Экономические ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА I.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

ГЛАВА I. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Критерии определения  малых предприятий

 

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях.

Общее число показателей  по данным Мирового банка, по которым  предприятие относится к субъектам  малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

- средняя численность  занятых на предприятии работников;

- ежегодный оборот, полученный  предприятием ( за год);

- величина активов.

Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения  предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность  работающих человек.

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 году. В этот период к числу  малых отнесли государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с действующим  в настоящее время Федеральным  законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве  - 60 человек;

- в научно-технической  сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  - 30 человек;

 

Источник данных: Федеральная  служба государственной статистики

Рисунок 1.1 – Число малых  предприятий по видам экономической  деятельности в 2006 г., в процентах

 

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [12] малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной  настоящей статьей численности  указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:

- для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать 25 процентов  (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;

- средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

В настоящее время государственные  органы пользуются количественным критерием, закрепленным в Законе РФ № 88 ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» [12]. Этот закон устанавливает следующий предельный уровень численности работников организаций субъектов малого предпринимательства по отраслям: в промышленности, строительстве и транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

- выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Таблица 1.1 – Удельный вес  малых предприятий в основных экономических показателях, в процентах

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Среднесписочная численность  работников (без внешних совместителей)

12,8

14,3

15,0

15,9

16,7

17,8

Средняя численность внешних  совместителей

38,9

34,4

36,6

38,7

39,6

40,5

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам  гражданско-правового характера

26,4

21,4

22,6

22,0

22,8

19,8

Валовой внутренний продукт1)

...

...

9,0

12,7

12,5

...

Оборот организаций

...

...

...

...

26,4

25,8

Инвестиции в основной капитал

2,9

2,8

3,1

3,5

3,3

3,7


Источник данных: Федеральная  служба государственной статистики

 

Справедливое заключение представителей Болтонского комитета: «Не столько важно иметь универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера» [16, с.103] позволяет предложить следующее теоретическое обоснование выбора критерия и метода классификации организаций. Не сама численность работников предприятия, а структура управления и ее сложность, в частности, количество уровней управления организацией, является определяющим, «сущностным», качественным признаком «размера». Работает закон диалектики «переход количества в качество».

С точки зрения управляемости  организации, критерием которой  является «осуществляемость управленческих решений», проблема оптимальной численности  группы (организации) далеко не второстепенный вопрос. Размер группы сказывается  на качестве взаимодействия ее членов, поскольку усложняется процесс  труда из-за его разделения и возникновения  иерархии отношений. Экспериментально доказано, что оптимальная численность  группы составляет 79 человек [18, с.8]. На западных фирмах число подчиненных  колеблется от 4 до 8 человек на высших уровнях управления и от 8 до 15 на более низких уровнях. Существуют и  оценки среднего количества подчиненных: 36 или 311 человек; разработана методика расчета диапазонного управления.

Особое внимание заслуживает  число 7, поскольку известно, что  оно является порогом восприятия собеседников при общении в компании.

Проведя несложные вычисления для заданных в ЕС диапазонов числа  занятых на предприятии, можно утверждать, что:

- микропредприятия – это индивидуальные предприятия и предприятия с одним уровнем управления;

- малые предприятия –  предприятия с двумя уровнями  управления;

- средние предприятия  – предприятия с двумя-тремя  уровнями управления;

- крупные предприятия  – три-пять уровней управления.

Это вывод, при всей его  очевидности, принципиально важен, поскольку обоснован качественный, атрибутивный признак малого предпринимательства  – индивидуальные предприниматели  и организации, имеющие одно-двухуровневые структуры управления

Таким образом, вводится понятие  средних предприятий, численность  персонала которых не должна превышать 250 человек, тогда как численность  малых предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100, и понятие  микропредприятий, численность которых не должна превышать 15 человек. Законы также вводят ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов.

Итак, при определении  размеров организаций и отнесении  их к субъектам малого предпринимательства  все большее внимание уделяется  финансовому состоянию организации, а не численности персонала.

1.2 Характерные особенности  малых предприятий

 

Помимо критериев, обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [12], существуют характерные особенности данной группы организаций (малых предприятий).

Во-первых, это гибкость и  быстрота принятия решения, поскольку  именно деятельность малого предприятия  легче проанализировать применительно  к меняющимся условиям рынка, определяя  хозяйственную политику.

Во-вторых, малые размеры  предприятия позволяют легко  контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи  с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым  предприятиям характерна быстрая реакция  на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и  быстрая реакция на поступающие  команды и распоряжения в самом  предприятии, а также взаимосвязи  его с партнерами, дает хороший  предпринимательский эффект.

В-четвертых, личные связи, часто  вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий  между собой, а особенно на государственном  уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые  при других условиях даже трудно собрать  и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу [10, с.230].

Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и  отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что  отдельные виды деятельности разрешаются  исключительно государственным  предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении  своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

Информация о работе Экономические ресурсы