Экономические ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА I.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

Для субконтрактора:

- возможность сокращения  размера капиталовложений в средства  производства с низкой степенью  загрузки;

- оптимизация использования  ресурсов;

- возможность оптимизации  (сокращения) собственных товарно-материальных  запасов;

- выстраивание более действенной  и эффективной организационной  структуры;

- увеличение объема оборотных  средств;

- концентрация на разработке  и развитии новых продуктов,  технологий, разработке новых каналов  сбыта и т.д.;            увеличение уровня загрузки собственных производственных мощностей;

- гарантия занятости персонала;

- решение проблемы сбыта,  значительное сокращение связанных  с реализацией расходов, что позволяет  предприятию продавать услуги  по более низкой цене;

- возможность получения  технической помощи со стороны  контрактора.

Различают две основные модели субконтрактинга. При вертикальном субконтрактинге малое предприятие жестко привязано к номенклатуре и площадям крупного предприятия, которое передает в аренду свои производственные мощности или выступает поручителем малого предприятия для приобретения исходных материалов и оборудования под производство продукции заданного качества. Такая схема позволяет головному предприятию контролировать качество и выпуск продукции субподрядчиком и имеет гарантии поставки.

Горизонтальная структура  – это разветвленная сеть малых  и средних предприятий, которые  оказывают услуги по видам металлообработки и свободно предлагают эти услуги на рынке машиностроения. В этом случае роль субконтрактинговых центров резко возрастает [26].

Таким образом, субконтрактация дает малому бизнесу возможность перейти от простейших схем добавленной стоимости к собственному промышленному производству. Крупным предприятиям субконтрактация позволяет снизить издержки и сосредоточить все внимание на выпуске основной продукции.

В качестве контракторов обычно, но не всегда, выступают крупные предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и т.д., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих.

Применение механизма  субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Механизм субконтрактации часто применяют малые предприятия для организации собственного производства. В этом случае малое предприятие самостоятельно производит только узлы, несущие в себе ключевые ноу-хау и осуществляет финишную сборку. Все остальные серийные узлы и детали производятся на крупных предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования и аренду производственных площадей.

Франчайзинг

Франчайзинг — смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.

Ф. Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

франчайзер получает отчисления за использование своей торговой марки;

франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

Франчайзинг - это метод производства и продажи товаров и услуг, характерными чертами которого являются:

1. Право собственности  одной организации (франчайзера) на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.

2. Продажа франчайзером другому лицу/предприятию (франчайзи) лицензии (франшизы), разрешающей использовать ее торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.

3. Включение в договор  о продаже лицензии (франшизы) права  франчайзера на регулирование и контроль

4. Оплата франчайзи различных форм компенсации в обмен на приобретенные права, а также за другие услуги, предоставляемые франчайзером.

5. Работа в рамках кооперации  предъявляет к участникам сотрудничества  повышенные требования в отношении  качества производимой продукции  (выполняемых работ).

Это связано с существованием ряда преимуществ, которые получает франчайзи:

1. Отсутствие у предпринимателя  основных и специализированных  знаний преодолевается благодаря  программе обучения, проводимой  франчайзером. К тому же франчайзи приобретает навыки работы по стандартам высокого качества.

2. Франчайзи, являясь владельцем собственного предприятия, в то же время имеет возможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головной организации.

3. Использование имени  и репутации, уже получивших признание у потребителя.

4. На создание предприятия  в системе франчайзинга потребуется меньше средств по сравнению с открытием аналогичного самостоятельного бизнеса, так как франчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты.

5. Возможность за умеренную  плату использовать результаты  широкомасштабных рекламных мероприятий,  проводимых франчайзером.

6. Доступ к возможностям  франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения, ведения переговоров.

7. Возможность пользоваться  результатами научных разработок  и маркетинговых исследований  франчайзера, его программами развития.

Франчайзер, в свою очередь, кроме получения финансовой прибыли в виде франчайзинговых платежей, получает при создании системы франчайзинга целый ряд дополнительных выгод:

- быстрое расширение рынков  сбыта;

- небольшие затраты на  персонал;

- низкий уровень собственных  капиталовложений;

- возможность разработки  систем регионального и областного  масштаба ускоренными темпами;

- расширение признания  торговой марки фирмы и признания  со стороны клиентуры, рост  доверия к качеству и единому  ассортименту продукции данной  фирмы.

Франчайзинг позволяет малому бизнесу развиваться более быстро, чем любая другая система, в этом его огромное достоинство. Франчайзинг — проверенная система развития, и никакая другая система не может с ней соперничать по эффективности.

В то же время франчайзинг позволяет использовать энергию, таланты и амби–ции людей, которые не выполняли бы работу в традиционных условиях найма, и работу в чужом бизнесе. 

Отсюда видно, что франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперации предприятий, как правило, крупных с малыми.

С понятием франчайзинга связаны такие известные торговые марки, как "Зингер", "Форд", "Мак Дональдс". Благодаря этому, франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира.

 

2.2 Бизнес-инкубаторы

 

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных  условий для возникновения и  эффективной деятельности малых  инновационных (венчурных) фирм, реализующих  оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых  услуг.

Сегодня развитию малого инновационного бизнеса в России препятствует множество  факторов. Формирование сети бизнес-инкубаторов становится одним из приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства.  

Главная задача бизнес-инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

Инкубаторы новых фирм - форма поддержки развития местных  небольших новых компаний со стороны  региональных органов управления с  непосредственным участием местных  спонсоров, которые контролируют и  направляют работу "инкубаторов". клиентами "инкубаторов" являются инновационные фирмы, производители новой техники, консалтинговые фирмы. "инкубаторы" часто участвуют в собственности фирм-клиентов.

Роль бизнес-инкубаторов – содействовать созданию и развитию новых малых предприятий, предоставив им необходимые условия. В первую очередь: офисные и производственные помещения, обучение и консалтинг, помощь в маркетинге и поиске инвесторов и деловых партнеров.

Вместе с тем, по-прежнему для развития бизнес-инкубаторов актуальными остаются следующие задачи:

- подготовка управляющих  команд;

- оказание содействия  предприятиям – клиентам в  развитии производства, в выходе  на новые, в том числе зарубежные  рынки;

- помощь разработчикам  в коммерциализации технологий, путем создания новых предприятий.

Одной из проблем для малых  инновационных предприятий России является сложность выхода на международные  рынки. Это связано не только с  конкуренцией, но и барьерами, которые  существуют в каждой стране по доступу  продукции извне. Барьеры не только административные, но и культурные. Нужно уметь работать на международных  рынках, а для этого нужны специалисты, средства, время. Как правило, всего  этого недостаточно у малых предприятий.

В этой связи мы испытываем потребность в сотрудничестве с  мировым сообществом бизнес-инкубаторов по следующим направлениям:

- распространение передового  опыта в бизнес-инкубировании малых предприятий;

- содействие в поиске  партнеров;

- содействие в маркетинговых  исследованиях и выходе на  международные рынки;

- содействие в создании  новых (совместных) малых предприятий.

С другой стороны, богатый  и не полностью востребованный научный  потенциал нашей страны позволяет  для других стран брать на вооружение и реализовывать совместно многие разработки. При этом российские малые  предприятия могли бы обеспечить часть разработки нового продукта, возможно, производство (эту фазу так  же можно проходить совместно), а  наши партнеры за рубежом – сертификацию, продвижение на рынок – обслуживание.

Аналогично можно содействовать  реализации продукции малых предприятий  зарубежных стран в России – на большой постоянно растущий рынок. Значительная часть потребляемой на рынке продукции не производится в России, поэтому мы заинтересованы в поступлении качественных товаров  с новыми потребительскими свойствами.

Национальное содружество  бизнес-инкубаторов России готово стать тем мостиком, через который будут осуществляться контакты между бизнес-инкубаторами, между конкретными малыми инновационными предприятиями.

Развитие сети бизнес-инкубаторов России имеет три стадии:

· создание (1996 год);

· координация и интеграция на уровне страны (1996-2003);

· международная кооперация (2003 – по н.в.).

 

2.3 Совместные предприятия

 

Совместное предприятие - предприятие любой формы собственности, созданное на основе объединения  имущества учредителей (юридических  и физических лиц). В числе учредителей  совместного предприятия могут  быть и иностранные юридические  и физические лица.

Совместное предприятие - форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим  числом юридических лиц. Совместные предприятия создаются национальными  предприятиями или с зарубежными  партнерами. Одним из учредителей  совместных предприятий может выступать  физическое лицо. Особенностью совместных предприятий является наличие совместной собственности, которая функционирует  на территории одной из стран (областей, регионов) учредителей совместных предприятий. Совместное предприятие может иметь  форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Наиболее типична форма общества с ограниченной ответственностью. Целью совместных предприятий является наиболее полное использование потенциала каждой из сторон, а также максимум полезного эффекта от их деятельности.

За последние годы число  предприятий с иностранными инвестициями в России значительно возросло и  продолжает расти. Однако темп их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей  международную практику правовой базы, нестабильность обстановки в стране, экономический кризис, рост безработицы, высокий уровень инфляции; слабое информационное обеспечение иностранных  инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования; несовершенство процедуры оформления иностранных  инвестиций; затрудненность доступа  к местным кредитам и фондовой деятельности; сравнительно высокие  налоги и незначительные инвестиционные льготы; недостаточное страхование от политического и экономического риска [8].

Информация о работе Экономические ресурсы