Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Что касается динамики преобразований по отраслям народного хозяйства, то наиболее интенсивно приватизировались предприятия промышленности и торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания. В то же время предприятия ЖКХ, транспортного и строительного комплекса имели гораздо более низкие темпы трансформации формы собственности.
Преобразование государственной формы собственности в республике незначительно изменило структуру основных фондов (см. приложение 1) . В 2000 г. доля государственной собственности составила 72,4%, т.е. за десять лет снизилась только на 7,2%. Основной рост негосударственной собственности за указанный период произошел за счет увеличения доли собственности АО. За этот период сократился удельный вес арендных предприятий в связи с преобразованием значительного их количества в иные формы хозяйствования.
Несмотря на рост количественных и снижение качественных индикаторов функционирования всех белорусских предприятий, результаты их хозяйственной деятельности свидетельствуют о более эффективной работе предприятии негосударственных форм собственности.
В условиях высокой инфляции, политики мягких бюджетных ограничений и отсутствия рыночной инфраструктуры очень сложно говорить об эффективной и прибыльной работе, расширенном воспроизводстве как государственных, так и частных предприятий. И среди предприятий негосударственной формы собственности имеются такие, которые работали с убытками (см. приложение 3). Однако тенденция более эффективной работы предприятий негосударственной формы собственности не вызывает сомнения, при этом она тем выше, чем меньше доля акции, принадлежащих государству (см. приложение 4).
Из ниже приведенного приложения 2 видно, что наиболее рентабельными за 1998-2009гг.. предприятия республиканской формы собственности 27,9%, второе место занимают предприятия негосударственной формы собственности 19,2%, а наиболее нерентабельными за истекший промежуток времени стали коммунальные предприятия -2,0%. И обязательно стоит отметить, что предприятия госсобственности смогли уменьшить свой на 1 млн. прибыли с 918 до 816 тыс. рублей, что составило более 100 тыс., в то время как негос. предприятия уменьшили этот показатель только на 25 тыс. рублей.
Прослеживая данные, приведенные в приложении 4 следует отметить, что наибольшими темпами растет количество АО, где государству принадлежит свыше 75% акций, в то время как число предприятий, где государство имеет только 0,1-25,0% акций с 1998 по 2002 увеличилось только на 2 предприятия, зато рентабельность повышалась только на тех предприятиях, где государству принадлежит от 25,1% до 50,0% , и увеличился на 13,8%.
Если оценивать продекларированные в Государственной программе разгосударствления и приватизации цели, то можно сказать, что правительство, приступая к приватизации, рассчитывало на активизацию рыночных сил, расширение инвестиционных возможностей, облегчение бремени, лежащего на государственной казне. Однако к настоящему времени реформа государственной собственности пока не оказала ощутимого воздействия на экономику в плане ее стабилизации, повышения инвестиционной активности и благосостояния основной массы населения. Из всех постсоциалистических стран Республика Беларусь осталась единственной, в которой, несмотря на хорошую правовую основу и грамотно определенные цели, в собственности государства все еще остается около 75% предприятий, а сам процесс приватизации еще далек от завершающей стадии, которую уже прошли Чехия, Мексика и Германия.
Основываясь на программе социально-экономического развития на 2006-2010, следует отметить, что важнейшими стратегическими направлениями реформирования отношений собственности являются развитие многоукладной экономики и конкурентной среды; совершенствование правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающие надежную защиту прав собственности при отсутствии социальных конфликтов; привлечение инвестиций в экономику.
Основными подходами к реализации государственной политики реформирования отношений собственности являются:
принятие решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства;
ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;
учет мирового опыта реформ, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением консультантов по финансам, хозяйственному праву и менеджменту, аудиторов, оценщиков;
сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства.
