Приватизация и разгосударствление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Оглавление

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Приватизация и разгосударствление.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Что касается динамики преобразований по отраслям народного хозяйства, то наиболее интенсивно приватизировались предприятия промышленности и торговли, бытового обслу­живания населения, общественного питания. В то же время предприятия ЖКХ, транспорт­ного и строительного комплекса имели гораз­до более низкие темпы трансформации фор­мы собственности.

Преобразование государственной формы собственности в республике незначительно изменило структуру основных фондов (см. приложение 1) . В 2000 г. доля государственной соб­ственности составила 72,4%, т.е. за десять лет снизилась только на 7,2%. Основной рост негосударственной собственности за указанный период произошел за счет увеличения доли собственности АО. За этот период сократился удельный вес арендных предприятий в связи с преобразованием значительного их количе­ства в иные формы хозяйствования.

Несмотря на рост количественных и сни­жение качественных индикаторов функциони­рования всех белорусских предприятий, ре­зультаты их хозяйственной деятельности сви­детельствуют о более эффективной работе предприятии негосударственных форм собственности.

В условиях высокой инфляции, полити­ки мягких бюджетных ограничений и отсут­ствия рыночной инфраструктуры очень слож­но говорить об эффективной и прибыльной работе, расширенном воспроизводстве как го­сударственных, так и частных предприятий. И среди предприятий негосударственной формы собственности имеются такие, которые рабо­тали с убытками (см. приложение 3). Однако тенденция более эффективной работы предприятий не­государственной формы собственности не вы­зывает сомнения, при этом она тем выше, чем меньше доля акции, принадлежащих государ­ству (см. приложение 4).

Из ниже приведенного приложения 2 видно, что наиболее рентабельными за 1998-2009гг.. предприятия республиканской формы собственности 27,9%, второе место занимают предприятия негосударственной формы собственности 19,2%, а наиболее нерентабельными за истекший промежуток времени стали коммунальные предприятия -2,0%. И обязательно стоит отметить, что предприятия госсобственности смогли уменьшить свой на 1 млн. прибыли с 918 до 816 тыс. рублей, что составило более 100 тыс., в то время как негос. предприятия  уменьшили этот показатель только на 25 тыс. рублей.

Прослеживая данные, приведенные в приложении 4 следует отметить, что наибольшими темпами растет количество АО, где государству принадлежит свыше 75% акций, в то время как число предприятий, где государство имеет только 0,1-25,0% акций с 1998 по 2002 увеличилось только на 2 предприятия, зато рентабельность повышалась только на тех предприятиях, где государству принадлежит от 25,1% до 50,0% , и увеличился на 13,8%.

Если оценивать продекларированные в Государственной программе разгосударствления и приватизации цели, то можно сказать, что правительство, приступая к приватизации, рассчитывало на активизацию рыночных сил, расширение инвестиционных возможностей, облегчение бремени, лежащего на государственной казне. Однако к настоящему времени реформа государственной собственности пока не оказала ощутимого воздействия на экономику в плане ее стабилизации, повышения инвестиционной активности и благосостояния основной массы населения. Из всех постсоциалистических стран Республика Беларусь осталась единственной, в которой, несмотря на хорошую правовую основу и грамотно определенные цели, в собственности государства все еще остается около 75% предприятий, а сам процесс приватизации еще далек от завершающей стадии, которую уже прошли Чехия, Мексика и Германия.

Основываясь на программе социально-экономического развития на 2006-2010, следует отметить, что важнейшими стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются развитие многоукладной экономики и конкурентной среды; совершенствование правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающие надежную защиту прав собственности при отсутствии социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.

Основными подходами к реализации государственной политики реформирования отношений собственности являются:

принятие решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;

ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;

учет мирового опыта реформ, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением консультантов по финансам, хозяйственному праву и менеджменту, аудиторов, оценщиков;

сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства.

