Принципы торговли ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 23:01, реферат

Краткое описание

Соглашения, подписанные в рамках ВТО - это объемные и сложные документы, поскольку их текст носит юридический характер и охватывает широкий рад проблем. Соглашения касаются торговли сельскохозяйственными продукциями, текстильными изделиями и одеждой, банковских операций, телекоммуникаций, государственных закупок, промышленных стандартов, нормативов по пищевым продуктам, интеллектуальной собственности и много другого. Однако в основе всех таких документов лежит ряд простых, исходных принципов. Эти принципы образуют фундамент системы международной торговли.

Файлы: 1 файл

национ интересы.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Соглашения, подписанные  в рамках ВТО - это объемные и сложные  документы, поскольку их текст носит  юридический характер и охватывает широкий рад проблем. Соглашения касаются торговли сельскохозяйственными  продукциями, текстильными изделиями  и одеждой, банковских операций, телекоммуникаций, государственных закупок, промышленных стандартов, нормативов по пищевым продуктам, интеллектуальной собственности и много другого. Однако в основе всех таких документов лежит ряд простых, исходных принципов. Эти принципы образуют фундамент системы международной торговли.

Подробный разбор принципов  торговли ВТО следует ниже.

1. Режим наибольшего  благоприятствования ("МФН") - равноправные  отношения со всеми торговыми  партнерами.

В соответствии с соглашениями в рамках ВТО государства не могут устанавливать разные правила по отношению к своим торговым партнерам - другим странам. Так, если какой-либо стране предоставлены особые льготы (например, низкие пошлины на какой-либо вид продукции), такие же льготы должны быть предоставлены и всем остальным странам-членам ВТО.

Правила торговли должны:

· исключать любой  вид дискриминации: государство  не имеет права по-разному относиться к торговым партнерам (им всем в одинаковой мере предоставляется режим наибольшего  благоприятствования или режим МФН) и делать различия между своими и иностранными гражданами, товарами или услугами (им предоставляется национальный статус);

- обеспечивать большую  свободу, при этом возникающие  препятствия должны устраняться  путем переговоров; 

- быть последовательными и предсказуемыми - иностранные компании, инвесторы и руководители иностранных государств должны иметь уверенность в том, что меры, препятствующие торговле (включая тарифные и нетарифные барьеры, а также иные ограничения), не будут вводиться произвольно; все большее число государств "закрепляют" свои юридические обязательства по тарифам и новым возможностям, предложенным зарубежным инвесторам через ВТО.

- обеспечивать конкуренцию,  препятствуя и отказываясь от  дискриминации в торговых отношениях, в том числе, от экспортных субсидий и демпинга, при котором продукция выбрасывается на рынок по ценам, ниже себестоимости, для расширения рынка сбыта.

- более выгодной для  развивающихся стран, что достигается,  за счет предоставления им  необходимого времени для адаптации к условиям рынка, а также использования в отношении этих стран, более гибких подходов и особых привилегий.

Этот принцип известен под названием режим наибольшего  благоприятствования (МФН). Он имеет  настолько большое значение, что  изложен в первой статье Генерального соглашения по тарифам и торговле, регулирующего экспорт и импорт промышленных товаров. В соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) (статья 2) и Соглашением по коммерческим аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) (статья 4) режим МФН также является приоритетным, хотя оба документа несколько по-разному трактуют этот принцип. Все вместе, три перечисленных соглашения охватывают три основных области торговых операций, осуществляемых под контролем ВТО.

Режим наибольшего благоприятствования  предполагает особые отношения с  отдельным государством, но в ВТО  этим термином обозначают обратное - практически  полное отсутствие дискриминационных  мер, равноправные отношения со всеми  странами-членами организации.

В рамках сотрудничества с ВТО происходит следующее. Каждое государство-член организации в  равной степени предоставляет режим  наибольшего благоприятствования  всем остальным государствам-членам ВТО. Если страна расширяет привилегии в отношении одного торгового партнера, она должна предоставить такие же привилегии всем остальным членам ВТО, так что все они получают статус торговых партнеров с режимом наибольшего благоприятствования [4].