Одной из самых сложных проблем приватизационного периода является проблема привлечения инвестиционного капитала, оно возможно по следующим основным направлениям:
На стадии разгосударствления и приватизации конкретного государственного предприятия инвестор, в том числе иностранный, может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в уставный фонд такого общества денежного или имущественного взноса. На сумму взноса в уставный фонд инвестору выдается соответствующий пакет акций этого акционерного общества. Вносимые средства являются прямыми инвестициями в предприятие. На совместное предприятие, созданное в форме открытого акционерного общества распространяются льготные условия формирования уставного капитала. В первый год он может быть сформирован в размере не менее 50 % объявленной величины, а в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации акционерного общества. По этой схеме уже были созданы первые открытые акционерные общества с участием иностранных учредителей: Могилевский металлургический завод с участием компании Бостон Тренд Коннекшиз, г. Фремингем, штат Массачусетс. США, вклад которой составил 38,8 % от величины уставного фонда общества; Ошмянская кофейно-цикорная фабрика с участием иностранного предприятия "Биэлла", учрежденного американской компанией "Гордон Интерпрайсис ЛТД", вклад которого составил 50 % от величины уставного фонда общества.
Иностранный инвестор может участвовать в выкупе принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ на конкурсных торгах, или в выкупе государственного имущества по конкурсу, на аукционах. Основными условиями конкурса являются: величина инвестиций в модернизируемое производство, освоение новых видов продукции и новых рынков сбыта и др. Так, например, 46 % акций стеклозавода "Октябрь" продано на конкурсной основе белорусско-английскому совместному предприятию "Лада-ОМС" по цене, сниженной на 50 % от начальной стоимости.
Иностранный инвестор может приобретать акции дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, в которых в настоящее время государству, как акционеру, принадлежат значительные пакеты акций. Дополнительный выпуск акций осуществляется под конкретный инвестиционный проект. Возможность проведения второй и последующих эмиссий акций открытых акционерных обществ до полной продажи принадлежащих государству акций первого выпуска может стать стимулом для инвестора, так как средства, вырученные от продажи акций, в этом случае поступают непосредственно на предприятие и направляются на финансирование инвестиционного проекта.
Иностранные юридические и физические лица могут участвовать в создании на территории страны совместных и иностранных предприятий. Совместное или иностранное предприятие может быть создано на базе государственного имущества, продаваемого на аукционе или по конкурсу. Участие в приватизации вполне приемлемо для иностранных юридических и физических лиц, так как согласно законодательству Республики Беларусь совместным предприятиям с долей в уставном капитале иностранного инвестора более 30 % предоставляются следующие льготы:
без лицензии экспортировать продукцию собственного производства;
безлицензионно импортировать товары для собственной хозяйственной деятельности;
в течение 3-х лет предприятие освобождается от уплаты налога на прибыль;
если предприятие производит особо важную для Республики Беларусь продукцию (перечень такой продукции определен), то оно может быть освобождено еще на 3 года от уплаты 50 % налога на прибыль;
Сегодня самое главное понять, что проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в процессе приватизации государственной собственности являются важнейшими, так как инвестор несет с собой ноу-хау, новый менеджмент, стремление к успеху, деньги и, возможно, рынки сбыта, что в общем-то и явится условием стабилизации экономики и повышения благосостояния граждан.
Органы государственной власти в лице правительства и органов государственного управления должны осознать, что успех приватизации невозможен без соответствующих условий внешней среды. Задача правительства - "подтолкнуть" предприятия к деятельности в новых конкурентных условиях. Для получения благоприятных результатов у нас создана хорошая нормативно-правовая база, существую грамотные специалисты и руководители, а главное мы не будем первооткрывателями в этой области, так как у нас яркие примеры безвозмездной приватизации в Чехии, быстрой возмездной приватизации в ФРГ и планомерной, растянутой на 20 лет в Мексике. Для достижения поставленных целей необходимо: обеспечить относительную финансовую и стратегическую независимость предприятий; стимулировать свободную конкуренцию с отечественными и зарубежными производителями; активизировать практическое проведение приватизации и создать соответствующее экономическое окружение, способствующее успеху; гарантировать предсказуемость будущего в политике, правовой и финансовой сферах; создать соответствующий климат для поддержания предпринимательских намерений и инвестиционной активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс приватизации и разгосударствления является одним из главных экономических составляющих при переходе в рыночной экономике. Нельзя еще раз не упомянуть о важности приватизации для создания благоприятного микроклимата в стране для иностранных инвестиций, роста социально-экономических показателей в стране, благоприятного развития малого, среднего и крупного бизнеса. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов.