Одной из самых сложных проблем приватизационного периода является проблема привлечения инвестиционного капитала, оно  возможно по следующим основным направлениям:

                       На стадии разгосударствления и приватизации конкретного государственного предприятия инвестор, в том числе иностранный, может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в уставный фонд такого общества денежного или имущественного взноса. На сумму взноса в уставный фонд инвестору выдается соответствующий пакет акций этого акционерного общества. Вносимые средства являются прямыми инвестициями в предприятие. На совместное предприятие, созданное в форме открытого акционерного общества распространяются льготные условия формирования уставного капитала. В первый год он может быть сформирован в размере не менее 50 % объявленной величины, а в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации акционерного общества. По этой схеме уже были созданы первые открытые акционерные общества с участием иностранных учредителей: Могилевский металлургический завод с участием компании Бостон Тренд Коннекшиз, г. Фремингем, штат Массачусетс. США, вклад которой составил 38,8 % от величины уставного фонда общества; Ошмянская кофейно-цикорная фабрика с участием иностранного предприятия "Биэлла", учрежденного американской компанией "Гордон Интерпрайсис ЛТД", вклад которого составил 50 % от величины уставного фонда общества.

                       Иностранный инвестор может участвовать в выкупе принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ на конкурсных торгах, или в выкупе государственного имущества по конкурсу, на аукционах. Основными условиями конкурса являются: величина инвестиций в модернизируемое производство, освоение новых видов продукции и новых рынков сбыта и др. Так, например, 46 % акций стеклозавода "Октябрь" продано на конкурсной основе белорусско-английскому совместному предприятию "Лада-ОМС" по цене, сниженной на 50 % от начальной стоимости.

                       Иностранный инвестор может приобретать акции дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, в которых в настоящее время государству, как акционеру, принадлежат значительные пакеты акций. Дополнительный выпуск акций осуществляется под конкретный инвестиционный проект. Возможность проведения второй и последующих эмиссий акций открытых акционерных обществ до полной продажи принадлежащих государству акций первого выпуска может стать стимулом для инвестора, так как средства, вырученные от продажи акций, в этом случае поступают непосредственно на предприятие и направляются на финансирование инвестиционного проекта.

                       Иностранные юридические и физические лица могут участвовать в создании на территории страны совместных и иностранных предприятий. Совместное или иностранное предприятие может быть создано на базе государственного имущества, продаваемого на аукционе или по конкурсу. Участие в приватизации вполне приемлемо для иностранных юридических и физических лиц, так как согласно законодательству Республики Беларусь совместным предприятиям с долей в уставном капитале иностранного инвестора более 30 % предоставляются следующие льготы:

 без лицензии экспортировать продукцию собственного производства;

 безлицензионно импортировать товары для собственной хозяйственной деятельности;

 в течение 3-х лет предприятие освобождается от уплаты налога на прибыль;

 если предприятие производит особо важную для Республики Беларусь продукцию (перечень такой продукции определен), то оно может быть освобождено еще на 3 года от уплаты 50 % налога на прибыль;

Сегодня самое главное понять, что проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в процессе приватизации государственной собственности являются важнейшими, так как инвестор несет с собой ноу-хау, новый менеджмент, стремление к успеху, деньги и, возможно, рынки сбыта, что в общем-то и явится условием стабилизации экономики и повышения благосостояния граждан.

Органы государственной власти в лице правительства и органов государственного управления должны осознать, что успех приватизации невозможен без соответствующих условий внешней среды. Задача правительства - "подтолкнуть" предприятия к деятельности в новых конкурентных условиях. Для получения благоприятных результатов у нас создана хорошая нормативно-правовая база, существую грамотные специалисты и руководители, а главное мы не будем первооткрывателями в этой области, так как у нас яркие примеры безвозмездной приватизации в Чехии, быстрой возмездной приватизации в ФРГ и планомерной, растянутой на 20 лет в Мексике. Для достижения поставленных целей необходимо: обеспечить относительную финансовую и стратегическую независимость предприятий; стимулировать свободную конкуренцию с отечественными и зарубежными производителями; активизировать практическое проведение приватизации и создать соответствующее экономическое окружение, способствующее успеху; гарантировать предсказуемость будущего в политике, правовой и финансовой сферах; создать соответствующий климат для поддержания предпринимательских намерений и инвестиционной активности.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс приватизации и разгосударствления является одним из главных экономических составляющих при переходе в рыночной экономике. Нельзя еще раз не упомянуть о  важности приватизации для создания благоприятного микроклимата в стране для иностранных инвестиций, роста социально-экономических показателей в стране, благоприятного развития малого, среднего и крупного бизнеса. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов.

