Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основе принятых законов в области кооперации выработать направления совершенствования законодательных основ развития потребительской кооперации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы правового регулирования отношений собственности;
- изучить основы законодательства о потребительских кооперативах в России;
- рассмотреть основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
- рассмотреть новшества в законодательной сфере в области кооперации в 2009 году;
- выделить направления совершенствования правовых основ управления кооперативной собственности.
Теоретической основой исследования явились труды ученых и экономистов в области теории и практики кооперации.
Введение……………………………………………………………………….5
1 Правовые основы организации и деятельности потребительской кооперации в 1990-2009 гг.……………………………………………………..7
1.1 Проблемы правового регулирования отношений собственности ……………………………………………………………………..…………..7
1.2 Основы законодательства о потребительских кооперативах в России..10
1.3 Основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»………………21
2 Совершенствование правового регулирования деятельности потребительской кооперации………………………………………………………25
2.1 Новое в законодательстве о кооперации в 2009 г.…………………..….25
2.2 Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 г.……27
2.3 Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственности ………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников………………………….……………46
В частности, в российском законодательстве предусмотрен практически весь спектр существующих способов защиты прав собственности - как вещно-правовая (при прямом нарушении прав собственности), так и обязательственно-правовая защита (при косвенном нарушении - по договору аренды, кредита и др.).
Тем
не менее, отношения собственности
(право собственности и
В этой связи наличие цивилизованного прорыночного законодательства, созданного в России в 90-е гг. XX века (Гражданский кодекс РФ, законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», акты в области приватизации, антимонопольного регулирования, земли, недвижимости, патентное законодательство и др.) не означает отказа от необходимости серьезного улучшения существующей нормативно-правовой базы. Сохраняются такие фундаментальные проблемы, как:
-
определенная фрагментарность
-
противоречие между имеющимися
задачами государственного
- практика неисполнения существующего законодательства.
Важной отличительной особенностью отношений собственности, в том числе в праве России в традициях римского частного права и европейского континентального права периода буржуазных революций), является то, что они обладают абсолютной защитой, то есть должны защищаться против всех и каждого, нарушившего право собственности.
Конституция РФ декларирует признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8). Введение конституционного принципа многообразия форм собственности требует дальнейшего законодательного регулирования на основе установления равного (однородного) правового режима всех форм собственности путем за счет:
- обеспечения правовой защиты собственников-резидентов и неприкосновенности их имущественных прав, в том числе с целью создания материальной заинтересованности и стимулирования производственной (инвестиционной) активности;
-
поддержания
-
исключительно
-
отмены ограничений частной недвижимой
собственности [22, с. 267].
1.2
Основы законодательства
о потребительских кооперативах
в России
Развитие потребительской кооперации, как и многих иных сфер экономики, тесно связано с правовым регулированием соответствующих отношений.
В рамках осуществления правовой реформы в России современное кооперативное законодательство РФ пополнилось значительным массивом законодательных актов, которые в целом заменили устаревшее советское законодательство. Однако отмена законов не стала одновременно концом общественного развития, которое возникло исторически и не могло получить своего завершения простым изданием законов.
Рассмотрим сначала основы законодательства о сельскохозяйственных кооперативах. Действующее законодательство о сельскохозяйственных потребительских кооперативах в РФ (далее – СХПК) является составной частью (элементом) более высокого структурного элемента законодательства – кооперативного законодательства, которое в современных условиях интенсивно развивается.
Через призму иерархической структуры законодательство о сельскохозяйственной потребительской кооперации можно представить в следующем виде [22, с. 14].
Центральное
место в системе
Среди
федеральных конституционных
В условиях развития рыночных отношений СХПК являются важнейшим компонентом социального сектора экономики. Поэтому большое значение для всей кооперации имеет норма ст.8 Конституции РФ, гарантирующая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В соответствии с указанной нормой субъекты РФ не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие СХПК свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства в едином экономическом пространстве РФ.
Важной гарантией свободной реализации гражданами своих возможностей, в том числе посредством участия в деятельности СХПК, является ст.34 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
СХПК являются собственниками имущества. Конституция РФ закрепляет важные гарантии неприкосновенности собственности.
Конституция РФ не выделяет кооперативное законодательство в качестве самостоятельного предмета ведения соответствующих органов власти РФ как, например, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Кооперативное законодательство в своей основе является составной частью гражданского законодательства, то это обстоятельство предопределяет его федеральную компетенцию в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ. В то же время в состав кооперативного законодательства могут входить нормы законодательств, имеющих совместную компетенцию РФ и ее субъектов, например, законодательство о земле. Но и в этом случае соответствующие нормы не могут противоречить нормам федеральных законов.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров являются составной частью правовой системы.
Основу источников международного права в области сельскохозяйственной потребительской кооперации составляют акты, принимаемые Международным Кооперативным Альянсом (МКА), Международной организацией труда (МОТ), Комитетом по продвижению и поддержке кооперативов (КОПАК).
На XXXI конгрессе МКА, состоявшемся в г. Манчестере (Великобритания) в 1995 г., была принята Декларация о кооперативной идентичности, которая является основой для построения правовых начал кооперации во многих государствах.
В
июне 2002 г. в Женеве на 90-й сессии
Международной конференции
Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) принимает разные акты - постановления, заявления и др. Особое место занимают модельные акты, которые разрабатываются в целях создания единого правового пространства СНГ. 6 декабря 1997 г. на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ принят Модельный Закон «О кооперативах и их объединениях (союзах)». Рекомендательные нормы Модельного Закона определяют общие правовые, организационные и социальные основы создания и деятельности кооперативов и их объединений (союзов) с учетом общепризнанных мировым сообществом кооперативных принципов и ценностей. Формулируется как общее определение кооператива, так и специфические признаки производственного и потребительского кооператива.
В тоже время, приведенные международные документы не следует принимать за некий эталон к построению национального кооперативного законодательства. При проведении анализа кооперативного законодательства многих стран подтвердилась типичная ошибка законотворческого процесса: инспирированные чуждыми идеями законы оказываются во многих случаях не работающими. Применение стандартных формулировок предполагает риск того, что универсальные правовые нормы будут использоваться без адаптации их к специфическим национальным условиям, без учета экономических, социальных, политических, культурных и юридических особенностей конкретного государства.
Синтезирующим
центром системы всего
ГК РФ выделяет два типа кооперативов: производственные и потребительские. Производственные кооперативы отнесены к коммерческим организациям, потребительские кооперативы - к некоммерческим организациям. Видимо, это обстоятельство подвигло законодателя поместить нормы о кооперативах в разных параграфах ГК РФ, тем самым заложен глубокий водораздел между исторически однотипными организациями. Аналогичная ситуация сложилась в большинстве стран СНГ.
Производственным кооперативам посвящен параграф третий главы четвертой ГК РФ, содержащий шесть статей. Потребительским кооперативам посвящена ст.116 ГК РФ, расположенная в параграфе пятом (некоммерческие организации) той же главы. В ней выделяются основные признаки, присущие любым видам потребительских кооперативов и одновременно отличающие потребительский кооператив от других видов юридических лиц. ГК РФ формулирует единое для всех потребительских кооперативов определение, однако не приводит общего определения кооператива.
Во исполнение ГК РФ (п.4 ст.107, п.6 ст.116) принят ряд федеральных законов, имеющих непосредственное отношение к сельскохозяйственной кооперации: ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (в посл. ред.); ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г (в посл. ред.); ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. (в посл. ред.); ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. Можно прогнозировать, что «лимит» законодательных актов в этой сфере далеко не исчерпан.
Однако такое обилие законов о сельскохозяйственной потребительской кооперации не способствует их сбалансированному развитию. Более того, влечет бессистемность и внутреннюю противоречивость. Обозначенная проблема вытекает из общей проблемы незавершенности формирования законодательных массивов. В этой связи систематизация отраслей законодательства является практически важной и теоретически сложной проблемой.
В кооперативном законодательстве присутствуют статьи, закрепляющие нормы различных отраслей права. В то же время удельный вес норм гражданского права здесь является доминирующим. Гражданское законодательство по отношению к кооперативному законодательству является материнским. Среди норм иной отраслевой принадлежности наиболее ярко в кооперативном законодательстве проявляют себя нормы конституционного, административного, трудового и аграрного права. Но по удельному весу они занимают незначительный объем. Исключение составляет аграрное право, имеющее важнейшее значение для СХПК. В целом же, во всем кооперативном законодательстве приоритетное место занимают диспозитивные нормы. Присутствие императивных норм в структуре кооперативного законодательства не устраняет их соответствующей отраслевой принадлежности.
Законодательство
о СХПК следует рассматривать как составную
часть кооперативного законодательства,
базирующегося на общем определении кооператива.
К этому располагает исторический опыт
России, так и других государств. В Азербайджанской
Республике, Республике Армения, Кыргызской
Республике в гражданских кодексах формулируется
единое определение кооператива. В Кыргызской
Республике принят закон «О кооперативах»
от 11 июня 2004 г., в котором формулируется
единое определение кооператива.