Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Далее, малый бизнес является
единственным сектором, где примитивная,
но абсолютно необходимая для
эффективного функционирования рыночного
хозяйства частная
Глава II. ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Аутсорсинг. Субконтрактинг. Франчайзинг
По мере развития бизнеса, рано или поздно обнаружится, что существует множество интересных и прибыльных проектов, в которых можно было бы принять участие, однако выполнить весь объем работ одна фирма самостоятельно не в состоянии.
Причины могут быть разные: наличие отдельных задач, решением которых предприятие не занимается чрезмерно большой объем работ, отсутствие в данный момент необходимых для выполнения работы ресурсов и т.п.
Во всех этих случаях разумным решением было бы объединение возможностей с возможностями других предприятий, располагающих недостающими у данного предприятия ресурсами
Преимущества кооперации многочисленны и проявляются во всех аспектах промышленного развития. Основные из этих преимуществ для малых предприятий состоят в следующем:
1) рост возможностей для развития производства;
2) стабилизация спроса на продукцию и услуги;
3) более полное и эффективное
использование
4) большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса;
5) углубление специализации
с повышением качества
6) оптимизация производственного процесса;
7) эффективное внедрение и использование инноваций;
8) распространение среди
работников предприятия
При этом, главное преимущество, получаемое малыми предприятиями от участия в кооперации – это снижение собственных издержек за счет концентрации усилий и ресурсов на одном или немногих технологических процесса.
Наиболее распространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого и среднего бизнеса являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Аутсорсинг
Аутсорсинг (outsourcing) - использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании.
Для лучшего понимания этого термина, рассмотрим некоторые простые примеры. Небольшая компания нанимает для обслуживания своих компьютеров стороннюю фирму, специалист которой делает периодическую профилактику техники и приезжает по вызову в случае сбоя. Договор на такое обслуживание может обойтись фирме в 150-200$ в месяц. Содержание в штате системного администратора достаточной для решения оперативных задач квалификации обойдется минимум в 500-600 $. Выгоды очевидны!
Компания малых размеров заказывает в агентстве разработку рекламной кампании. Естественно, она не может позволить себе нанять команду профессиональных рекламистов на постоянную работу, но это и не нужно: необходимость в комплексной разработке рекламной кампании возникает не чаще, чем один-два раза в год.
Если передать смысл аутсорсинга в нескольких словах, то это — передача некоторого объема работ внешнему исполнителю, который сделает это лучше вас. При этом внешним исполнителем может быть и индивидуальный предприниматель, и небольшая компания, и даже крупная корпорация. Основной идеей аутсорсинга является выполнение тех или иных операций наиболее квалифицированными специалистами, что позволяет выполнить работу более качественно; за меньший срок; используя меньше ресурсов и т.д.
Однако надо помнить, что на аутсорсинг можно передавать только неосновные виды деятельности, в противном случае вы передадите внешнему исполнителю те работы, ради которых создавали свой бизнес, а значит, фактически, передаете им свое дело.
Как видите, причины передачи
задач сторонним лицам
1. Фокусировка собственных
ресурсов на основных целях
бизнеса. Обеспечивающие
2. Снижение себестоимости
функций, передаваемых
3. Получение доступа к ресурсам, которых нет у компании.
4. Доступ к новейшим
технологиям. Компания-
5. Надежность. Аутсорсинг предполагает выполнение компанией-аутсорсером многочисленных однотипных задач клиентов, что обеспечивает накопление большого практического опыта в данной области.
6. Передача ответственности
за выполнение конкретной
7. Большая свобода направления инвестиций в инфраструктуру компании. Аутсорсинг снижает необходимость инвестирования в поддержку второстепенных функций и в развитие направлений, не обеспечивающих основную долю прибыли компании.
Объективно аутсорсинг нужен российскому бизнесу как дисциплинирующее начало. Однако массовому и успешному применению этой модели мешают субъективные факторы. В том числе — искаженное представление о сути, фактической стоимости, выгодах и неизбежных недостатках передачи непрофильных бизнес-процессов на сторону. Когда в России сегодня говорят об аутсорсинге, в графе «минусы» чаще всего оказывается три пункта: «Сторонние исполнители не могут знать всей специфики бизнеса клиента, так как они работают поточным методом», «Повышается риск утечки информации» и «Аутсорсинг стоит денег». Увы, подобные представления настолько сильно впечатались в сознание многих руководителей, что совершенно забыто было главное, а именно финансово-экономические показатели. А ведь только они способны дать аргументированный ответ на вопрос о том, что лучше: традиционный инсорсинг или аутсорсинг! Российские предприниматели учатся ныне считать гривенники. Да, это еще не копейки, но все равно — мелкая монета. Еще недавно борьба шла за десятки процентов, а теперь — за проценты. Как следствие, нарастает интерес к аутсорсингу: может ли в такой ситуации передача непрофильных бизнес-процессов на сторону превратиться в один из способов экономии? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует разобраться с источниками получения прибыли, то есть разницы между доходом и расходом.