Исследования, проведенные в курсовой работе, показали, что:

1.      Приватизация - это не только экономическая проблема, но в большей степени политическая и психологическая. Очень важно общественное понимание этой проблемы, недопущение ее компрометации. Приватизацию нельзя проводить бесконечно. Чем больше растянуты сроки, тем сложнее поддерживать общественное согласие, т.к. общественность не хочет понимать и прощать ошибки правительства. В Чехии быстрая приватизация не потребовала широкой общественной поддержки, т.к. мнение общественности было сформировано быстро и идеи приватизации были приняты в первозданном виде. Общественность не успела стать в оппозицию к проводимым реформам. Результат: в Чехии достаточно быстро и без драматических коллизий удалось преодолеть кризис переходного периода и после Венгрии выйти на второе место по уровню внешних инвестиций на душу населения в год (Венгрия - 432 долл., Чехия - 234 долл., Беларусь - 1-5 долл.).

2.      Законодательство о приватизации государственной собственности, даже очень хорошее, не действует, если нет институтов, способных наполнить закон содержанием и реальным смыслом, соединить в механизме реализации закона и интересы людей. При этом главное - добиться согласованных решений при постановке общих целей: парламент - стратегические решения; правительство - экономическая политика; органы приватизации - оперативные решения. Для управления процессом приватизации команда должна обладать профессиональными знаниями проблем, глубокими и фундаментальными, умением объяснять сложные вещи очень простым языком. Главное, чтобы люди, объединенные идеей приватизации, были готовы пройти все этапы: недоверие общественности, смену политической власти, парламентскую борьбу. Чтобы они были в состоянии продекларировать цели, осознанно донести их до всех и самим от них не отказаться. Такие команды были созданы в Мексике, Чехии и Германии.

3.      Медленные темпы приватизации могут себе позволить государства, в которых правительство или сами работники предприятий в состоянии обеспечить контроль над предприятиями и не допустить растаскивания имущества управляющими (менеджерами). При этом государство должно сохранить за собою возможность финансовой поддержки госпредприятий и обеспечить высокий уровень сбережений и рост в негосударственном секторе. Если же реальной властью на предприятиях обладает не правительство, администрация (управляющие) или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиеся государственные средства, приватизация становится неотложной задачей. В этих условиях реально увеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийная приватизация, в ходе которой бесконтрольно присваивается государственное имущество. Исследователи этого феномена делают выводы, что фактически приватизация в большинстве случаев откладывается не столько по политическим соображениям или в связи с неуверенностью в выборе оптимального подхода, только потому, что сохранение государственной формы собственности в переходный период предполагает сохранение расплывчатых прав собственности, создающих возможность, как правило, для самих руководителей предприятий, незаконного распределения прибыли, уклонения от налогов и растаскивания государственного имущества.

4.      Страны, принявшие идею безвозмездной массовой приватизации посредством ваучеров, купонов (Чехия, Молдова) и проводившие ее четко, грамотно, последовательно и под контролем государства, являются ярким подтверждением следующих выводов: к приватизации было привлечено огромное количество людей; под давлением людей, получивших купоны, ваучеры, приватизация двигалась быстрее; свободная продажа акций, приобретенных в обмен на купоны, ваучеры, позволила сосредоточить акции в руках эффективных собственников, обеспечила развитие рынка ценных бумаг и рынка капитала и соответственно, приток инвестиционного капитала для реструктуризации предприятий в постприватизационный период.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление