Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
5. Сокращение государственных субсидий приватизированным предприятиям - это уже скрытый успех приватизации. Когда козырь в виде возможности получения финансовой помощи от государства выбивается из рук управляющих, тогда они начинают заниматься конкретными практическими действиями, чтобы выжить. Предпосылка хорошо работающей компании - это активно работающий рынок капиталов и надлежащая информация о предприятии. Отсутствие этого не дисциплинирует управляющих (менеджеров), и реформа предприятий оттягивается на долгие годы, консервируя их неконкурентоспособность.
6. Учитывая, что приватизация ведет к разрушению крупных малоподвижных хозяйственных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями (развал производственных связей на внутреннем и внешнем рынках, ликвидация центров научно-технической политики и т.д.) во многих странах была разработана четкая концепция реструктуризации и санации предприятий как до, так и после приватизации. В Германии 90 независимых специалистов по производственно-хозяйственному анализу поддерживали Попечительское ведомство при определении целесообразности реструктуризации таких предприятий или их частей. Если концепция реструктуризации предприятия после экспертной проверки признавалась жизнеспособной, то Попечительское ведомство поддерживало их жизнедеятельность, используя многочисленный инструментарий финансирования: погашение задолженности по старым долгам; предоставление займов для формирования собственного капитала, списание процентов по старым долгам, поручительство, отсрочку платежей и т.д. Если предприятие после тщательной проверки оказывалось неспособным к санации, оно ликвидировалось.
В Беларуси процессы приватизации осуществляться относительно медленнее, чем в других странах. Конечно же, качество приватизации не должно не кое образом быть положенным в жертву скорости. В сфере услуг, на малых и средних предприятиях эффективнее быстрая и решительная приватизация, а для особо крупных объектов требуется значительное время на реструктуризацию, поиск стратегического инвестора, определение оптимальной процедуры передачи прав собственности.
Для ускорения процессов трансформации собственности необходимо всячески ускорять и поощрять малую приватизацию, используя рыночные, а не затратные методы оценки имущества, аукционы, сделав максимально прозрачной и простой систему принятия решений о смене собственника. В области «большой» приватизации важно активизировать продажу госсобственности за деньги, сосредоточив все усилия на поисках стратегических инвесторов (преимущественно иностранных), вместе с которыми в страну придут новые технологии и современные способы ведения бизнеса. Государству следует активизировать усилия по формированию работающего рынка ценных бумаг, позволяющего ежедневно оценивать эффективность предприятий и лучшим из них привлекать капитал для дальнейшей реструктуризации.
Таким образом, изучение опыта многих стран позволяет нам избежать ошибки, которые возможно возникнут при возобновлении приватизации в Республике Беларусь. Предпринимательство, частная инициатива рассматривается руководством страны в качестве неотъемлемого элемента динамичного социально-экономичного развития. Всемерная поддержка частной инициативы и предпринимательства в Республике Беларусь будет охватывать:
упрощение вступления в бизнес и открытия своего дела
дебюрократизация административных процедур в отношении субъектов предпринимательства
упрощение процедур преобразования индивидуальных предпринимателей в малые формы бизнеса
ускоренного развития предпринимательства в малых городах и поселках[53].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Афонцев С.А., Хеманн Х.Х. “Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансформация в России”–М.:2001
2. Базылева Н. И., Гурко С. П., Экономическая теория-Минск: 2000г., с743
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997
4. Бормов Е.Ф., Волков Ф.М. Собственность и экономический строй общества// Экономические науки.1991г. №2
5. Бредова В.Экономика стран Восточной Европы в 1996 г./ / Мировая экономика и международные отношения.-1997.-N 11.-С 338
6. Виноградов В.А. Особенности приватизации в Центральной и Восточной Европе.//РАН ИНИОН Центр научно-информационного исследования глобальных и региональных проблем.–М.,2002–115с.
7. Волков М.И. Политическая экономия.–М., 1979
8. Герхард П., Андерсон Р. Приватизация и реструктуризация в Центральной и Восточной Европе.– Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный бакн,1997–36с.
9. Злотников Л. Приватизация в Беларуси: Идеология и конфликт интересов: Аналитический доклад, Витебск: 1996г., 14с
10. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ-М.:1997г., с273
11. Канов А.А. Приватизация государственной собственности.// Латинская Америка.–2005.–№6
12. Коротков А.В.Малая приватизация и реформирование национальной экономики РБ-Минск: 2001г., с142
13. Крапивный А.П., Радкевич В.А. Приватизация от А до Я.– С.-П., 1996
14. Лесневская Н. А. Приватизация: учет и анализ.- Минск, 2001-115с
15. Муранш С. Опыт социального партнерства в постсоциалистических странах Центральной Европы.//Проблемы прогнозирования.-1997.-N 4.- С162-175. //Проблемы прогнозирования.- 1997.-N 5.-С154-162.
16. Никетенко П. Г. Инновации- фактор экономического роста.- Минск., 2003-85с
17. Обзор экономического положения Европы. ОНН Европейская экономическая комиссия. Секретариат(Женева).–Нью-Йорк: Женева: ООН 1998, 2003, 2004, 2005.
18. Прогноз развития экономики стран Европы./ / Бюллетень иностранной коммерческой информации.- 1998.- N 17.-С4-7.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-1998.-N 18.-С3-5.
19. Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. – С.-П.: 1999
20. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 1995
21. Ракова Е. Как завершить чековую приватизацию в Беларуси? Исследовательский центр ИПМ Рикардо ДЖУЧЧИ, Немецкая экономическая группа в Беларуси
22. Актуальные проблемы российской экономики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 7 163c .
