Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа
Таким образом, цель моей работы – изучение возможности применения методов японского менеджмента в России. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать особенности японского менеджмента
2. Проанализировать особенности российского менеджмента и опыта применения японского менеджмента в России
В текущем году исполняется двадцать лет со дня распада СССР – определенно переломного момента, как в истории нашей страны, так и в истории всего мира. Время, прошедшее с тех пор, явилось временем нового этапа развития России. С распадом Советского союза Россия вступила на путь построения нового общества – происходил переход от старой командной системы к новой – рыночной. А это включало в себя не только смену политического устройства и правового регулирования, но и изменение в структуре рабочей силы, в методах управления, да и в менталитете граждан тоже.
Этот болезненный и сложный процесс полным ходом шел в девяностые годы 20 века. Тогда и проявился недостаток знаний и навыков, необходимых в новой среде, который остается актуальным и поныне. Но, не смотря на это, за данный период бизнес в нашей стране прошел путь от зачаточного состояния в виде мелких частных предприятий, до создания крупных корпораций, которые активно интегрируются в мировое бизнес сообщество.
Однако, при этом вряд ли можно сказать о том, что данные предприятия полностью соответствуют мировым стандартам и управляются на должном уровне. Т.к. многие руководители либо продолжают руководствоваться устаревшими принципами управления, либо просто механически копируют зарубежный опыт, не вдаваясь в его смысл и не адаптируя его к российской среде. Становится ясно, что данное положение дел необходимо менять, так как для процветания нашей стране необходимо превращаться, наконец, из развивающейся в развитую, а для этого нужно модернизировать не только образование, государственное управление и многое другое, но в первую очередь – систему управления, так как именно бизнес – двигатель развития общества.
Для этого, в свою очередь, необходимо провести значительные изменения: подготовить высококлассных управленцев мирового уровня, модернизировать деловую культуру страны, усовершенствовать законодательство и т.д.
Однако, в первую очередь, следует создать эффективную систему управления, которая бы учитывала отечественные особенности, и была бы адекватна мировой действительности. Для этого же, необходимо либо разработать собственную систему «с нуля», либо заимствовать то лучшее, что уже было создано.
Одной из таких систем управления, которая является одной из лучших, если не лучшей, в мире, является японская система менеджмента.
Таким образом, в своей работе, я бы хотел уделить внимание так называемому японскому менеджменту, его особенностям, и возможностям применения отдельных его аспектов в России.
Для этого будет необходимо изучить историю формирования и основные особенности менеджмента в Японии и России, сравнить их, и, на основе полученных сведений, сделать вывод о возможности, либо невозможности перенятия японского опыта российскими предприятиями.
Таким образом, цель моей работы – изучение возможности применения методов японского менеджмента в России. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать особенности японского менеджмента
2. Проанализировать особенности российского менеджмента и опыта применения японского менеджмента в России
Решению этих задач в моей работе будут отведены соответствующие главы, посвященные Японии и России соответственно.
Для того, чтобы наиболее полно понять суть современного японского менеджмента и понять его особенности необходимо обратиться к истории его формирования. Для этого рассмотрим историю развития экономики Японии, так как менеджмент неразрывно связан с общественно-экономическим укладом страны.
До середины 19 в. Япония являлась аграрной страной со
слаборазвитой промышленностью, и, фактически, находилась на стадии Средневековья, из-за международной изоляции, так что говорить о каких-либо управленческих концепциях на данном этапе бессмысленно. Однако, в середине 19 века история Японии коренным образом меняется – происходит так называемая революция Мэйдзи, когда правительство страны берет курс на ее модернизацию, индустриализацию и переход к капиталистической системе хозяйствования. Данный период отличался подавляющей ролью государства в экономике страны.
В период с начала 20 века до конца Второй мировой войны экономика Японии отличалась сильной милитаризацией – направленной на постоянное ведение войн.
Очередным же поворотным моментом в истории экономики Японии становится период после окончания Второй мировой войны. Именно тогда она превратилась из капитулировавшей и полуразрушенной страны в страну с одной из самых мощных и инновационных экономик мира. Период послевоенного развития Японии можно разделить на несколько этапов.
Первый начался с завершением мировой войны и длился до другого конфликта – Корейской войны. В это время экономическая система Японии отличалась главенством оккупационного правительства и направленностью на восстановление послевоенной разрухи. Новые реформаторы, основываясь на положительных последствиях революции в американском менеджменте, считали, что необходимо разрушить семейные принципы ведения бизнеса в Японии, и заменить их на профессиональный менеджмент. Они стремились устранить семейные корпорации – дзайбацу, т.к. те, после капитуляции Японии, больше не могли привлекать финансовые средства и не сумели выполнить свои финансовые обязательства. Взамен дзайбацу были созданы новые, более демократичные, структуры корпоративного управления, аналогичные существовавшим на Уолл-стрит, что стимулировало рост фондового рынка.
В итоге, уничтожение дзайбацу не привело к исчезновению крупного бизнеса в стране, но уничтожило так называемый семейный капитализм. Кроме того, произошла передача власти профессиональным менеджерам, а от старой системы достались практика пожизненного трудоустройства и надбавки за выслугу лет, что позволяло всем сотрудникам накапливать необходимые умения и навыки. Таким образом, довоенное наследие сохранилось и после реформ Военного правительства, однако оно видоизменилось и стало базой для создания новых институтов управления, а именно – кейрецу – индустриальный альянс между фирмами без четких границ собственности[1].
Кроме того, в начале 50-х годов в Японию был приглашен Эдвард Деминг, работы которого приобрели необычайную популярность в Японии и стали отправной точкой в формировании системы развития качества на японских предприятиях.
В результате этих преобразований экономика вышла из кризиса, а в период с 1950 по 1953 года даже наблюдался довольно значительный рост промышленного выпуска, связанный с использованием американскими властями Японии в качестве базы в Корейской войне. В результате этого в 1955 году был достигнут довоенный уровень производства, и страна вступила в новый этап своего развития – а именно период дальнейшего наращивания промышленной мощи.
В данный период, длившийся до начала 70-х годов, японские предприятия, входившие в состав кейрецу стали активно развивать производство, массово внедрять инновационные технологии для повышения добавленной стоимости. При этом данные технологии активно скупаются за рубежом еще на стадии лабораторных исследований, а затем, после доработок, сразу же внедряются в производство. Это позволило кейрецу реализовать стратегию диверсификации – фирмы, занимавшиеся бизнесом в различных секторах, увеличились в размерах за счет слияний и приобретения бывших конкурентов. Диверсификация же привела к возникновению мультидивизиональных структур, которые не разрушали взаимовыгодных альянсов и практики перекрестного владения акциями. При этом не допускалось конкуренции между дивизионами, благодаря запрету производственного дублирования.
Работники же каждого из отделений ускорили накопление профессиональных навыков, на фоне значительно усложнившихся технологий.
В это же время начинается массовый экспорт японских товаров, а Япония превращается в страну с одной из мощнейших экономик мира.
При этом продолжается изучение американского менеджмента, ну уже не в качестве его популяризации, а в качестве его теоретического исследования и усовершенствования.
В 70-е годы для японской экономики настает новый этап ее развития – он связан с началом нефтяного кризиса 1973 года. В результате резкого роста цен на энергоресурсы многие предприятия в Японии оказались в очень сложной ситуации, так как их производства были энергоемкими и базировались на дешевом топливе. Кроме того, начался рост реальной заработной платы, что стало снижать конкурентоспособность японских предприятий на мировом рынке (ведь до этого времени Япония была единственной промышленно развитой страной с низкой оплатой труда).
Данные факторы привели страну к переходу на стратегию сокращения издержек, особенно сырья, энергии и материалов, путем внедрения энергосберегающих технолгий, и началу ускоренного развития наукоемких отраслей в сфере электроники и информатики.
При этом произошли структурные изменения в экономике Японии – выросла доля сферы услуг, а в структуре обрабатывающей промышленности увеличилась доля машиностроения.
Восьмидесятые годы ознаменовались для японских компаний интернационализацией. Изменения глобальных рынков (происходившие по сценариям США) вторглись в систему японского менеджмента в виде торговых трений и финансовой либерализации. Между тем, быстрое увеличение числа зарубежных отделений фирм, входивших в состав кейрецу, свидетельствовало о распространении практики японского менеджмента на мировых рынках. Однако это, в свою очередь вызвало инфляцию активов и перегрев экономики, несмотря на возраставшее количество инвестиций за границу (в 1988г. количество случаев инвестиций в ценные бумаги составило 2725[2]).
