Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что существующий в России механизм привлечения иностранных инвестиций и создания совместных предприятий разработан недостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание совместных предприятий) могут существенно стимулировать приток этого капитала.
2.4 Свободные экономические зоны
Свободная экономическая
зона (зона свободной торговли, зона
свободного или совместного
По оценкам западных специалистов, к 2010 году через различные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободные экономические зоны - это в той или иной степени обособленная географическая территория.
Важно иметь в виду, что свободные экономические зоны могут быть нескольких типов. Так, зона экспортного производства (ЗЭП) представляет собой ограниченный участок таможенной территории страны, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников, вывозящих за ее пределы более 50% произведенных товаров. Для предпринимателей устанавливается порядок, при котором по истечении двух лет со дня получения лицензии они обязаны в определенном объеме производить продукцию, указанную в разрешении и относящуюся к изделиям обрабатывающей промышленности, и вывозить половину или большую ее часть за пределы таможенной территории СНГ. Разумеется, для успешного функционирования ЗЭП создаются на участках, имеющих выгодное географическое положение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру.
Другая организационная
форма - свободная таможенная зона производственного
или торгового типа - представляет
собой ограниченный участок таможенной
территории, в пределах которого для
участников устанавливается льготный
таможенный режим. Как и ЗЭП, они
создаются на территории, имеющей
развитую производственную и транспортную
инфраструктуру и другие условия, благоприятные
для предпринимательства. В результате
совершаемых здесь
Зоны торгового типа создаются в морских (речных) портах, аэропортах, на железнодорожных станциях, участках автомобильных магистралей, в пограничных пунктах и на других участках, через которые осуществляются международные перевозки грузов. Территории зон используются для проведения выставок, а также для подработки, сортировки, упаковки и маркировки ввозимых товаров для последующего вывоза за рубеж или в другие регионы страны. Однако производственные операции, изменяющие позиции товаров на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товарной номенклатуры, не должны допускаться.
Создание свободных
Создание свободных
Свободные экономические зоны - современное название для достаточно древнего экономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобождения от налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимость быстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизации товарных и финансовых потоков. В классическом виде свободные экономические зоны представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Эти анклавы называют по-разному: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и так далее, а в просторечье - «внутренние офшоры». Но в любом случае это некий хозяйственный субъект, имеющий беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и определенную обособленность от остальной территории страны в торговом и валютно-финансовом отношении. Свободные экономические зоны имеет тесную связь с мировым рынком и активно привлекает иностранный капитал.
Страны с высоким уровнем
инвестиционного риска (как Россия)
традиционно делают ставку на широкий
диапазон и масштабность льгот, предоставляемых
в свободных экономических
Свободные экономические
зоны существуют во многих странах
давно. Преимущество свободной экономической
зоны в том, что, кроме освобождения
от налогов, она дает и «административный
сервис». Руководство данного региона
и ответственное лицо, отвечающее
за работу экономической зоны, берут
своеобразное обязательство перед
предприятиями, регистрирующимися
в этой зоне, что их не будут подвергать
различным инспекционным
Свободная экономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивному региону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе. К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионов показал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило, экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихся нажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственного кармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственные органы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки за счет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросе такова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должна создаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу «заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона по каждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены в законе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государство должно в целом создавать благоприятные условия - как экономические, так и социальные - для всех перспективных видов производства во всех регионах страны, а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации.
У нас в России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны начали действовать с полной отдачей. Это, в частности, относится к ЗАТО Минатом, который представляет копию того, что сделали китайцы в своей стране. Эти центры надо развивать, чтобы сохранить и приумножить атомный и оборонный потенциал. Это очевидно. Этот экономический механизм нужен, он уже создан, и его надо развивать. Свободную экономическую зону внутри государства может себе позволить только сильная власть. Сегодня мы не можем сказать, что власть в России достигла этого уровня. Тема свободных экономических зон еще привлечет к себе пристальное внимание Президента страны.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, для определения малого предпринимательства можно выделить две основные группы критериев: количественные, куда входят такие параметры, как количество занятых в организации и финансовые критерии (размер чистой балансовой стоимости, размер чистого дохода, предельный годовой доход), и качественные, которые определяются по признаку одно двухуровневая структура управления в организации
Для успешного эффективного
функционирования малых предприятий
необходима разработка эффективных
программ развития малых предприятий
на всех уровнях экономической
- формирование инфраструктуры
поддержки - одновременно на всех
уровнях государственной
- внесение в установленном
порядке предложений о
- передача малым предприятиям инновационных разработок;
- передача в собственность
малым предприятиям на
Важная и трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российской экономике - проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства, прежде ориентированного на индустрию производства, а не на человека, как теперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку, потому что вместе с производством необходимой потребителю и выгодной предпринимателю продукции (выполнением работ, оказанием услуг) решает две связанные с этими преобразованиями задачи:
1. непосредственно развивает общественно значимые отрасли экономики, функционирующие в условиях самофинансирования;
2. обеспечивает рабочими местами квалифицированных и активных работников, высвобожденных с предприятий, принадлежащих к неперспективным отраслям.
Умение вести
Один из пробелов в экономической политике России - отсутствие долговременной стратегии развития различных форм функционирования малого бизнеса. Каким образом этот недостаток может быть исправлен?
Кратчайший путь - разработка
федеральной программы создания
и развития форм функционирования малого
бизнеса. При утверждении этого
документа в правительстве
* основные направления
политики создания и развития
различных форм
* анализ их функционирования
на территории страны и меры
повышения эффективности их
* перечень существующих
форм малого
* материальные, финансовые,
трудовые и иные ресурсы,
Малое предпринимательство выступает одновременно целью и инструментом развития рыночной экономики, что определяется присущими ему «целевыми» и «инструментальными» функциями.
Изучив многие формы функционирования малого бизнеса, можно сделать вывод, что каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Они помогают ликвидировать те причины, которые возникают (наличие отдельных задач, решением которых предприятие не занимается, чрезмерно большой объем работ, отсутствие в данный момент необходимых для выполнения работы ресурсов и т.п.) в процессе функционирования, по мере развития бизнеса.