23. Давыденко В.Н. Приватизация предприятий в Республике Беларусь \\ Проблемы теории и практики управления. – 1996. - № 3. – с.54.
24. Симонович С. Разгосударствление и приватизация в Восточной Европе.–М., 2001
25. Статистический ежегодник РБ (1997, 1999, 2000, 2004, 2006), Минстат РБ- Минск.,(1997, 1999, 2000, 2004,2006), (610с, 585с, 582с, 611с, 615с)
26. Хеземан М. Преобразование в постсоциалистических странах Европы.– М. 1998
27. Шаванс Б., Маньян Э. Постсоциалистические траектории и западный капитализм./ / Мировая экономика и международные отношения.-1999.-N 12.-С42-46.
28. Шупейко И.Г. Переходная экономика. – Минск:2002
29. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. //Проблемы теории и практики управления №5 за 1995
30. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 марта 2007г.
31. О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". Закон Республики Беларусь от 11 апреля 1995 г. № 3706-XІІ
32. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ
33. Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. № 2468-XІІ
34. О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь". Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2104-XІІ
35. О рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему "О концепции приватизации в Республике Беларусь" Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 30 июня 2003 г. № 771-П2/VI
36. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. Указ президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384
37. Об утверждении государственной статистической отчетности по форме 1-приватизация. Приказ Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26 ноября 1997 г. № 279
38. Constitution de los Estados Unidos Mexicanos. Mexico, 2002, p. 6.
39. Закон Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь». – НЭГ, 1993. - № 45 (46).
40. El proceso de enajenacion de entidadesparaestatales. Mexico, 1995, p. 31.
41. Estudios econ6micos de la OCDE. Mexico, 1994—1995. Mexico, 1995, p. 91.
42. G.Sinn, H-W.Sinn. Kaltstart. Volkswirtschaftliche Asuekte der deutschen Vereinigung. Tuebingen.
43. H.Leipold. Alternative Privatisierungs- und Sanierungsmethoden in Mittel- und Osteuropa. In: H. J. Thieme (Hrsg.). Privatisierungsstrategien im Systemvergleich. Berlin, 1993. S. 13-40.
44. H.Leipold. Der Einfluss von Property Rights auf hierarchische und marktliche Transaktionen. In: A.Schueller (Hrsg.). Property Rightes und oekonomische Theorie. Muenchen, 1993. S. 185-217.
45. K.Lichtblau. Privatisierungs- und Sanierungsarbeit der Treuhandanstalt // Beitraege zur Wirtschftsund Sozialpolitik № 209. Institut der deutschen Wirtschaft. Koeln, 1993.S 40.
46. Mexico: una gufa actual. La fuente esencial sobre la sociedad mexicana, su economia у politica. Mexico, 1993, p. 147.
47. Reformas economicas en Mexico 1982—1999, p, 39.
48. R.R ivez Sanchez. La Constitucidn mexicana hacia el siglo XXI. Mexico, 2000,p. 104.
49. Sexto Informe de Gobierno, 1994. Mexico, 1994, p. 30.
50. Treuhandantals (Hrsg). Documentation 1990-1994. 1. Band. Berlin 1994, heir S. 112.
51. W.Eucken. Grundsaetze der Wirtschaftspolitik, 2. Auflage. Tuebingen, Zuerich. 1998. S. 275.
52. Национальная экономическая газета, [Электрон. ресурс] 1998г., №14, Режим доступа: http://www.neg.by/archive
53. Ежегодное Послание Президента Республики Беларусь А.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «Независимая Беларусь — наш достойный и надежный дом» 24 апреля 2007 г [Электронный ресурс] Режим доступа: http://president.gov.by/data/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Изменение структуры основных фондов в разрезе форм
Собственность | 1998г. | 2000г. | 2005г | 2009г. |
Государственная | 79,6 | 74,3 | 70,5 | 67,3 |
республиканская | - | 53,3 | 50,5 | 48,2 |
коммунальная | - | 21,0 | 20,0 | 18,7 |
Негосударственная | 20,4 | 25,7 | 29,5 | 34,2 |
арендных предприятий | - | 4,6 | 2,7 | 1,1 |
коллективных предприятий | - | 1,0 | 0,8 | 0,6 |
кооперативов | 16,9 | 18,3 | 13,6 | 14,2 |
хозяйственных обществ | - | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
акционерных обществ | - | 0,4 | 11,0 | 18,5 |
других негосударственных предприятий | 3,5 | 1,1 | 1,2 | 1,6 |
Составлено по данным Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ.
Приложение 2
Показатели эффективности работы предприятий различных форм собственности.
Показатель | Затраты на 1 млн прибыли, тысяч рублей | Уровень рентабельности | ||||
2007г. | 2008г. | 2009г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | |
По Беларуси всего | 902 | 872 | 832 | 10,9 | 14,7 | 16,1 |
государственной формы собственности | 918 | 878 | 816 | 8,9 | 13,8 | 15,3 |
республиканской | 902 | 845 | 797 | 10,9 | 18,4 | 27,9 |
коммунальной | - | - | - | -3,1 | -2,6 | -2,0 |
По предприятиям негосударственной формы собственности | 877 | 862 | 848 | 14,0 | 16,1 | 19,2 |
ОАО | 874 | 865 | 843 | 14,4 | 15,6 | 17,3 |
ОАО, в которых имеется госдоля в УФ | 878 | 870 | 865 | 13,9 | 15,0 | 16,5 |