Применение японского менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель моей работы – изучение возможности применения методов японского менеджмента в России. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать особенности японского менеджмента
2. Проанализировать особенности российского менеджмента и опыта применения японского менеджмента в России

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.Перспективы применения японского менеджмента в России.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

7.       Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.

8.       Используй только надежную, испытанную технологию.

9.       Воспитывай лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.

10.   Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании.

11.   Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.

12.   Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами (генти генбуцу).

13.   Принимай решение, не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли (немаваси).  

14.   Станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен).

Выводы по Главе I

             

Подводя итог сказанному в данной главе, следует признать, что во второй половине 20 века Япония доказала свой статус особенной страны, с особенной историей и культурой.

              Развиваясь в течение долгого периода отдельно от остального мира, в Японии происходило формирование ее особенной ментальности, особых черт японского народа, таких как трудолюбие, высокая групповая сплоченность, стремление к росту и совершенствованию.

              В течение первой половины 20 века, данные особенности проявлялись лишь в военных кампаниях Японии и наращивании ее военной мощи, что, по сути, не давало раскрыть «потенциал» японской нации и она, значительно отставала от мировых лидеров.

              Однако, после Второй мировой войны страна преобразилась и совершила «японское экономическое чудо». Как было сказано выше, на данное чудо повлияли множество факторов, будь то осознание национального единства, помощь США или другие причины.

              Основным же фактором успеха японских предприятий стала созданная в стране система менеджмента.

              Ее возникновение происходило постепенно – с развитием японской послевоенной промышленности. Какие-то аспекты, вроде «пожизненного найма», принципа «синьоризма» и других, были взяты из прошлого опыта управления. Другие же оказались абсолютно новыми идеями организации управления предприятием, созданными, как ответ на изменения внешней среды, правда, опять-таки, преломленными через национальный менталитет.

              Такой, новой, изобретенной в послевоенный период, стала философия Кайдзен.

              Целью ее применения является процветание предприятия, основанное на его непрерывном совершенствовании, которое придает ему гибкость, и позволяет наиболее точно соответствовать рыночной ситуации.

              При этом применяются другие «изобретения» японского менеджмента. А именно принципы «бережливого производства», «всеобщее управление качеством» и система «5S», которые являются взаимосвязанными и дополняют друг друга в рамках Кайдзен.

              Все это позволило японским компаниям получить ряд мощных конкурентных преимуществ, благодаря которым они вырвались в мировую элиту в течение 70-х – 80-х годов, и которые помогают им сохранять свои позиции в трудные времена с начала 90-х.

              Между тем, постепенно меняются отдельные элементы в системе их управления,

развитие японских предприятий продолжается, и это неудивительно, ведь развитие и есть главная цель Кайдзен. О чем, как нельзя кстати говорят слова одного из руководителей Тойоты Э.Тоёды о своей компании[19]: «стремление к совершенству на Toyota столь велико, что ощутимо почти физически, в атмосфере, царящей у нас».             



Глава II. Применение японского менеджмента в России

 

§1.Особенности и проблемы российского менеджмента

             

Итак, изучив основные принципы и методы управления и организации производства в японской системе менеджмента, а так же проанализировав их взаимосвязь с менталитетом японцев, можно понять их основные особенности и на основе этого судить о том, применимы ли данные принципы за пределами Японии, в том числе и в России.  Однако данные выводы вряд ли будут точны без учета местных особенностей – особенностей деловой культуры, уже существующей системы менеджмента и того же менталитета.

              Поэтому, я считаю нужным сначала обратиться к текущей ситуации в российском менеджменте и проанализировать его особенности.

              А данные отличия и, особенно, проблемы существуют.

              Как известно, менеджменту в России стали уделять внимание не так давно (относительно европейских стран и США) – с конца 19 века. Тогда бурный всплеск внимания к проблемам управления был вызван активно развивавшейся рыночной системе, в рамках которой становилось очевидной необходимость повышения эффективности производства. Во многом толчок данной тенденции был дан популяризацией  и активным применением идей  Ф.Тейлора – причем даже раньше, чем у него на родине[20]. Однако при этом данный интерес, по сути, не выходил за рамки оживленного обсуждения его идей в научных кружках и журнальных статьях.

