Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Основные понятия: приватизация, разгосударствление, неэквивалентная приватизация, бесплатная массовая приватизация, денежная приватизация, либерализация рынков, денационализация, дезинкорпорации.
Основная цель работы– показать роль разгосударствления и приватизации при переходе стран к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..3ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………………………….4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация…7
1.1. Сущность разгосударствления…………………………………………………..7
1.2. Сущность приватизации…………………………………………………………9
1.3. Специфика осуществления приватизации в странах с рыночной и переходной экономикой……………………………………………………………10
2.Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…………………………………………………...14
2.1. Политика приватизации в Чехии………………………………………………14
2.2. Политика приватизации в ФРГ………………………………………………...15
2.3. Политика приватизации в Мексике……………………………………………16
3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь
3.1. Нормативно-правовая база, регламентирующая процесс приватизации и разгосударствления в Республике Беларусь……………………………………….24
3.2. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития……………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов, которыми должно руководствоваться государство с переходной экономикой:
1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.
2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.
3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.
4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.
5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.
6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
2. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах
2.1. Политика приватизации в Чехии
В первой половине 90-х экономическая ситуация в Чехии во многих аспектах была с схожа с ситуацией как и Республике Беларусь, так и в других постсоциалистических странах. Для перехода экономики страны на рыночные отношения нужны были четкое, грамотные, отлаженные, а главное быстрые меры. Одной из таких мер стала приватизация, опыт которой в Чехии в области ваучерной и массовой приватизации может быть использована Республикой Беларусь.
В начале приватизации экономика Чехии находилась в большей степени в собственности государства, чем в любой другой стране Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). По оценкам Федерального статистического бюро и Чешского национального банка, в 1990 г., т: е. в первом году по окончании коммунистического правления, в частном секторе было сосредоточено лишь 4-5% национального ВВП. Даже доля негосударственного сектора, включающего кооперативы, действовавшие по правилам, близким к государственным предприятиям, была довольно низкой. В частном секторе в Чехии производилось в 1990 г. 12% BBП, в 1995 г. – 17, а в 2000г. –82%, а в 2005г. – 85%
Совершенно естественно, что в экономике, находившейся в столь высокой степени под государственным контролем, приватизации было уделено значительное внимание. В первую очередь хронологически были приняты законы о реституции, предписывавшие возвращение определённого рода собственности прежним владельцам. Затем произошла «малая приватизация», использованная для приватизации небольших хозяйственных единиц путём проведения открытых (общественных) аукционов. Наконец, и это было наиболее важным мероприятием по масштабам, прошла «массовая приватизация», включавшая целый ряд методов приватизации – от аукционов и прямой продажи до ваучерного метода, основанного на частично бесплатном распределении акций среди общественности. Кроме этого некоторая часть собственности была передана муниципалитетам, которые также были пользователями бесплатной передачи акций в рамках массовой приватизации.
Еще одной проблемой стала трансформация кооперативов, особенно важная в сельском хозяйстве, а также в розничной торговле и других отраслях. С качественной точки зрения наиболее важным методом была массовая приватизация: до 30 июня 1993 г. приватизации была представлена собственность в размере 597 млрд. чешских крон, из которой имущество на сумму 278 млрд. было переведено в форму ваучеров. На втором по значению месте была передача собственности муниципалитетам: примерно 6 тыс. муниципалитетов получили имущество ценой 350 млрд. чешских крон в 1991 г., а в последующие два года они получили даже несколько больше собственности в результате массовой приватизации. Собственность, вовлечённая в реституцию, достигала 75125 млрд. чешских крон. В ходе малой приватизации сумма продаж достигла 31 млрд. чешских крон. Прямые зарубежные инвестиции составили лишь 58,2 млрд. чешских крон за период с 1 января1990 г. до 30 сентября 1993 г.: их роль была относительно мала по сравнению с общим объёмом приватизированного имущества. Поскольку эта работа рассматривает такого рода инвестиции лишь в контексте приватизационных фондов, возникших в результате «крупномасштабной приватизации», детально вопросы реституции и/или «малой приватизации» здесь не исследуются.
2.2. Политика приватизации в ФРГ
Впервые курс на приватизацию народной собственности в бывшей ГДР был сформулирован в статье 11 Закона об управлении народной собственности[50,c89] - который был принят Народной палатой ГДР в июне 1990 года. Стратегия объяснялась рядом факторов. Законодатели видели задачи приватизации в необходимости, по возможности быстрыми темпами, сократить экономическую деятельность государства, обеспечить свободу конкуренции как можно большему числу предприятий, и, соответственно, обеспечить сохранность старых и возникновение новых рабочих мест.
В ФРГ институт частной собственности с момента возникновения принадлежит к основным правам, закрепленным в Конституции (статья 14 Основного Закона). Этот принцип находит также свое отражение в экономической концепции социального рыночного хозяйства. Основы этой концепции подразумевают связь частной инициативы, конкурентного рыночного обмена и государственной системы социального обеспечения[50,c92]. Духовные отцы этой концепции постоянно подчеркивали взаимозависимость этих трех важнейших составных частей эффективной и социально-ориентированной экономики. Вальтер Ойкен видел в частной собственности необходимую предпосылку развития конкурентной и одновременно социальной рыночной экономики, в противоположность коллективной собственности, которая неизменно ведет к объединению государственной и экономической власти и, таким образом, бюрократизации всей экономики в целом. Он также постоянно подчеркивал необходимость экономической конкуренции: «Только экономика, основанная на принципе конкуренции, объясняет существование в современном индустриальном обществе института частной собственности. Но, с другой стороны, частная собственность является необходимой предпосылкой для существования свободного государственного и общественного строя»[51,c253]. Сущность частной собственности и ее место в социально-ориентированном рыночном хозяйстве едва ли можно сформулировать точнее и лаконичнее.
Экономическое развитие Германии после войны полностью подтвердило справедливость этой позиции. Экономический и общественный строй, созданный в ФРГ, предоставил людям не только индивидуальные свободы и экономическое благосостояние, но и уверенность в социальной поддержке государства. Эти успехи базируются в первую очередь на эффективном производстве частного сектора экономики, который производил и производит в среднем 90 процентов валового продукта страны, создавая тем самым материальную основу для финансирования государственной системы социального обеспечения. Остальные 10 процентов производятся в общественном секторе, в котором следует выделить два крупнейших государственных предприятия по обеспечению населения (Федеральная почта и Федеральная железная дорога). По сравнению с другими промышленно развитыми странами государственный сектор в экономике ФРГ занимает промежуточное положение.
В то время, когда в Западной Германии доминировал частный сектор, в бывшей ГДР с момента ее создания преобладал государственный. Этот принцип основывался на марксистско-ленинской идеологии, лейтмотивом которой оставалось знаменитое право коллективной или народной собственности на средства производства. Негативные последствия принятых решений партийным руководством переносились на все общество в целом, отражаясь в государственном бюджете. Можно поэтому утверждать, что государственная собственность способствовала возникновению коллективной безответственности[44,c193]. В этих условиях едва ли могло развиться осознанное чувство собственности, которое стало бы основой рационального хозяйственного расчета. Политический интерес заключался в защите власти, бюрократический интерес – в защите постов и государственного бюджета. Принципы рентабельности и эффективности не принимались во внимания руководителями предприятий.
Структуры производства и инвестиций, сформированные в ГДР за долгие годы, не соответствовала интересам потребителей и условиям рыночной экономики. По сравнению с промышленно развитыми странами для структуры экономики социалистических стран было характерно гиперразвитие добывающей, тяжелой и оборонной промышленности. Производство товаров потребления, ремесла и производство услуг отставало. Для производства была характерна высокая степень концентрации, в привилегированном положении находились крупные образцово-показательные предприятия. Плановому хозяйству была присуща низкая эффективность производства. Производительность труда в экономике ГДР в конце 80-х годов составляла лишь 33 процента от показателей Западной Германии. Производительность труда и капитала оказалась бы еще меньшей, если бы оценка валового продукта ГДР производилась бы в мировых рыночных ценах. Плачевное положение экономики ГДР и существенное отставание от Западной Германии отчетливо проявилось с объединением ФРГ и ГДР 1 июля 1990 года. Введение немецкой марки по политически необходиXXXикк, но экономически нереальному курсу в одночасье сделало большинство производств ГДР нерентабельными. Обменный курс 1:1 (немецкая марка к восточногерманской марке), который касался также всех денежных платежей (заработная плата, цены), вынудил восточногерманские предприятия оплачивать свои достаточно высокие текущие затраты в немецких марках. Одновременно, относительно высокие цены восточногерманских товаров вступили в конкуренцию с относительно низкими ценами мирового рынка и, прежде всего, Западной Германии. Предприятия, обладавшие низкой производительностью труда, предлагавшие товары низкого качества и не имеющие достаточных условий их для реализации, не могли выдержать это требование. К негативным моментам добавилось уничтожение традиционного восточного рынка сбыта, которое стало следствием перестройки во многих восточноевропейских странах. Восточногерманские предприятия подверглись конкуренции как на восточных, так и на западных рынках сбыта. Наконец, переход к системе западногерманского государственного, экономического и социального строя, ознаменованный объединением Германии 3 октября 1990 года, положил конец беспрецедентному эксперименту, который проводился в восточногерманском хозяйстве[1,c67].
Быстрая приватизация народной собственности была велением времени, требованием политических преобразований. Так менее чем за год (к апрелю 1991 г.) в торговле, общественном питании и гостиничном хозяйстве было продано более 17 тысяч фирм. Это стало мощным стимулом для развития мелкого бизнеса. В других отраслях было продано 4500 предприятий, из них 40% в сфере услуг, строительстве, лесном и сельском хозяйстве. С конца 1990 года процесс приватизации был ускорен. К маю 1991 года было продано частным лицам 1596 промышленных фирм (1/8 общего числа), из них 2/3 за январь-апрель 1991 года, а к сентябрю около 3000. Среди приватизированных промышленных фирм примерно 40% составили предприятия машиностроительной, автомобильной и обрабатывающей промышленности, 30% - пищевой, 17% - электронной и оптико-механической. Большие трудности, как и во всем мире, возникли при приватизации химической и резинотехнической промышленности (12% от общего числа проданных фирм)[22,c38].
