Предпринимательство как экономический ресурс

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

1. Предпринимательство как экономический ресурс. Условия предпринимательства, его цели и функции.
2. Понятие предприятия (фирмы). Формы предпринимательства.
3. Теории фирмы.

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

 

Вариант 9

  1. Предпринимательство как экономический ресурс. Условия предпринимательства, его цели и функции.
  2. Понятие предприятия (фирмы). Формы предпринимательства.
  3. Теории фирмы.

 

1. Предпринимательство можно определить как экономический ресурс, в состав которого включаются предприниматели (владельцы предприятий, менеджеры, не являющиеся собственниками предприятий, организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих), предпринимательская инфраструктура, а также предпринимательская этика и культура.

Благодаря предпринимательству приходят во взаимодействие прочие экономические  ресурсы - труд, капитал, земля, знание и информация. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.

Предпринимательская способность  как ресурс имеет свою специфическую  оплату - предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход - это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов и за хозяйственную инициативу.

В экономической теории предпринимательский доход делят на две части - нормальную прибыль и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату. Ко второй - плату за риск, инновации. Величина предпринимательского дохода колеблется прежде всего за счет второй составляющей.

Расширение и совершенствование  предпринимательской деятельности прямо связано с возрастанием значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.

Первая функция - ресурсная. Для  любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники со своими знаниями и  умениями). Вторая функция - организаторская. Ее существо: обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей - творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и технологий. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.

 

 

 

 

 

 

2.  Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика  предприятия предполагает определение  его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:

• организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

• производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

• наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;

• имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

• оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Функционирование  предприятий в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

• бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;

• удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;

• эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;

• разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;

• обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;

• совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;

• обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Задачи предприятия  определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами  внешней и внутренней среды. В  современных условиях перед многими  отечественными предприятиями нередко  стоят совершенно иные цели и задачи.

Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

        Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.

Производственное  предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.

Выбор области  деятельности производственного предпринимательства  определяется финансовыми ресурсами  и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое  исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим  предлагаемый товар, какие уровень  и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.

Производственное  предпринимательство обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия.

Разновидностями производственного предпринимательства  являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое  и информационное предпринимательство.

 

Коммерческое  предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.

Перед осуществлением предпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над  его закупочной ценой.

Коммерческое  предпринимательство считается  эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.

Разновидностями коммерческого предпринимательства  являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство и деятельность товарных бирж.

Финансовое  предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Технология  финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.

Разновидностями финансового предпринимательства  являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и  деятельность фондовых бирж.

Консультационное  предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют  следующие формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Индивидуальные  формы предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.

Коллективное  предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.

 

 

 

         3. В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность.

          Если рассматривать фирму в таком аспекте, то фирма – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.

         Между тем, фирма представляет собою сложное экономическое явление. В экономической теории сложилось несколько концепций трактовки фирмы. 
 
Неоклассическая теория фирмы.

        Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.

        Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.

Институциональная теория фирмы.

         В этой теории фирма – это сложная иерархическая структура, действующая в условиях рыночной неопределенности.

        Главная задача анализа связывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек, а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному механизм осуществления сделок в целях экономии трансакционных издержек.

Информация о работе Предпринимательство как экономический ресурс