Стремление к сокращению расходов, связанных с инсорсингом, вполне логично. Вот почему ход рассуждений генерального директора компании, получившего предложение передать тот или иной бизнес-процесс (скажем, определенный участок бухгалтерии) на аутсорсинг, примерно таков: «Зачем отдавать 120 тысяч рублей в месяц, если своему бухгалтеру, который прекрасно справляется с этой работой, мы платим 30 тысяч»? Вот в этом-то и заключается наипервейшая проблема. Они сравнивают аутсорсинг и инсорсинг напрямую.
Встречаются весьма продвинутые управляющие, которые используют поправочные коэффициенты (от 1,5 до 2), поскольку понимают: номинальную стоимость работ аутсорсера нельзя лоб в лоб сопоставлять с расходами на инсорсинг. Однако когда спрашиваешь их, откуда взялись эти цифры, «продвинутые» лишь пожимают плечами.
И тот и другой подход в корне неверны. Ведь нынешняя зарплата одного офисного сотрудника не превышает 20–25% от всех издержек, включающих затраты на обслуживание рабочего места (электричество, компьютер, Интернет, телефония, уборка, кондиционеры…), аренду и административно-управленческие расходы. Расходы, которые, заметим, постоянно растут. Значит, реальную стоимость каждого сотрудника следует рассчитывать, умножая зарплату на 4, а то и на 5. А раз так, бухгалтер из приведенного нами примера, получающий 30 тысяч зарплаты в месяц, на самом деле обходится организации в среднем в 135 тысяч рублей, а то и дороже.
На первый взгляд услуги аутсорсинга и правда могут стоить «дорого». Однако если хорошенько посчитать, то может оказаться, что на самом деле, передав те или иные бизнес-функции на сторону, вы даже экономите по сравнению с инсорсингом. Хотя, заметим, это далеко не главное преимущество аутсорсинга как такового.
Вторым источником прибыли можно назвать увеличение дохода за счет более твердых (опять-таки по сравнению с инсорсингом) гарантий выполнения аутсорсером работы в сро. Аутсорсер весьма и весьма заинтересован в выполнении взятой на себя работы в срок. Ведь это одно из его, аутсорсера, конкурентных преимуществ! В противном случае заказчик быстро найдет себе другого, более надежного поставщика услуг. Да и оплата работ аутсорсера, как правило, осуществляется после выполнения задания. К тому же топ-менеджер компании-заказчика всегда готов к жесткому диалогу с внешними контрагентами.
Наконец, будем иметь в виду, что аутсорсинг приносит дополнительную прибыль за счет получения более качественной работы. На внешнем рынке легче найти адекватное предложение, чем внутри компании, по очень простой причине: выбор многократно больше. Одновременно сокращаются возможные потери и появляется потенциал для повышения уровня создаваемых продуктов и услуг, и это формирует конкурентное преимущество. Вот только в России до сих пор отсутствует консолидированная информация по рынку аутсорсинга. Так же, как нет и надежных рейтингов (за исключением отдельных направлений) [27].
Субконтрактинг
Субконтрактинг – это способ организации производства, использующий разделение труда между заказчиком (контрактором) – чаще всего головным (сборочным) предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями (сохраняются только наиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качество продукции) и субконтракторами (поставщиками) – специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы и услуги.
Механизм субконтрактации состоит в следующем: две стороны - контрактор и субконтрактор - заключают между собой соглашение. Контрактор поручает одному или нескольким предприятиям – субконтракторам – производство деталей, комплектующих или узлов, необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими условиями, предоставленными контрактором.
В соответствии с принятой
в практике международной промышленной
кооперации терминологией к
- изготовление и поставка
заказчику компонентов и
- изготовление и поставка
узлов и отдельных деталей
(изделий), производимых по спецификациям
заказчика и поставляемых ему,
как правило, в ограниченных
количествах и в строго
- проектирование, изготовление
и поставка заказчику узлов,
блоков и отдельных деталей
(изделий) в соответствии с
согласованным техническим
В соответствии с введенным в предыдущем разделе определением, субконтрактинг является формой аутсорсинга, и относится к операционному аутсорсингу.
Субконтрактинг является начальной (но весьма распространенной) формой кооперации. Общей чертой соглашений данного вида сотрудничества является относительно короткий срок их действия — большинство из них включают в себя краткосрочные обязательства.
Субконтрактации присущи все основные преимущества, определенные в предыдущем разделе для аутсорсинга:
Для контрактора:
- возможность сокращения
себестоимости конечного