Правовое регулирование организации и деятельности потребительской кооперации с 1990 по 2008 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе принятых законов в области кооперации выработать направления совершенствования законодательных основ развития потребительской кооперации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы правового регулирования отношений собственности;
- изучить основы законодательства о потребительских кооперативах в России;
- рассмотреть основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
- рассмотреть новшества в законодательной сфере в области кооперации в 2009 году;
- выделить направления совершенствования правовых основ управления кооперативной собственности.
Теоретической основой исследования явились труды ученых и экономистов в области теории и практики кооперации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1 Правовые основы организации и деятельности потребительской кооперации в 1990-2009 гг.……………………………………………………..7
1.1 Проблемы правового регулирования отношений собственности ……………………………………………………………………..…………..7
1.2 Основы законодательства о потребительских кооперативах в России..10
1.3 Основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»………………21
2 Совершенствование правового регулирования деятельности потребительской кооперации………………………………………………………25
2.1 Новое в законодательстве о кооперации в 2009 г.…………………..….25
2.2 Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 г.……27
2.3 Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственности ………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников………………………….……………46

Файлы: 1 файл

Правове регулирование организации потр. кооп 1990 2008.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

      Права на объекты недвижимости, поступившие  к организациям потребительской кооперации от прежних правообладателей, подтверждаются договорами в отношении недвижимого имущества, заключенными в соответствии с законодательством РФ, актами передачи имущества и другими актами, указанными в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [15, с. 11].

      В соответствии с Законом РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Положением о фондах потребительской кооперации, принятым в 2004 г., потребительские общества, союзы имеют право создавать неделимые фонды, имущество которых включает объекты производственной и социальной инфраструктуры общекооперативного значения, и не подлежит распределению между членами и при ликвидации потребительского общества. При ликвидации организаций потребительской кооперации объекты недвижимости, формирующие неделимый фонд, передаются другому (другим) потребительским обществам на основании решений общих собраний ликвидируемых организаций. Это право следует использовать в полной мере для повышения гарантии сохранения недвижимого кооперативного имущества.

      Следует укреплять законодательную базу для сохранности собственности организаций потребительской кооперации и защиты недвижимого имущества неделимого фонда. Организациям потребительской кооперации необходимо продолжать работу по возврату собственности, отчужденной с нарушением законодательства РФ.

        Первоочередными мерами предотвращения  банкротства являются разработка и создание необходимых предпосылок для принятия нормативно-правовых актов, решений, которые в совокупности позволяют сформировать целостную систему законодательства в отношении потребительской кооперации и устранить противоречивость и пробелы действующих законов.

      В своей экономической политике правительство  РФ предусматривает ускорить процесс  реструктуризации неконкурентоспособных предприятий на основе активизации процедур банкротства; принять новую редакцию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устраняющую препятствия для применения процедуры ликвидации и предполагающую более совершенную защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом. В этих условиях необходимо разработать единый подход по предотвращению массовых банкротств в системе потребительской кооперации, обеспечивающий необходимую правовую защиту для сохранения ключевых активов, образующих неделимый фонд потребительской кооперации. Следует оградить социально и экономически значимые кооперативные предприятия от их продажи новым собственникам.

      Среди мер правовой поддержки, необходимой  для осуществления общей стратегии экономического оздоровления, следует внедрить и использовать:

      -    возможность обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов, т. к. Закон о банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ;

      -    ходатайства областных и республиканских союзов потребительских обществ о включении наиболее крупных кооперативных организаций в рекомендации федеральных округов по обновлению перечня крупных, экономически или социально значимых организаций.

      В уставах потребительских обществ  необходимо предусмотреть ответственность членов советов и правлений за невыполнение планов их финансового оздоровления. В ряде случаев необходим механизм контролируемого управления, который предусматривает отстранение председателя правления организации-должника и временное назначение компетентного управляющего для вывода организации из предбанкротного состояния.

      В практике работы потребительских обществ, союзов необходимо шире использовать досудебную санацию, как защитную меру в предбанкротных ситуациях в форме финансовой поддержки (например, дополнительные целевые взносы пайщиков, финансовые льготы и прямая финансовая помощь со стороны органов власти субъектов РФ тем организациям потребительской кооперации, которые обязуются наращивать закупки, переработку и продажу сельскохозяйственной продукции). В виду угрозы банкротства должна применяться субсидиарная ответственность пайщиков и руководителей по своим обязательствам, предусмотренная в статье 116 ГК РФ. Вопросы реального применения субсидиарной ответственности требуют тщательного урегулирования и закрепления в уставах кооперативных организаций. Следует перейти от признания ее возможности в федеральном законодательстве к практическому применению в системе потребительской кооперации [16, с. 12].

      В целях повышения роли уставов  потребительских обществ и их союзов в деятельности потребительской кооперации требуется внесение принципиальных поправок в их содержание. В уставах организаций потребительской кооперации необходимо отражать принципиальные положения, касающиеся создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, а также органов их управления и контроля.

      В статьях 9 и 32 Закона о потребительской  кооперации указаны обязательные положения, которые должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в Законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству, т.е. уставы потребительских обществ, союзов должны в полной мере соответствовать Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

      Принятые  с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся  обычаев делового оборота, уставы в  своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: организация новых видов деятельности и расширение существующих, участие в реализации национальных проектов, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов-центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания новых рабочих мест должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.

      Особое  внимание в уставах следует уделить  регулированию отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами в соответствии с положениями Закона о потребительской кооперации в целях дальнейшего развития системы потребительской кооперации [16, с. 12].

      В уставах потребительских обществ, союзов в целях обеспечения целостности системы и повышения эффективности управляемости организациями потребительской кооперации должны быть закреплены следующие положения:

      -  членами союзов являются только потребительские общества (для уставов союзов);

      -   ответственность руководителей потребительских обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности;

      -  соблюдение и выполнение решений органов управления соответствующих союзов для потребительских обществ и союзов

       - более четкое разграничение полномочий совета и правления;

      - формирование состава совета  с преобладанием пайщиков (представителей), не являющихся работниками потребительской кооперации;

      Согласно  Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Распорядительные функции реализуются через принятие органами управления союза решений, обязательных для потребительских обществ и их союзов в соответствии с Законом о потребительской кооперации.

      Законодательно  закреплено положение, обязывающее  все союзы потребительских обществ создавать контрольно-ревизионные управления для осуществления проверок деятельности организаций потребительской кооперации. Вместе с тем следует отметить, что это положение на практике реализуется недостаточно эффективно, поскольку почти в 50 % потребительских обществ и союзов системы такие управления не созданы по причине функционирования существующих на общественных началах.

      К функциям контрольно-ревизионных управлений относится осуществление проверок соблюдения прав пайщиков, Закона о потребительской кооперации, уставов, хозяйственно-финансовой деятельности, сохранности кооперативной собственности, анализа правового статуса потребительского общества, принадлежности его к потребительской кооперации как системе. Из доклада председателя Ревизионной комиссии Центросоюза РФ С. Садальского на 128 - ом Общем собрании представителей потребительских обществ РФ, нарушения, выявленные в ходе проверок, проводимых в системе потребительской кооперации, в настоящее время в большей мере связаны с недостаточно оперативным оформлением права собственности на недвижимое имущество, а также имеющимися недостатками в организации финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, динамичность и сложность действующего законодательства требуют от руководителей постоянного совершенствования и обновления знаний в области права, изучения и активного использования в повседневной работе постоянно обновляемых нормативно-правовых актов, принципиальной позиции по вопросам сохранности кооперативной собственности.

      Следует активно применять положения  Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» об отстранении выборных должностных лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ, а также руководителей организаций, созданных потребительскими обществами и союзами, нарушающих права пайщиков, уставы и допускающих злоупотребления, наносящие ущерб потребительской кооперации. Анализ проведенных результатов ревизий в системе потребительской кооперации показывает, что их проводится недостаточно (за 2005 г. всего 5), в результате освобожден от должности 1 руководитель организации и 2 главных бухгалтера.

      В связи с этим необходимым является законодательное закрепление деятельности председателя Ревизионной комиссии Центросоюза и председателей контрольно-ревизионных управлений потребсоюзов на штатной основе. Ответственность руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации потребительской кооперации должна найти отражение в уставах и договорах (контрактах). Так, целесообразным является при их заключении с руководителями потребительских обществ в трудовых договорах (контрактах) предусматривать дополнительные основания для досрочного их расторжения, например, за нарушение требований законодательства РФ, допущения убыточной работы свыше 6 месяцев, при отчуждении объектов неделимого имущества с нарушением законодательства Российской Федерации.

      Решение сложных правовых проблем, связанных  с участием в разработке законодательных актов, касающихся организаций потребительской кооперации на федеральном и местном уровнях, реорганизацией юридических лиц, сохранением кооперативной собственности, применением новых нормативно-правовых актов, разработкой и обновлением в связи с этим уставов, защитой интересов организаций в судебных органах требует соответствующего правового обеспечения ее деятельности. Следует отметить, что в последние годы в системе потребительской кооперации заметно уменьшается количество и ухудшается качественный состав имеющихся юридических служб. Во многих потребительских обществах должность юрист-консульта занимают лица, не имеющие юридического образования.

      Отсутствие  должного правового обеспечения деятельности организаций потребительской кооперации приводит к неправильной трактовке и применению законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, принятию необоснованных управленческих решений, что приводит к существенным финансовым потерям. Так, в настоящее время в системе потребительской кооперации РФ функционирует 832 убыточных организации, в Северо-западном регионе – 56, что к общему количеству действующих потребительских обществ и союзов составляет, соответственно, (15,7 и 15 %).

      Таким образом, эффективность использования  финансового потенциала в потребительской кооперации определяется наличием надежной и цивилизованной защиты прав (перехода прав) кооперативной собственности. В настоящее время в целях необходимого финансового обеспечения требуются новые принципиальные подходы к регулированию кооперативных отношений на основе развития специальной нормативно-правовой базы защиты прав кооперативной собственности путем внесения существенных поправок в существующее федеральное, имеющееся ведомственное законодательство о защите прав кооперативной собственности.

      Предлагаемые  направления совершенствования  правовых отношений позволят значительно  улучшить существующий уровень нормативно-правового  регулирования финансово-хозяйственной  деятельности в системе потребительской кооперации и существенно повысить ее правовой статус, как социально ориентированной системы [16, с. 13].

      Заключение 

      На  основе сказанного можно сделать  следующие выводы.

      В 1990-2009 гг. правовое регулирование деятельности потребительской кооперации основывается на ряде законов и подзаконных актов.

Информация о работе Правовое регулирование организации и деятельности потребительской кооперации с 1990 по 2008 гг