Функции по осуществлению приватизации были переданы Попечительскому ведомству по приватизации, которое получило возможность, таким образом, оказывать огромное влияние на весь процесс экономической перестройки в Германии. Попечительское ведомство осуществляло свою задачу как политически независимая инстанция, созданная на определенный период времени. Далее будет коротко представлена организационная структура, политика и результаты деятельности Попечительского ведомства по приватизации.
Попечительское ведомство по приватизации было создано Советом министров бывшей ГДР в 1990 году как «Ведомство доверительного управления народной собственностью». В соответствии с первоначальным планом народные предприятия должны были превратиться в частные компании и постепенно быть подготовлены к условиям рыночного хозяйства.
Попечительское ведомство по приватизации выполнило в исключительно сжатые сроки свою главную задачу по передаче бывшей народной собственности частным владельцам. Отдельные нерешенные задачи, переданные в ведение организаций-преемниц, не умаляют успехов деятельности Попечительского ведомства. Сегодня экономические процессы в Восточной Германии протекают преимущественно в частном секторе. Их характер определяется деятельностью приватизированных и вновь созданных частных предприятий, число которых с 1990 года возросло до 400 000. Можно утверждать также, что было достигнуто желаемое разгосударствление экономики. Восточная Германия, по меньшей мере в политике приватизации, находится впереди других постсоциалистических стран, осуществляющих экономические реформы. Этот заметный успех ставит на повестку дня вопрос, в какой степени другие страны могут использовать германский опыт в проведении своих реформ. Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует сразу же заметить, что каждая страна характеризуется специфическими экономическими условиями. Необходимо назвать особые условия, существовавшие в Восточной Германии. Во-первых, речь идет о мгновенном переходе от командно-административной к рыночной системе хозяйствования, что стало следствием заключенного в июне 1990 года экономического и валютного союза и объединения Германии. Быстрый переход к системе рыночной экономики вызвал резкое обесценивание капитальных запасов. Во-вторых, в качестве «особого условия» следует отметить активное привлечение западногерманских предприятий и финансово-административную помощь Федерального правительства, которая достигла огромных размеров. Можно с полным правом утверждать, что без этой помощи быстрое осуществление приватизации было бы невозможным. Оба вышеназванных условия повлияли на формирование организационной структуры и политики Попечительского ведомства по приватизации.
Политика приватизации должна основываться на существующем экономическом положении. Только последовательная реальная политика может привести к ощутимым экономическим улучшениям. Оздоровление социалистической экономики требует развития предпринимательской инициативы и крупных капиталовложений. Во всех секторах экономики необходимо предлагать новый ассортимент товаров и использовать новые комбинации производственных факторов, что требует значительных материальных и интеллектуальных инвестиций. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что продолжают действовать базовые экономические законы: во-первых, что инвестиции означают или сокращение внутреннего потребления, или привлечение иностранного капитала и , во-вторых, что реальное увеличение доходов может быть достигнуто только за счет повышения производительности труда в предпринимательском секторе. Формальное превращение бывших государственных предприятий в юридически самостоятельные частные компании едва ли может привести к необходимой структурной перестройке, так как в этом случае не затрагиваются интересы ни руководящего звена, ни коллектива предприятий. Формальная приватизация вызывает лишь приспособление ассортимента товаров к рыночным условиям, за счет этого не может быть достигнуто необходимое увеличение производительности труда. Практика, проводимая до сих пор во всех остальных постсоциалистических странах (выдача населению приватизационных чеков на долю государственной собственности или приватизация предприятия его коллективом на льготных условиях), не может обеспечить эффективного руководства[45,c13]. Эта практика пользуется лишь начальной поддержкой у населения, ее экономический эффект, однако, остается достаточно скромным. Она не может обеспечить действие концепций санации и привлечение капитала. Опыт Германии и других западных стран с рыночной экономикой демонстрирует, что лишь небольшая часть населения готова вкладывать свои сбережения в высокорискованные акции. Этот опыт подтверждается и на примере постсоциалистических стран. Закономерно встает вопрос: почему был выбран «обходной путь» через выдачу бесплатных приватизационных чеков населению и акций коллективу предприятий?
Стратегия Попечительского ведомства, направленная на быструю приватизацию народной собственности, его решительную санацию и в необходимых случаях осторожную ликвидацию, по-видимому, является самым эффективным подходом к экономической политике реформ. Продажная цена отражает ожидаемые доходы от будущей деятельности предприятий. Если предложения по покупке отсутствуют, это говорит о том, что будущие шансы предприятия оцениваются невысоко. Попечительское ведомство стремится к передаче объектов собственности в руки непосредственного владельца, имеющего желание и возможности эффективно его использовать.