Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для предприятий, у которых нет шансов быть проданными в руки частных владельцев, предлагается осуществление санации, а в отдельных случаях они должны быть ликвидированы. Высокие затраты Попечительского ведомства на проведение политики санации демонстрируют ее ограниченные возможности. Кроме того, существует опасность, что политика санации деградирует до элементарной политики сохранения существующей структуры производства, которая определяется стремлением сохранить нерентабельные рабочие места за счет всего общества. Лучшей альтернативой политике санации является широкомасштабная ликвидация задолженности государственных предприятий. Вопросы регулирования и финансовые последствия, связанные с этой политикой, могут изучаться на примере конкретной деятельности Попечительского ведомства по приватизации.
Вывод: Осуществление политики приватизации в Германии, безусловно, сопровождалось многочисленными ошибками. Можно утверждать, что механическое повторение германской практики недопустимо. Эта практика, однако, показала главные направления разгосударствления восточногерманской экономики и развития частной инициативы на основе свободной конкуренции. Подобные направления должны стать основой для проведения политики приватизации в других странах, стоящих на пути реформ. Если этого не произойдет, то политика приватизации, а вместе с тем и весь институт частной собственности, потеряют доверие населения.
2.3. Политика приватизации в Мексике
Мексика, одна из тех стран, которые во время приватизации не делали главной задачей провести ее как можно в более сжатые сроки, они делали упор на поэтапный процесс, последовательную продажу своих объектов сначала в одном секторе экономики, затем в другом. Этот опыт будут полезен для РБ, т.к. не быстрая, а основательно подготовленная приватизация поможет нам избежать коррупции во время ее проведения, а также достигнуть высоких, как экономических, так и социальных результатов.
В 80—90-е годы прошлого века в Мексике была осуществлена широкомасштабная приватизация государственной собственности и произошел переход от господствовавшей долгое время государственной экономической модели развития к неолиберальной.
Для того, чтобы положить начало процессу приватизации, требовалось модернизировать существовавшие до того нормы права и, прежде всего, необходимо было реформировать три основные статьи Конституции Мексики: 25, 26 и 27, которые наряду с некоторыми другими формируют ее экономическое содержание. «Под влиянием финансово-экономического кризиса, в результате изменений политических ориентиров правительства, с целью делимитации сфер деятельности государственного и частного секторов и закрепления базовых принципов деятельности государства в экономике, — пишет известный специалист по конституционному праву Мексики Р.Ривес Санчес, — были реформированы конституционные нормы...»[48,c56]. Существенно была переработана и расширена статья 25, которая определяет общие основы участия мексиканского государства в экономическом развитии нации и которая раньше, в отличие от других статей, вообще не подвергалась изменениям. Ее реформирование определяло обновление других экономических статей мексиканской Конституции.
Во-первых, была развернуто сформулирована роль государства в экономике. В частности, было записано, что государство обеспечивает и гарантирует интегрированное и устойчивое национальное развитие, стимулирует экономический рост и увеличение занятости, способствует более справедливому распределению дохода и богатства в обществе. Был сделан упор на его регулирующие функции: «Государство планирует, управляет, координирует и ориентирует национальную экономическую деятельность и осуществляет регулирование и стимулирование всех видов деятельности, которые удовлетворяют общенациональные интересы...»[38,c5].
Во-вторых, было записано, что государственный и частный секторы конкурируют между собой, но за исключением тех сфер экономики, которые закреплены исключительно за государством.
В-третьих, реформированная 25 статья декларировала, что государство, руководствуясь общественными интересами, поддерживает и стимулирует деятельность частных предприятий, создает необходимые условия для их функционирования, чтобы обеспечить им возможности внести вклад в развитие национальной экономики. Более того, частный сектор допускался к деятельности приоритетных отраслей экономики, которые раньше резервировались за государством. В Конституции было записано, что федеральное правительство «может самостоятельно или совместно с частным и общественным секторами, в соответствии с законодательством, участвовать в развитии приоритетных сфер».
Основная идея реформирования государственной собственности первоначально заключалась в том, чтобы приватизировать те государственные предприятия, которые не выполняют в национальной экономике роль стратегических и приоритетных объектов. Это дает возможность, по замыслу правительства, перераспределить часть ресурсов на социальные и другие цели, а часть их сосредоточить в меньшем по размеру, но эффективно работающем государственном секторе. В Плане национального развития 1989—1994 гг. говорилось, что одно из важнейших направлений модернизации государственного сектора — «укрепление государственных предприятий и обеспечение их эффективного участия в развитии стратегических и приоритетных сфер экономики». Этот же подход сохранился в Национальной программе модернизации государственных предприятий, которая была рассчитана на 1990— 1994 гг. В ней достаточно четко была сформулирована главная задача правительства: продолжить приватизацию предприятий, которые не являются стратегическими и приоритетными, но одновременно обеспечить «поддержку собственности и сохранение контроля над предприятиями, сферы деятельности которых обозначены статьей 28 Конституции страны»[38,c3].
Все это свидетельствует о том, что в процессе реформирования государственной собственности в Мексике первоначально обозначились два направления: рестрикционное и модернизационное, отражающие противоречивое отношение к использованию ее регулирующих возможностей. В рамках первого направления осуществлялась политика сокращения размеров государственной собственности посредством ликвидации и распродажи государственного имущества и сокращения государственных расходов. Второе предполагало ограничение ее размеров стратегическими и приоритетными сферами деятельности, но при этом в приоритетных сферах, согласно законодательным изменениям, наряду с государственным капиталом теперь мог действовать уже и частный капитал.
