.
Высокий уровень монополизации во всех
сферах народного хозяйства противодействует
созданию механизма рыночного ценообразования.
Это наглядно проявилось в условиях либерализации
цен, которые оказались на словах свободными,
а на деле монопольными, которые вышли
из-под контроля.
2.1. Причины
монополизма в РБ
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;
- свёртывание товарно-денежных отношений;
- ликвидация конкуренции;
- искусственная концентрация и узкая специализация производства;
- преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности - по содержанию, а по форме- чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность - таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов.
Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие - единственный покупатель), чему способствует монопольность торговой сети.
В
настоящее время происходит трансформация
монополизма в скрытые
’’В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ’’,- подчёркнуто в программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы’’.
Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений [5, с. 87].
В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:
- становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.
- формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
- зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.
Специалисты полагают, что этапы становления конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций [5, с.62].
Формирование
конкурентной среды в РБ осуществляется
ликвидацией объединений и
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. носила преимущественно государственно-акционерный характер.
Вместе с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...’’.
Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.
Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта.
В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).
Созданные
преимущественно в
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере [6, с. 62].
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью
становления
Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. (В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие
конкурентных отношений в Республике
Беларусь в настоящее время ограничивается
преобладанием государственной собственности
и высокой степенью монополизации экономики.
Будущее конкурентных отношений связано
с процессами разгосударствления, принятием
действенных антимонопольных законов
и другими мерами государственной поддержки
конкуренции и государственной защиты
национальной конкурентоспособности
[7, с. 92].
3.3.
Государственное регулирование монополистической
деятельности в Республики Беларусь
Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инструментов государственной политики по выводу экономики из кризиса.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.
Необходимость
1. Высокий уровень концентрации производства;
2. Преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3. Усиление монополистических тенденций со стороны хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.
Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь