Экономические ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА I.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

На предприятиях всех видов  основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия планирование. Малое  предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации  цен предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым  самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости  от его организационно-правовой формы  являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также  кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств  и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие  открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных  договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства  по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом  Российской Федерации от 19 ноября 1992г. О несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Малое предприятие может  заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать  инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия  могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что  предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия  труда, и несет ответственность  в установленном законодательством  порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Малое  предприятие вносит взносы по социальному  и медицинскому страхованию и  социальному обеспечению в порядке  и размерах, установленных действующим  законодательством.

Различные трудности, связанных  с функционированием малых предприятий, обуславливают множество проблем, связанных со становлением малого предпринимательства  в России.

 

1.3 Функции малого предпринимательства

 

Сущность малого предпринимательства  проявляется в его экономических  и социальных функциях:

1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений,  способствующих лучшему удовлетворению  потребностей населения и общества  в товарах (работах, услугах);

2. расширение ассортимента  и повышение качества товаров,  работ, услуг. Стремясь к удовлетворению  запросов потребителей, малый бизнес  способствует повышению качества  товаров (работ, услуг) и культуры  обслуживания;

3. приближение производства  товаров и услуг к конкретным  потребителям;

4. содействие структурной  перестройке экономики. Малое  предпринимательство придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность;

5. привлечение личных  средств населения для развития  производства. Партнеры в малых  предприятиях вкладывают свои  капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем в крупных;

6. создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

7. более эффективное использование  творческих способностей людей,  раскрытие их талантов, освоение  различных видов ремесел, народных  промыслов;

8. вовлечение в трудовую  деятельность отдельных групп  населения, для которых работа  на крупном производстве имеет  определенные ограничения (домохозяйки,  пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

9. формирование социального  слоя собственников, владельцев  предприятий, фирм, компаний;

10. активизация научно-технического  прогресса;

11. освоение и использование  местных источников сырья и  отходов крупных производств;

12. содействие деятельности  крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств.

Малое предпринимательство  является одновременно целью и инструментом развития рыночной экономики. Его двойственная роль подтверждена результатами анализа  присущих малым предприятиям функций, классифицированных на основе впервые  предложенного подхода, на целевые  и инструментальные. К «целевым» функциям, благодаря которым развитие малого предпринимательства является одной из макроэкономических задач государства, отнесены его влияние на сокращение безработицы, ускорение научно-технического прогресса, обеспечение социально-политической стабильности в обществе. К «инструментальным» функциям отнесены использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденций монополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса экономических «ниш». Функции малого предпринимательства находятся в состоянии постоянного развития.

 

1.4 Преимущества и недостатки  малого предпринимательства

 

У малого бизнеса свои достоинства  и свои недостатки. Вопрос в том, чтобы минимизировать последние  и максимизировать первые. Руководитель малого предприятия должен быть настоящим ”многостаночником”, разбирающимся (об этом мы уже говорили) и в правовых, и в экономических, и в кадровых вопросах, быть и психологом, и прогнозистом. Любая ошибка здесь - это твоя ошибка, но и успех - он тоже только твой. Так что адреналин - неразлучный спутник малого предпринимателя, который в единственном числе отвечает за свое дело.

Необходимо проанализировать положительные и отрицательные  стороны малого предпринимательства.

Преимущества малого предпринимательства.

1. Сравнительно более  низкие издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического  аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений  в управлении малыми предприятиями,  что повышает производительность  труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых  ученых, большие размеры повышают  степень формализации организации  и понижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия  являются более гибкими и оперативными  в принятии и выполнении принятых  решений.

3. Более низкая потребность  в капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на  требования местных рынков.

4. Малые предприятия лучше  знают уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других  характеристик местного рынка.

5. Более высокая оборачиваемость  капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них  меньшие сроки строительства,  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального  сочетания машинного и ручного  труда.

7. Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои  идеи, проявить свои способности

8. Малое предпринимательство  дает средства к существованию  большему количеству людей, чем  крупное. Оно обладает значительным  потенциалом в сфере трудоустройства  населения, вовлечения в производство  резервов рабочей силы.

9. Частный предприниматель  - сам себе хозяин и пользуется  значительной свободой действий.

10. Острая ценовая и  неценовая конкуренция, ведущая,  с одной стороны, к снижению  цен, а с другой - к тому, что  потребитель получает продукцию  и услуги высокого качества.

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства :

1. Сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение  платежной дисциплины, высокий уровень  процентных ставок, слабая правовая  защищенность предпринимателей.

2. Низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики,  хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и в государственном  секторе.

3. Негативное отношение  определенной части населения,  связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством,  куплей-продажей.

4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

5. Слабость действия механизма  государственной поддержки малого  предпринимательства (в 2009 году  на поддержку малого и среднего  предпринимательства через систему  государственных банков будет  направлено полрядка 100 млрд. руб.) [19].

6. Малые предприятия обладают  более высоким уровнем риска,  и, следовательно, высокой степенью  неустойчивости на рынке.

7. Малые предприятия зависимы  от крупных компаний.

8. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

9. Малое предпринимательство  связано с большими трудностями  в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов. 

Сектор частного малого бизнеса  в России — ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство —  дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными  опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ таблицы (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 – СВОТ - анализ малого бизнеса как модели экономической  самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

Возможности малого бизнеса

Угрозы существованию  малого бизнеса

1. Небольшой стартовый  капитал

Ограниченный (локально) рынок

Рост до уровня «большого» бизнеса

Быстрота полного разорения

2. Высокая эффективность

Ограниченные перспективы  роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение «потолка»  роста

3. Гибкость

Высокая зависимость от превратностей  конъюнктуры

Прочная ниша на «своем»  рынке

Легкость проникновения  конкурента в эту нишу

4.Самостоятельность

Отсутствие влиятельной  поддержки

Творческая самореализация

Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»


Из табл. 1.2 видно, что жизнь  малого предпринимателя — это  богатое поле возможностей, но и  огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном  другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо  в отношении трансформационной  экономики, в частности, российской.

Однако именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые  пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые  зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).

Информация о работе Экономические ресурсы