              С приходом к власти большевиков вопросам менеджмента стали уделять еще больше внимания. Новому государству, идущему к «светлому будущему»,  была необходима новая система, новая идеология управления. Данный период охарактеризовался активной деятельностью советских теоретиков менеджмента, среди которых О.Ерманский, П.Керженцев, А.Богданов, и, конечно же, А.Гастев, которые внесли огромный вклад в развитие научной организации труда.

              Таким образом, видно, что проблемы создания эффективной системы менеджмента занимали значительную часть в умах наших сограждан. И, кроме того, на данном пути были достигнуты значительные успехи. Однако затем курс правительства изменился, и передовые идеи советских нотовцев были заброшены.

              Последний этап в развитии российского менеджмента начинается с распадом СССР и переходом нашей страны к рыночной системе хозяйствования.

              Этот переход был очень болезненным и сопровождался значительным экономическим спадом – гиперинфляцией, падением производства. От былой мощи советской промышленности мало что осталось за этот период: большинство государственных предприятий, оставшись без госзаказов закрылись, научные исследования практически прекратились. Продолжали функционировать лишь мелкие либо частные предприятия, возникшие после распада СССР, либо сохранившиеся со времен «перестройки». Таким предприятиям было не до создания эффективных систем управления, главной целью было выживание.

Таким образом, проблемам управления внимания не уделялось. Однако, при этом, начиная с конца 90-х годов и на протяжении двухтысячных в России наметился экономический подъем. Тогда и стало ясно, что для создания конкурентоспособных предприятий необходимо менять принципа управления. При этом, однако, не было создано единой национальной концепции менеджмента, ограничиваясь лишь частичным перениманием некоторых элементов зарубежного опыта.

              В чем же причина этого я и попытаюсь выяснить далее.

              В поисках истоков данной проблемы можно выделить три главных причины.

              Первая – это относительно короткий период существования рыночной экономики в нашей стране. За данный период просто не успели накопиться необходимые знания и предпосылки для создания уникальной системы менеджмента. Да и не маловажную роль играет здесь и экономическая отсталость нашей страны – ведь российские предприятия не конкурируют с мировыми лидерами, и, следовательно, у них нет необходимости создавать инновационные модели управления.

              Второй причиной можно считать отсутствие необходимых знаний и навыков у российских менеджеров, и их несоответствие мировым стандартам. Ведь  многие из нынешних руководителей управляют, руководствуясь старыми «командными» принципами, хотя число таких управленцев и снижается, а вместо их приходят молодые специалисты, ориентированные на зарубежные принципы управления, образ их мышления, все же, не позволяет создать в России системы менеджмента равной по эффективности мировым аналогам.

Не малую роль играет в этом российское образование. Ведь, несмотря на то, что ведущие ВУЗы страны подготавливают достаточно хороших специалистов (правда, опять-таки не самых лучших по международным меркам, так как они, в основном знают теорию управления, но не практику), большинство менеджеров в нашей стране готовится непрофильными ВУЗами, которые не могут дать должного уровня знаний своим выпускникам.

Еще одной причиной – причиной не только проблем в менеджменте, но и во всей  экономике страны, является высочайшая коррупция, которая не позволяет должным образом развиваться предприятиям, либо начинать бизнес. А ведь именно малые предприятия зачастую и создают революционные идеи, которые затем перенимают все остальные.

При этом, однако, существуют и другие особенности, препятствующие созданию в нашей стране эффективной системы менеджмента. Самыми главными из них являются[21]:

1.       Не оформившаяся организационная культура российских предприятий, и, как следствие, отсутствие четкой системы

2.       Недостаточная научная разработка принципов российского менеджмента

3.       Затруднительное протекание инновационных процессов, в силу не охотного принятия нововведений

4.       Традиции партократического подхода к управлению, склонность к централизму и бюрократизации.

5.       Давление старых стереотипов управления

6.       Структурный перекос в экономике страны, и общие экономические проблемы.

7.       Низкий уровень социальной ответственности и управленческой этики.

8.       Особенности менталитета – неуважение закона и частной собственности, низкая работоспособность

9.       Коррупция и теневая экономика

10.   Экологические проблемы

Перечисленные выше факторы являются некими общими явлениями, действующими на общенациональном уровне, мешающими развитию эффективной системы менеджмента в нашей стране, многие из которых требуют колоссальных усилий и многих лет работы по их устранению.

Между тем, в России уже существует сложившаяся, пусть и не эффективная, система управления. Ее отличает ряд особенностей.

В своей статье «My observation about Russian management practices and challenges» Ицхак Адизес отмечает следующие из них[22]:

 

 

1.       Покорность перед властью и слаборазвитая система защиты прав работников.

              Адизес отмечает, что в России не принято перечить начальству и требовать от него чего-либо (он использует слово «challenge»). То есть, даже если руководитель будет не прав, его подчиненные не укажут ему на это.

              Кроме того, он заметил то, что в своих правах российские работники значительно ущемлены по сравнению с их зарубежныи коллегами, не имея должной защиты от произвола руководства.

2.       Недостаток «прозрачности» и боязнь руководства.

Другой отличительной чертой российских компаний является отсутствие свободного доступа к информации в них. Кроме того, нарушается и передача информации внутри самой организации, так как, как заметил Адизес, многие работники попросту боятся ей делиться. Данная проблема, по его мнению, досталась России от советской системы, в которой большинство действий работников, зачастую, были направлены не на реально эффективные достижения, а на благосклонность начальства.

3.       Копирование неверной модели менеджмента

Адизес отмечает в своей статье, что в данный момент большинство компаний в России копируют американскую модель управления, делая акцент на том, что при нынешнем положении дел – с автократичностью руководства и прибылью в качестве главной цели, данная система является привлекательной для них.

              Однако, при этом данная система лишь ухудшает ситуацию, поощряя страх работников и авторитарность руководителей.  России, по его мнению, нужна другая система, которая бы базировалась на особенностях отечественной культуры, так как даже в самом русском языке нет большинства из тех слов, которые используются американскими менеджерами, а это во многом искажает их понимание.

4.       Неверная система образования менеджеров

Как результат неправильного понимания, и неразумного копирования американского менеджмента, в России сложилась система образования, которая изучает менеджмент лишь как теорию – отмечает Адизес. Но между тем, важно понимать, что наука управления ограничивается не только ей, являясь системой, основанной на определенных ценностях, идеологии и других довольно субъективных факторах.

В конце своей стати, И.Адизес делает вывод о том, что перед Россией стоит вызов – заключающийся в создании собственной системы управления, которая бы поощряла открытость, свободу выражения, партнерство и командную работу. При этом он отмечает, что нам есть чему поучиться у других стран, создавших систему менеджмента с учетом национальных особенностей – в том числе и у Японии.

§2. Анализ применения японского менеджмента в России

 

Как уже было отмечено ранее, в последнее время, на многих российских предприятиях проводится внедрение заимствованных принципов управления. Основная масса заимствований приходится на американский менеджмент и западноевропейскую практику. Однако находятся и те, кто начал перенимать японский опыт управления.

              Таким образом, на мой взгляд, необходимо рассмотреть данные примеры применения элементов японского менеджмента в России, так как, именно использование их на практике и должно показать жизнеспособность перспектив дальнейшего его внедрения в нашей стране.

              В своей работе я бы хотел рассмотреть несколько таких предприятий.

 

1. «СИБУР Холдинг»[23]

              Компания СИБУР – является лидером нефтехимической отрасли в России и Восточной Европе. Ее производство охватывает полный отраслевой цикл – от газопереработки, до создания пластмасс, шин и других изделий.

              В 2008 году на данном предприятии началась программа по повышению производственной эффективности. Это было сделано для того чтобы разобраться, как организована работа на предприятии: кто за что отвечает, что делает, какая работа создает добавленную стоимость, а какая – нет. Данный анализ показал, что величина рабочего времени, создающего добавленную стоимость составляет 15-20%, для ведущих же мировых компаний данный показатель равен 60%. Таким образом, стала ясна необходимость преобразований.

Информация о работе Применение японского менеджмента в России