Режим наибольшего благоприятствования (МФК) не всегда означал одинаковое отношение ко всем партнерам. В XIX веке при подписании первых торговых соглашений, предоставлявших режим МФН, включение страны в число таких торговых партнеров означало что-то вроде членства в закрытом клубе, потому что особыми привилегиями пользовались лишь несколько стран мира. Теперь, когда большинство государств являются членами ВТО, режим МФН - это уже не исключение. Принцип МФН гарантирует, что каждое государство ставит одинаковые условия для всех своих торговых партнеров, то есть, предоставляет такой режим более чем 100 странам мира.

Существует, однако, ряд  исключений.

Допускаются некоторые  исключения из правил. Например, страны одного региона могут заключить  соглашение о свободной торговле, которое не распространяется на продукцию  государств, не входящих в данную группу. Государство может ввести дополнительные ограничения на ввоз товаров из отдельных стран мира, которые, по мнению правительства, применяют недобросовестную торговую практику. Что касается услуг, странам разрешается в определенных случаях вводить дискриминационные меры. Однако подобные исключения в соглашениях допускаются в строго установленных пределах. Вообще же, принцип МФН означает, что каждый раз, когда страна сокращает торговые ограничения или открывает внутренний рынок для каких-либо товаров и услуг, она должна принять те же меры в отношении аналогичных товаров и услуг, поступающих из всех стран-членов ВТО, независимо от того, богатые они или бедные, сильные или слабые.

2. Национальный режим:  равноправное отношение к зарубежным и отечественным производителям.

Торговля импортными и отечественными товарами должна вестись  по одним и тем же правилам, по крайней мере, после того, как  импортные товары поступили на внутренний рынок. То же относится к услугам, торговым маркам, авторскому и патентному праву отечественных и зарубежных производителей. Этот принцип предоставления национального режима¦ (когда ко всем торговым партнерам относятся так же, как к отечественным партнерам) включен во все три основных соглашения ВТО (статья 3 ГАТТ, статья 17 ГАТС и статья 3 ТРИПС), хотя и этот принцип несколько по-разному толкуется в каждом из документов [5].

Национальный режим  вступает в силу только после того, как продукция, услуги или предмет  интеллектуальной собственности вышли  на внутренний рынок. Поэтому взимание таможенных пошлин с импорта не является нарушением национального режима, даже если с отечественных товаров не берут такого же налога. Обеспечение большей свободы торговли постепенно, путем переговоров.

Сокращение ограничений  на ввоз продукции - это один из наиболее простых путей расширения торговых отношений. К таким ограничениям относятся таможенные пошлины (или тарифы) и различные меры, например, запрещение или введение квот на импорт, что вызывает сокращение объемов поставок отдельных товаров. Время от времени обсуждаются такие вопросы, как бюрократические проволочки и обменный курс той или иной валюты.

К 80-м годам тематика переговоров расширилась и стала  включать нетарифные ограничения на ввоз товаров, а также новые области, такие как услуги и интеллектуальная собственность.

Открытие внутреннего  рынка может быть выгодным для  государства, но оно может потребовать  и некоторых изменений в политике, структуре экономики, мировосприятии. Соглашения ВТО дают государству  возможность проводить перемены поэтапно, через постепенное снятие импортных ограничений (так называемая Lплавная либерализация¦). Развивающимся странам обычно дают больше времени на выполнение своих обязательств, связанных с обеспечением свободы торговли. Предсказуемость обусловлена юридическими обязательствами [6].

Таблица 1 - Процент тарифных ставок, по которым приняты жесткие  обязательства, до и после завершения переговоров 1986-1994 гг.

 
 

До

После

 

Развитые страны

78

99

 

Развивающиеся страны

21

73

 

Страны с экономикой переходного периода

73

98

 
       

В таблице указан процент  тарифных ставок, по которым приняты  жесткие обязательства. Данные таблицы  не взвешены относительно объемов торговли и стоимости.

Иногда обещание не ужесточать торговые ограничения в будущем может иметь такое же значение для предпринимателя, что и фактическое их ослабление, так как подобное обещание позволяет получить более четкое представление о будущих перспективах торговых отношений. Стабильная и последовательная торговая политика стимулирует приток инвестиций, создает новые рабочие места, дает возможность потребителям в полной мере воспользоваться преимуществом конкуренции, т.е., широкого выбора товаров и низких цен. Правила многосторонней торговли - это попытка правительств государств обеспечить стабильность и предсказуемость в торговых отношениях.