Между тем, организационные инновации, сопровождавшие интернационализацию, были связаны с офисной автоматизацией и революцией в области микроэлектроники. Все это сделало организации более гибкими в использовании человеческих ресурсов и управлении информацией и обусловило сокращение персонала и отказ от пожизненного трудоустройства в следующем десятилетии.
Девяностые же годы стали для японской экономики десятилетием кризиса, из которого она не может выйти до сих пор.
Начало ему положило резкое падение индекса Токийской фондовой биржи в 1991 году, в следствие которого финансовую сферу охватила череда банкротств. Однако, при этом, главные банки ни утратили своей роли, что позволило считать о том, что практика японского менеджмента должна быть сохранена.
Большинство же фирм, входивших в кейрецу, пережили сложные времена, пройдя через реструктуризацию, либо выйдя из состава кейрецу для оживления бизнеса.
Таким образом, видно, что в процессе послевоенного развития Япония достигла невероятных экономических успехов, превратившись из страны с разрушенной экономикой в одного из мировых промышленных лидеров. В этом заслуга многих факторов, но главной, конечно же, является система управления японскими предприятиями, о которой и пойдет речь далее.
Однако, вначале, мне бы хотелось проследить еще один не маловажный фактор, от которого зависят особенности национального менеджмента, а именно – менталитет японцев.
Основы японского мировоззрения, довольно отличаются от европейских, и это не удивительно, так как формировались они в совершенно разных условиях.
Среди отличительных особенностей менталитета японцев в первую очередь, на мой взгляд, следует выделить высокую группизм, и вообще важность принадлежности к группе. Одним из определяющих факторов этого явилось то, что исторически японцам приходилось объединяться в большие группы для обработки рисовых полей, что обусловило высокую коллективную сплоченность данной нации, а также их непревзойденную дисциплинированность.
Другим немаловажным отличием является бережливость японцев. Она ведет свое начало из двух истоков – японских верований, которые предполагают скромность и экономность, а так же уважительное, бережливое, отношение к природе, и географических особенностей страны – а именно изолированное положение относительно остального мира, а так же нехватку природных ресурсов, что так же повлияло на экономность японской нации.
Кроме того, японцев отличает уважительное отношение к старшим, восприятие их как более мудрых людей, наставников. Данная особенность обусловлена определяющими не только японское мировоззрение, но и менталитет других стран востока – буддизмом и синтоизмом, которые, так же благоприятствуют обучению и инновациям – благодаря основной направленности на развитие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что национальные особенности делают японцев дисциплинированными и ответственными работниками, которые могут наиболее эффективно работать в группе. При этом они открыты для новшеств и стремятся к развитию. А это, несомненно, очень благоприятные особенности.
Итак, проанализировав основы мировоззрения японцев, можно сделать вывод, что их ментальность позволяет построить в стране мощную экономику, благо работники из японцев превосходные. Однако это было бы невозможно без успешной системы управления. В чем заключается данная система, и в чем причины ее успеха я бы и хотел рассмотреть в данном параграфе.
Как стало ясно из предыдущего параграфа, первые экономических успехов Япония достигла в 50-е годы 20 века, однако первое время эти успехи оставались незамеченными в остальном мире. И только в 70-е годы ряд американских исследователей обратили внимание на успехи японских менеджеров.
В 1974 году Р.Джонсон и У.Оучи опубликовали статью в которой обратили внимание на опережающие темы роста производительности труда в Японии и задались вопросом о причинах данных изменений.
В ходе рассуждений они выявили несколько отличительных особенностей японского менеджмента[3]:
1.Акцент на движении информации и инициативы снизу вверх
2.Превращение высшего руководства из органа издающего приказы, в орган, способствующий принятию решений
3.Использование миддл-менеджеров как инициаторов и движущей силы решения проблем
4.Принятие решений на основе консенсуса
5.Повышенное внимание к благополучию сотрудников
Кроме того, Оучи не остановился на этом, и через несколько лет создал так называемую теорию Z. В рамках этой теории он рассматривал организации типа Z, под которыми как раз и понимался опыт японских компаний, которые работают лучше, поскольку они свободны от худших элементов бюрократии и достигают в рамках собственной культуры высокой степени согласованности. Как пишет Оучи, организации типа Z обычно рассматриваются как кланы, так как они представляют тесные сообщества людей, занятых совместной работай и связанных разного рода узами.
Информация о работе Применение японского менеджмента в России