Хотя процесс приватизации начался в 1983 г., в упорядоченном виде основные приватизационные задачи и мероприятия были изложены в двух ранее названных документах — Плане национального развития 1989—1994 гг. и Национальной программе модернизации государственных предприятий 1990— 1994 гг. Эти два важных правительственных документа определяли и конкретизировали способы дезинкорпорации государственной собственности, как в Мексике часто называют приватизационный процесс, так как он, кроме собственно приватизации, включает в себя и другие меры по реформированию собственности государства.
Можно выделить четыре основных способа реформирования государственной собственности в Мексике. Первый предполагал расформирование, прекращение деятельности и ликвидацию государственных предприятий в следующих случаях: а) когда государственные предприятия выполнили первоначально определенные для их деятельности цели и задачи; б) когда некоторые объекты государственной собственности были не в состоянии адекватно реализовать функции, которые им вменены в обязанности в момент создания; в) когда сфера деятельности государственных предприятий уже не рассматривается как приоритетная или же когда их функционирование не является целесообразным с точки зрения общественных интересов или потребностей национальной экономики; г) когда государственные предприятия продемонстрировали низкую жизнеспособность, неэффективно используют свой экономический потенциал и стали нерентабельными; д) когда функции некоторых государственных предприятий целесообразнее передать другим государственным предприятиям, организациям и учреждениям, где они будут выполняться более эффективно.
Второй способ заключался в слиянии государственных предприятий для обеспечения лучшего использования ресурсов, осуществления интеграции и комбинирования производственных, коммерческих и административно-управленчески
Третий способ состоял в передаче некоторых предприятий общефедеральной собственности штатам и муниципалитетам. Определяющим критерием в этом случае является значимость государственного предприятия для регионального развития или его связь с местными программами и планами развития.
И, наконец, четвертый способ — продажа предприятий, которые не являются стратегическими и приоритетными. В этой категории могли оказаться и жизнеспособные государственные предприятия, которые, прежде всего, представляли интерес для частного капитала.
Основную роль в процессе приватизации играли министерство финансов и государственного кредита и созданные в ее структуре специальные подразделения, наделенные функциями координации, контроля и исполнения приватизационных мероприятий, и министерство генеральной федеральной инспекции.
Приватизационные процессы заняли значительный по времени период: они продолжались почти 20 лет и к 2000 г. были в основном завершены, а в последние годы развиваются как остаточные явления.
В начале процесса приватизации мексиканское государство имело в своей собственности 1155 предприятий, действовавших в 63 отраслях национальной экономики. В 1983—1984 гг. было распродано небольшое количество мелких государственных предприятий, которые являлись нерентабельными и не занимали весомых позиций в экономике страны. Одновременно были ликвидированы предприятия, существовавшие только на бумаге, т.е. были формально созданы, но не приступили к своей деятельности, а также расформированы предприятия, которые дублировали функции других государственных предприятий. В первые два года приватизации ее цели не были четко определены и наблюдалась «случайная продажа» государственных предприятий[11,c56]. Она не встретила серьезного сопротивления в обществе за исключением протестов некоторых профсоюзов и других организаций трудящихся.
Как сам процесс приватизации в Мексике, так и его результаты достаточно противоречивы. Важными являются три обстоятельства, которые обозначились в ходе приватизации и определили некоторый уровень консервации и устойчивости государственной собственности. Первое из них заключается в том, что даже неолиберальный подход, который был положен в основу мексиканской приватизации, допускает сохранение в экономике тех объектов государственной собственности, которые связаны с производством общественных благ и деятельностью естественных монополий.
Многие факты говорят о том, что процессы воспроизводства в современных условиях не могут происходить без участия государства. Причем его участие не может быть ограничено только косвенным регулированием национального хозяйства, а должно быть дополнено непосредственным проникновением в экономику в качестве собственника Мексиканская приватизация — это одновременно и политика ограничения масштабов государственной собственности, и политика ее порождения. Конечно, речь не идет о втором рождении государственной собственности или восстановлении ее прежних позиций в экономике. Просто государству намного легче решать определенные проблемы экономического развития, обладая собственностью в ряде ключевых отраслей хозяйства.
Кроме того, в процесс приватизации были заложены некоторые механизмы, которые снижали его эффективность, хотя и были неизбежными с точки зрения необходимости разрешения сложных проблем национальной экономики. Прежде всего, это нашло отражение в оттоке из страны значительных ресурсов, которые были получены правительством в ходе продажи приватизируемых объектов. Решение об их использовании для погашения внешних долгов не позволяло инвестировать эти средства в национальную экономику в той или другой форме. А они были достаточно весомыми как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Вывод: На примере Мексике, становиться ясно, что для улучшения экономического состояния в стране при помощи приватизации, не обязательно проводить ее в кротчайшие сроки, как это было сделано в Чехии и ФРГ, а возможно, и это окажется более эффективно провести ее за 10-20 лет, что тоже несомненно сможет оздоровить экономику Республики Беларуси и сделать ее более привлекательной для иностранных инвестиций.
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1.Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь
Процессу реформирования отношений собственности в Республику Беларусь уделяется большое значение, так в Программе социально-экономического развития на 2006-2010 годы говориться, что важнейшими стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются развитие многоукладной экономики и конкурентной среды; совершенствование правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающие надежную защиту прав собственности при отсутствии социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.
Первый законодательный акт регламентирующий процесс приватизации в РБ был принят 23.09.1991г. Советом Министров Белорусской ССР, Постановлений № 360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь в 1991г.», временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности в Беларуси и 9 нормативно-методических приложений в виде самостоятельных положений.
1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации
2. Право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной
3. Дифференциация методов, форм и процедур приватизации
4. Разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней