Приватизация и разгосударствление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Оглавление

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Приватизация и разгосударствление.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны го­сударства

7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации

8. Постепенность и поэтапность

9. Соблюдение законности

Они явились первыми документами по преобразованию го­сударственной формы собственности, в кото­рых был утвержден перечень объединений, предприятий и организаций, подлежащих раз­государствлению. В 1991 г. преобразовано 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственно­сти. Из 61 предприятия 3 преобразованы в ОАО, а 58 государственных предприятий тем или иным способом выкуплены

Постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 23.12.1991г. № 486 были утверждены основные положения Программы разгосударствления экономики и приватиза­ции государственной собственности на 1992 г. Согласно программе, приоритетной формой приватизации для небольших и технологичес­ки несложных предприятий считалась аренда с выкупом. Для объектов с небольшим произ­водственным потенциалом рекомендовалось создание коллективных (народных) предпри­ятий, а для крупных предприятий - ОАО.

Начало приватизации в Республике Беларусь регламентируется Законом "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ и базируется на следующих принципах.

1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов привати­зации означает; что одна часть государственного имущества, подле­жащего приватизации, передается в собственность граждан Респуб­лики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юриди­ческим лицам, основанным на негосударственной форме собствен­ности.

2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно переда­ваемой государственной собственности вытекает из общенарод­ного характера государственной собственности и практически реа­лизуется путем выдачи именных приватизационных чеков "Имуще­ство" на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.

3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации предполагает использование различных способов, методов и проце­дур при приватизации конкретных предприятий. Необходимость его соблюдения вытекает из отраслевых, территориальных и других осо­бенностей каждого предприятия. Приватизируемые объекты разли­чаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособ­ностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансо­вым положением и т. д. Эти факторы предопределяют специфику приватизации каждого из них. Так, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные преобразованы в акционерные общества, каждое из которых различается составом акционеров, и т. д. Практически данный принцип реализуется путем разработки ин­дивидуальных проектов приватизации каждого предприятия. Диф­ференцированный подход позволяет осуществить приватизацию государственных предприятий наиболее эффективным способом, создать для покупателей наиболее благоприятные условия при одно­временном соблюдении интересов продавца (государства).

4. Разграничение компетенции по осуществлению приватиза­ции между органами государственной власти и управления раз­личных уровней предопределяется делением государственной соб­ственности на республиканскую и коммунальную, а также масшта­бами процесса приватизации. Реформирование 2/3 государственной собственности требует слаженной работы всех участников этого процесса на основе разграничения их компетенций.

В соответствии с этим принципом приватизация объектов рес­публиканской собственности осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальными органами, а реформированием объектов ком­мунальной собственности занимаются местные органы власти.

5.Предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий обеспечи­вает защиту прав и интересов наемных работников при смене соб­ственника в результате приватизации и касается прежде всего трудо­вых отношений.

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны го­сударства означает, что вся работа по приватизации осуществляет­ся под контролем со стороны государства. Уполномоченные госу­дарством органы устанавливают предприятия, подлежащие прива­тизации; проводят оценку стоимости приватизируемых объектов, определяют способы приватизации и т. д. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

7. Обеспечение широкой гласности процесса приватизации предполагает освещение средствами массовой информации усло­вий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с пе­речнем приватизируемых объектов; создание комиссии по преоб­разованию предприятия с участием членов трудового коллектива; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбит­раж и другие органы. Соблюдение принципа гласности не только позволяет привлечь для участия в приватизации широкие слои насе­ления, но и обеспечить контроль за ее ходом.

8. Постепенность и поэтапность означает, что реформирова­ние государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени. Необходимость соблюде­ния этого принципа обусловлена сложностью процесса приватиза­ции, охватом большого количества предприятий и их многообрази­ем, экономической ситуацией в стране.

9. Соблюдение законности в правовом государстве является обя­зательным при решении любых задач. Особое значение оно приоб­ретает в процессе приватизации, которая затрагивает имуществен­ные интересы всех граждан и государства в целом.

Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации первоначально возглавляло Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске, затем  все полномочия были переданы Министерству экономики. В настоящий момент согласно  декрету президента РБ от 28 марта 2007 г. № 1 «О внесении изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 и от 5 марта 2002 г. № 7» функции Министерства экономики в области приватизации передаются Государственному комитету по имуществу. Такое решение, как сообщили БЕЛТА в пресс-службе президента Беларуси, принято в связи с наделением комитета полномочиями по проведению единой государственной политики по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь).

  

      3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития

 

Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномер­но, я не имею ввиду то что первые шаги всегда совершаются осторожно и нетороплива, а то, что эта походка начинает без серьезных предпосылок останавливаться и крайне необдуманно угасать. Для обеспечения независимости и суверенитета, решения общенациональных и социально-экономических задач в государствен­ной собственности в результате приватизации должно обязательно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятель­ность которых связана с угрозой для жизни, поддержания мира в стране и здоровья людей (произ­водство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией го­сударства почти во всем мире, затрагивающие интересы его обороноспособности, безо­пасности, существования и т. д. Перечень таких объектов утверждается Верховным Советом Республики Беларусь. Подлежит приватизации 2/3 государственного имущества, из них 50% возмездно и 50 - безвозмездно.

На первом этапе разгосударствление и приватизация осуществлялись «снизу», по ини­циативе трудовых коллективов, юридических и физических лиц. При этом преимуществен­ное право на приобретение объектов государ­ственной собственности предоставлялось тру­довым коллективам. Комиссия по приватиза­ции оценивала финансовое состояние и про­изводственный потенциал и делала вывод о возможности приватизации, выборе способа необходимости реструктуризации, об исполь­зовании объектов социальной инфраструкту­ры. При оценке стоимости приватизируемого и объекта предпочтение отдавалось затратным способам определения его цены.

Второй этап: 1993-1994 гг.. Активный процесс реформирования го­сударственной собственности в Беларуси на­чался в 1993 г. после принятия законов «О раз­государствлении и приватизации государ­ственной собственности в Республике Беларусь» и «Об именных приватизационных чеках». Беларусь, как и многие другие страны, сдела­ла ставку на массовую чековую приватизацию, хотя только в Чехии чековая приватизация принесла ожидаемые результаты и считается примером для стран с переходной экономикой. В Беларуси 50% государственной собственности предпола­галось передать в частные руки путем оплаты" приватизационными чеками. Кроме того, чле­нам трудовых коллективов были установлены льготы при приобретении акций своих пред­приятий. Многие современные экономисты полагают, что проведенная чековая приватизация в нашей стране является пустой тратой времени. Т.к. не доверяя опыту многих стран, где чековая приватизации не имела должного эффекта, ну к этому числу не относится Чехия, наше государство пошло-таки на этот вариант. Отсутствие экономической активности у населения при этом не учитывалось, так же не учитывались и другие как объективные, так и субъективные факторы. В результате 46% граждан вообще не использовало чеки, а 18,3% использовали их не по прямому назначению. В итоге чековая приватизация зашла в тупик.

С моей точки зрения завершение чековой приватизации без денежной компенсации владельцам неиспользованных чеков является наилучшим решением. Так как нам не удалось пойти по стопам Чехии, где более 60% собственности, было приватизированной на первом этапе за купоны, и достигнуть аналогичных результатов. Тогда, возможно, следует пойти по пути ФРГ, где бесплатная приватизация не предусматривалась с самого начала. Это послужит мощным стимулом развития частного сектора в Беларуси (один из самых важных факторов роста эффективности экономики). В краткосрочном периоде потеря стоимости ИПЧ будет являться убытком для их владельцев, но в долгосрочном периоде выиграют все группы: а) правительство (рост доходов от приватизации, снижение расходов на содержание неэффективных предприятий, снижение налоговой нагрузки и пр.); б) предприятия (начало реальной реструктуризации, рост эффективности и прибыльности), в) владельцы ваучеров (выиграют от общего улучшения экономической ситуации, включая более качественные товары и более высокие зарплаты в будущем).

Законодательством определено, что опла­та приватизируемого объекта производится денежными средствами и именны­ми приватизационными чеками «Имущество», порядок применения которых устанавливается Законом  Республики Беларусь «Об имен­ных приватизационных чеках Рес­публики Беларусь». Более 51% го­сударственных и арендных пред­приятий  преобразовано в иную форму хозяйствования с использо­ванием именных приватизацион­ных чеков «Имущество». Из 4,9 млн чел., получивших чеки, свыше 2 млн чел. вложили 86,6 млн чеков в преобразованные  предприятия. Вместе с тем по состоянию на 1 марта  2000  г. гражданами страны исполь­зовано только 46,1% получен­ных   именных приватизацион­ных         чеков «Имущество», что объясняется недостаточным уровнем обеспе­ченности чеков государствен­ным     имуще­ством в связи с низкими темпа­ми преобразова­на    государ­ственных и арендных предприятии в акцио­нерные общества.

Третий этап начался в 1996 году, он характеризуется приостановлени­ем разгосударствления и приватизации, что обусловлено экономической политикой государства, предполагающей медленное, посте­пенное вхождение в рынок

Во все годы анализируемого периода значительный удельный вес в структуре реформированных предприятий занимали предприятия торговли. В результате их удельный вес составляет 29,2%, что объяс­няется не только их небольшими размерами, но и высокой доходно­стью коммерческой деятельности по сравнению с другими сферами вложения капитала. Значительный удельный вес в структуре приватизированных за­нимают предприятия бытового обслуживания. В целом предприя­тия коммунальной собственности составляют 54% в общем количе­стве приватизированных.

С 1995 г. начался этап, который ознаме­новался пересмотром стратегии и тактики процесса разгосударствления и приватизации и последующим его спадом. Годовые программы разгосударствления и приватизации республиканской собственности в 1995-1996 гг. впоследствии были отменены. С 1996 г. наметилась тенденция сниже­ния общих темпов акционирования и прива­тизации по стране, существенно изменились и используемые методы трансформации соб­ственности. По мере нарастания инфляцион­ных процессов выкуп физически и морально изношенных фондов становился все более не­эффективным и затруднительным. В резуль­тате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного иму­щества арендными предприятиями сократил­ся с 1991 г. по 2000 г. на 39 процентных пунк­тов и в 2000 г. составил лишь 7%, а с 2002 по 2006 и вовсе не осуществляется.

Наиболее распространенными методами приватизации являются акционирование (48% от всех приватизированных предприя­тий в 2005 г.) и продажа на аукционе. В период с 1991 по 2006 было приватизировано 4100 организаций, хотя в последние годы темпы приватизации сильно снижаются, так за 2005 году было приватизировано только 46 организаций из них 41 преобразовано в акционерное общество и 5 продано на аукционе(что составляет 2% и 0,4% соответственно от общего числа приватизированных организаций данным способом). Если в 1991-1992 гг. продажа гособъ­ектов на аукционе не проводилась, то далее она возросла (16,8% в 1993 г. и 19,6% в 1999 г.), а затем сократилась (11% в 2000 г.). В то же время в 1998 г. она составляла 49,5% от всех преобразованных предприятий. Продаж объектов по конкурсу за указанный период сократилась на 13,3 процентных пункта и 2000 г. составила 4,7% всех преобразованных в этом году предприятий.

Разгосударствление и приватизация в стране в территориальном разрезе все шестнадцать лет происходили достаточно равномерно. Больше всего преобразовано предприятий в г. Минске - 19%, меньше всего - 10% от их общего числа - в Витебской области.             

Информация о работе Приватизация и разгосударствление