Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
ГЛАВА I. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Критерии определения малых предприятий
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство
- это предпринимательская
Общее число показателей
по данным Мирового банка, по которым
предприятие относится к
- средняя численность
занятых на предприятии
- ежегодный оборот, полученный предприятием ( за год);
- величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим
в настоящее время Федеральным
законом Российской Федерации «О
государственной поддержке
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле
и бытовом обслуживании
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики
Рисунок 1.1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 г., в процентах
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [12] малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период
численность работников малого предприятия
определяется с учетом всех его работников,
в том числе работающих по договорам
гражданско-правового
Федеральный закон Российской
Федерации «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
- для юридических лиц
- суммарная доля участия
- средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
В настоящее время
- выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без
Таблица 1.1 – Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, в процентах
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) |
12,8 |
14,3 |
15,0 |
15,9 |
16,7 |
17,8 |
Средняя численность внешних совместителей |
38,9 |
34,4 |
36,6 |
38,7 |
39,6 |
40,5 |
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера |
26,4 |
21,4 |
22,6 |
22,0 |
22,8 |
19,8 |
Валовой внутренний продукт1) |
... |
... |
9,0 |
12,7 |
12,5 |
... |
Оборот организаций |
... |
... |
... |
... |
26,4 |
25,8 |
Инвестиции в основной капитал |
2,9 |
2,8 |
3,1 |
3,5 |
3,3 |
3,7 |
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики
Справедливое заключение представителей Болтонского комитета: «Не столько важно иметь универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера» [16, с.103] позволяет предложить следующее теоретическое обоснование выбора критерия и метода классификации организаций. Не сама численность работников предприятия, а структура управления и ее сложность, в частности, количество уровней управления организацией, является определяющим, «сущностным», качественным признаком «размера». Работает закон диалектики «переход количества в качество».
С точки зрения управляемости
организации, критерием которой
является «осуществляемость
Особое внимание заслуживает число 7, поскольку известно, что оно является порогом восприятия собеседников при общении в компании.
Проведя несложные вычисления для заданных в ЕС диапазонов числа занятых на предприятии, можно утверждать, что:
- микропредприятия – это индивидуальные предприятия и предприятия с одним уровнем управления;
- малые предприятия – предприятия с двумя уровнями управления;
- средние предприятия – предприятия с двумя-тремя уровнями управления;
- крупные предприятия – три-пять уровней управления.
Это вывод, при всей его
очевидности, принципиально важен,
поскольку обоснован
Таким образом, вводится понятие
средних предприятий, численность
персонала которых не должна превышать
250 человек, тогда как численность
малых предприятий
Итак, при определении
размеров организаций и отнесении
их к субъектам малого предпринимательства
все большее внимание уделяется
финансовому состоянию
1.2 Характерные особенности малых предприятий
Помимо критериев, обозначенных
в Федеральном законе Российской
Федерации «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.
Во-вторых, малые размеры
предприятия позволяют легко
контролировать производственный процесс,
переналаживая его в связи
с актуальными запросами
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.
В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу [10, с.230].
Малое предприятие осуществляет
свою деятельность во всех сферах и
отраслях народного хозяйства, выполняя
один или несколько видов