В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции  трем советам, находящимся на следующем  уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов  ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся  Комитет по торговле финансовыми  услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

 

Страны-участницы ВТО (149 стран-членов на 11 декабря 2005 года), согласившиеся допустить на свой внутренний рынок импортные товары и услуги, принимают на себя определенные обязательства. В отношении товаров, такие обязательства связаны с потолком на таможенные тарифы. Иногда случается так, что страна устанавливает импортные пошлины ниже "обещанного" уровня. Это особенно характерно для развивающихся стран. Что касается промышленных стран, то там фактически взимаемые таможенные пошлины и ставки, по которым страна приняла на себя соответствующие обязательства, как правило, практически одинаковы.

Государство может изменить свои обязательства, но только после переговоров со своими торговыми партнерами, что может потребовать компенсацию партнерам рыночных потерь, вызванных изменением обязательств. Одним из результатов, достигнутых в ходе уругвайского раунда переговоров по международной торговле, была договоренность об увеличении объема торговли по "оговоренным" тарифам (см. таблицу). В сельском хозяйстве 100% продукции в настоящее время поступает по таким тарифам. Результатом этих мер является возросшая надежность рынка для торговых партнеров и инвесторов.

Правила, предусмотренные  ВТО, способствуют повышению предсказуемости  и стабильности также и в других областях. Например, поощряется отказ  от квот и других мер, направленных на ограничение объемов импорта, поскольку квоты зачастую связываются с бюрократической волокитой и могут вызвать обвинения в "неравной" игре. Другой метод - установить максимально простые и открытые правила торговли. Многие соглашения в рамках ВТО требует от правительств информировать общество об основных направлениях политики и практических шагах в области торговли внутри страны или уведомлять об этом ВТО. Регулярный надзор за политикой в области торговли, проводимой государствами-членами, который осуществляется в рамках Системы контроля за торговой политикой, является еще одним рычагом, позволяющим стимулировать прозрачность рынка, как на внутригосударственном, так и международном уровне.

ВТО иногда называют организацией свободной торговли, но это не совсем так. Принятая ВТО система позволяет использовать тарифы, а в определенных случаях, другие формы ограничений в качестве защиты внутреннего рынка. Говоря более точно, это система правил, способствующих открытой, честной и эффективной конкуренции.

Правила, предусматривающие  отказ от дискриминации (МФН и "национальный режим"), призваны гарантировать равноправные условия торговли. Этой же цели служат правила, запрещающие демпинг (выброс на рынок товаров по цене, ниже себестоимости, в целях быстрого освоения рынка) и субсидии. Эти проблемы носят комплексный характер, поэтому в установленных правилах указано, что допустимо и что недопустимо, и какие меры может принимать государство: например, вводить дополнительные пошлины на импорт в целях компенсировать ущерб в результате "неравной" торговли.

Многие другие соглашения ВТО направлены на поддержку равных условий конкуренции, например, в области сельскохозяйственного производства, услуг, интеллектуальной собственности. В соглашении о правилах государственных заказов (малостороннее соглашение, названное так потому, что его сторонами стали лишь несколько членов ВТО) правила конкуренции распространяются на заказы тысяч государственных учреждений во многих странах мира. И так далее.

Экономисты и торговые эксперты в большинстве признают, что система ВТО способствует экономическому росту и развитию. Общепризнанным также является факт, что наименее развитые страны нуждаются в более гибких сроках выполнения условий соглашений. Сами же соглашения включают ранее установленные ГАТТ положения, которые разрешают оказывать развивающимся странам специальную помощь и предоставлять льготы [5].

Свыше трех четвертых  членов ВТО - это развивающиеся страны и страны с экономикой переходного  типа. За семь с половиной лет  уругвайских переговоров более 60 таких стран самостоятельно предприняли меры, направленные на снятие внешнеторговых ограничений. При этом именно развивающиеся страны и страны с переходным типом экономики заняли наиболее активную позицию и оказали большое влияние на ход уругвайских переговоров по сравнению с предыдущими раундами.

Информация о работе Принципы торговли ВТО