Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий
6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства
7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации
8. Постепенность и поэтапность
9. Соблюдение законности
Они явились первыми документами по преобразованию государственной формы собственности, в которых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих разгосударствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.1991г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологически несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим производственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предприятий, а для крупных предприятий - ОАО.
Начало приватизации в Республике Беларусь регламентируется Законом "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ и базируется на следующих принципах.
1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации означает; что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности.
2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности вытекает из общенародного характера государственной собственности и практически реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имущество" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и процедур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других особенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки индивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Дифференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одновременном соблюдении интересов продавца (государства).
4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней предопределяется делением государственной собственности на республиканскую и коммунальную, а также масштабами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.
В соответствии с этим принципом приватизация объектов республиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов коммунальной собственности занимаются местные органы власти.
5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации и касается прежде всего трудовых отношений.
6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства означает, что вся работа по приватизации осуществляется под контролем со стороны государства. Уполномоченные государством органы устанавливают предприятия, подлежащие приватизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.
7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преобразованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои населения, но и обеспечить контроль за ее ходом.
8. Постепенность и поэтапность означает, что реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена сложностью процесса приватизации, охватом большого количества предприятий и их многообразием, экономической ситуацией в стране.
9. Соблюдение законности в правовом государстве является обязательным при решении любых задач. Особое значение оно приобретает в процессе приватизации, которая затрагивает имущественные интересы всех граждан и государства в целом.
Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации первоначально возглавляло Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске, затем все полномочия были переданы Министерству экономики. В настоящий момент согласно декрету президента РБ от 28 марта 2007 г. № 1 «О внесении изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 5 марта 2002 г. № 7» функции Министерства экономики в области приватизации передаются Государственному комитету по имуществу. Такое решение, как сообщили БЕЛТА в пресс-службе президента Беларуси, принято в связи с наделением комитета полномочиями по проведению единой государственной политики по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь).
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития
Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно, я не имею ввиду то что первые шаги всегда совершаются осторожно и нетороплива, а то, что эта походка начинает без серьезных предпосылок останавливаться и крайне необдуманно угасать. Для обеспечения независимости и суверенитета, решения общенациональных и социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно обязательно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни, поддержания мира в стране и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства почти во всем мире, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности, существования и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь. Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 - безвозмездно.
На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по инициативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимущественное право на приобретение объектов государственной собственности предоставлялось трудовым коллективам. Комиссия по приватизации оценивала финансовое состояние и производственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа необходимости реструктуризации, об использовании объектов социальной инфраструктуры. При оценке стоимости приватизируемого и объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.
Второй этап: 1993-1994 гг.. Активный процесс реформирования государственной собственности в Беларуси начался в 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках». Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию, хотя только в Чехии чековая приватизация принесла ожидаемые результаты и считается примером для стран с переходной экономикой. В Беларуси 50% государственной собственности предполагалось передать в частные руки путем оплаты" приватизационными чеками. Кроме того, членам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих предприятий. Многие современные экономисты полагают, что проведенная чековая приватизация в нашей стране является пустой тратой времени. Т.к. не доверяя опыту многих стран, где чековая приватизации не имела должного эффекта, ну к этому числу не относится Чехия, наше государство пошло-таки на этот вариант. Отсутствие экономической активности у населения при этом не учитывалось, так же не учитывались и другие как объективные, так и субъективные факторы. В результате 46% граждан вообще не использовало чеки, а 18,3% использовали их не по прямому назначению. В итоге чековая приватизация зашла в тупик.
С моей точки зрения завершение чековой приватизации без денежной компенсации владельцам неиспользованных чеков является наилучшим решением. Так как нам не удалось пойти по стопам Чехии, где более 60% собственности, было приватизированной на первом этапе за купоны, и достигнуть аналогичных результатов. Тогда, возможно, следует пойти по пути ФРГ, где бесплатная приватизация не предусматривалась с самого начала. Это послужит мощным стимулом развития частного сектора в Беларуси (один из самых важных факторов роста эффективности экономики). В краткосрочном периоде потеря стоимости ИПЧ будет являться убытком для их владельцев, но в долгосрочном периоде выиграют все группы: а) правительство (рост доходов от приватизации, снижение расходов на содержание неэффективных предприятий, снижение налоговой нагрузки и пр.); б) предприятия (начало реальной реструктуризации, рост эффективности и прибыльности), в) владельцы ваучеров (выиграют от общего улучшения экономической ситуации, включая более качественные товары и более высокие зарплаты в будущем).
Законодательством определено, что оплата приватизируемого объекта производится денежными средствами и именными приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь». Более 51% государственных и арендных предприятий преобразовано в иную форму хозяйствования с использованием именных приватизационных чеков «Имущество». Из 4,9 млн чел., получивших чеки, свыше 2 млн чел. вложили 86,6 млн чеков в преобразованные предприятия. Вместе с тем по состоянию на 1 марта 2000 г. гражданами страны использовано только 46,1% полученных именных приватизационных чеков «Имущество», что объясняется недостаточным уровнем обеспеченности чеков государственным имуществом в связи с низкими темпами преобразована государственных и арендных предприятии в акционерные общества.
Третий этап начался в 1996 году, он характеризуется приостановлением разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, постепенное вхождение в рынок
Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2%, что объясняется не только их небольшими размерами, но и высокой доходностью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала. Значительный удельный вес в структуре приватизированных занимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприятия коммунальной собственности составляют 54% в общем количестве приватизированных.
С 1995 г. начался этап, который ознаменовался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. С 1996 г. наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации по стране, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физически и морально изношенных фондов становился все более неэффективным и затруднительным. В результате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного имущества арендными предприятиями сократился с 1991 г. по 2000 г. на 39 процентных пунктов и в 2000 г. составил лишь 7%, а с 2002 по 2006 и вовсе не осуществляется.
Наиболее распространенными методами приватизации являются акционирование (48% от всех приватизированных предприятий в 2005 г.) и продажа на аукционе. В период с 1991 по 2006 было приватизировано 4100 организаций, хотя в последние годы темпы приватизации сильно снижаются, так за 2005 году было приватизировано только 46 организаций из них 41 преобразовано в акционерное общество и 5 продано на аукционе(что составляет 2% и 0,4% соответственно от общего числа приватизированных организаций данным способом). Если в 1991-1992 гг. продажа гособъектов на аукционе не проводилась, то далее она возросла (16,8% в 1993 г. и 19,6% в 1999 г.), а затем сократилась (11% в 2000 г.). В то же время в 1998 г. она составляла 49,5% от всех преобразованных предприятий. Продаж объектов по конкурсу за указанный период сократилась на 13,3 процентных пункта и 2000 г. составила 4,7% всех преобразованных в этом году предприятий.
Разгосударствление и приватизация в стране в территориальном разрезе все шестнадцать лет происходили достаточно равномерно. Больше всего преобразовано предприятий в г. Минске - 19%, меньше всего - 10% от их общего числа - в Витебской области.