Исследования, проведенные в курсовой работе, показали, что:
1. Приватизация - это не только экономическая проблема, но в большей степени политическая и психологическая. Очень важно общественное понимание этой проблемы, недопущение ее компрометации. Приватизацию нельзя проводить бесконечно. Чем больше растянуты сроки, тем сложнее поддерживать общественное согласие, т.к. общественность не хочет понимать и прощать ошибки правительства. В Чехии быстрая приватизация не потребовала широкой общественной поддержки, т.к. мнение общественности было сформировано быстро и идеи приватизации были приняты в первозданном виде. Общественность не успела стать в оппозицию к проводимым реформам. Результат: в Чехии достаточно быстро и без драматических коллизий удалось преодолеть кризис переходного периода и после Венгрии выйти на второе место по уровню внешних инвестиций на душу населения в год (Венгрия - 432 долл., Чехия - 234 долл., Беларусь - 1-5 долл.).
2. Законодательство о приватизации государственной собственности, даже очень хорошее, не действует, если нет институтов, способных наполнить закон содержанием и реальным смыслом, соединить в механизме реализации закона и интересы людей. При этом главное - добиться согласованных решений при постановке общих целей: парламент - стратегические решения; правительство - экономическая политика; органы приватизации - оперативные решения. Для управления процессом приватизации команда должна обладать профессиональными знаниями проблем, глубокими и фундаментальными, умением объяснять сложные вещи очень простым языком. Главное, чтобы люди, объединенные идеей приватизации, были готовы пройти все этапы: недоверие общественности, смену политической власти, парламентскую борьбу. Чтобы они были в состоянии продекларировать цели, осознанно донести их до всех и самим от них не отказаться. Такие команды были созданы в Мексике, Чехии и Германии.
3. Медленные темпы приватизации могут себе позволить государства, в которых правительство или сами работники предприятий в состоянии обеспечить контроль над предприятиями и не допустить растаскивания имущества управляющими (менеджерами). При этом государство должно сохранить за собою возможность финансовой поддержки госпредприятий и обеспечить высокий уровень сбережений и рост в негосударственном секторе. Если же реальной властью на предприятиях обладает не правительство, администрация (управляющие) или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиеся государственные средства, приватизация становится неотложной задачей. В этих условиях реально увеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийная приватизация, в ходе которой бесконтрольно присваивается государственное имущество. Исследователи этого феномена делают выводы, что фактически приватизация в большинстве случаев откладывается не столько по политическим соображениям или в связи с неуверенностью в выборе оптимального подхода, только потому, что сохранение государственной формы собственности в переходный период предполагает сохранение расплывчатых прав собственности, создающих возможность, как правило, для самих руководителей предприятий, незаконного распределения прибыли, уклонения от налогов и растаскивания государственного имущества.
4. Страны, принявшие идею безвозмездной массовой приватизации посредством ваучеров, купонов (Чехия, Молдова) и проводившие ее четко, грамотно, последовательно и под контролем государства, являются ярким подтверждением следующих выводов: к приватизации было привлечено огромное количество людей; под давлением людей, получивших купоны, ваучеры, приватизация двигалась быстрее; свободная продажа акций, приобретенных в обмен на купоны, ваучеры, позволила сосредоточить акции в руках эффективных собственников, обеспечила развитие рынка ценных бумаг и рынка капитала и соответственно, приток инвестиционного капитала для реструктуризации предприятий в постприватизационный период.