Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основе принятых законов в области кооперации выработать направления совершенствования законодательных основ развития потребительской кооперации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы правового регулирования отношений собственности;
- изучить основы законодательства о потребительских кооперативах в России;
- рассмотреть основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
- рассмотреть новшества в законодательной сфере в области кооперации в 2009 году;
- выделить направления совершенствования правовых основ управления кооперативной собственности.
Теоретической основой исследования явились труды ученых и экономистов в области теории и практики кооперации.
Введение……………………………………………………………………….5
1 Правовые основы организации и деятельности потребительской кооперации в 1990-2009 гг.……………………………………………………..7
1.1 Проблемы правового регулирования отношений собственности ……………………………………………………………………..…………..7
1.2 Основы законодательства о потребительских кооперативах в России..10
1.3 Основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»………………21
2 Совершенствование правового регулирования деятельности потребительской кооперации………………………………………………………25
2.1 Новое в законодательстве о кооперации в 2009 г.…………………..….25
2.2 Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 г.……27
2.3 Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственности ………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников………………………….……………46
Для
укрепления правового статуса
- в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ термина - кооперативная собственность» как самостоятельной формы собственности;
- в Трудовом кодексе РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций, их социальную защищенность с отсылкой на особенности, предусмотренные федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами и другими учредительными документами;
-
в Законе РФ «О
Так, представляется
В статью 50 Гражданского кодекса РФ необходимо внести уточнения, определяющие правовые аспекты деятельности организаций потребительской кооперации, как некоммерческих.
К примеру, в соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации - это юридические лица, созданные в форме потребительского кооператива, финансируемого собственником учреждения и не преследующие основной целью извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Все некоммерческие организации при получении прибыли от предпринимательской деятельности направляют ее на основную уставную деятельность, ради которой они созданы. Однако потребительский кооператив (организация потребительской кооперации) является, исключением, так как его члены имеют право на часть полученной чистой прибыли.
Требуют существенных корректив и основные положения о потребительском кооперативе, закрепленных в ст. 116 ГК РФ, т.к. в ГК РФ дано универсальное понятие потребительского кооператива без указания на его разновидности. Потребительскому кооперативу, отнесенному ГК к некоммерческой организации, свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов. К таким признакам относятся: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.
В настоящее время в России потребительские кооперативы действуют в форме производственных кооперативов, потребительских обществ, жилищно-строительных, жилищных, дачных, гаражных, садово-огороднических и др., в деятельности которых имеют место существенные различия. К примеру, между производственными кооперативами и потребительскими обществами они заключаются не только в цели их деятельности (для первых - извлечение прибыли, а для вторых - удовлетворение потребностей членов), но и в особенностях способов удовлетворения этих потребностей.
Так, в производственном
В
потребительском кооперативе
Необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ уточнений, отражающих специфику деятельности различных кооперативов, диктуется и тем, что часть кооперативов, таких как жилищные, дачные и др. являются типичными некоммерческими организациями, а потребительские общества по своему содержанию отвечают не всем признакам некоммерческой организации. Для организаций системы потребительской кооперации предпринимательская деятельность - не возможность, закрепленная п. 3 ст. 50 ГК, а необходимость для удовлетворения потребностей членов-пайщиков потребительских обществ.
На наш взгляд, требует корректировки и содержание пункта 3 статьи 116 ГК РФ, где отмечается, что наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество». Понятия «кооператив» или «потребительское общество» по существу являются тождественными, а понятия «потребительское общество» и «потребительский союз» – это не тождественные понятия. Кооператив, учрежденный как общество, считается потребительским кооперативом первого уровня, а потребительский союз является кооперативом более высокого уровня, в который могут объединяться первичные кооперативы или общества и сами потребительские союзы могут включаться в союз иного уровня. Таким образом, потребительский союз в организационной структуре Центросоюза РФ одно из наименований потребительского кооператива и на него не могут распространяться положения ст. 121-123 ГК РФ о союзах (ассоциациях). В союзы (ассоциации), предусмотренные ст. 121-123 ГК РФ, могут входить потребительские кооперативы, образованные в виде потребительских обществ и потребительских союзов.
Таким образом «потребительский союз» может быть образован как в форме потребительского кооператива (ст. 116 ГК РФ), так и в форме союза (ст. 121-123 ГК РФ). Потребительские союзы, созданные в форме потребительского кооператива, являются, по сути, потребительскими обществами второго уровня и могут заменять союзы районного уровня (районные потребительские союзы), а также межрайонного и областного уровней.
Вместе с тем деятельность потребительского общества второго уровня (потребительского союза в форме потребительского общества) требует законодательного подтверждения и отражения во внутриведомственных документах, хотя на практике такие организации уже существуют, к примеру, в Новгородском, Владимирском и других потребительских союзах системы потребительской кооперации РФ.
По нашему мнению, не в полной мере отражает специфику деятельности организаций потребительской кооперации и требует пояснения содержание пункта 5 статьи 116 ГК РФ, согласно которому доходы кооператива, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Установленное правило не соответствует пункту 1 статьи 50 ГК РФ, в соответствии с которым некоммерческие организации не вправе распределять полученную прибыль между участниками такой организации.
В более четкой трактовке нуждается и термин «доходы», употребленный в пункте 5 комментируемой статьи. Следует подчеркнуть, что распределению между членами потребительского кооператива может подлежать часть чистой прибыли, остающейся у кооператива после уплаты налоговых обязательств и иных обязательных платежей. Так, в соответствии со статьей 24 Закона о потребительской кооперации «Доходы потребительского общества и их распределение» и Положением о фондах потребительской кооперации нераспределенная прибыль потребительского общества, полученная от его предпринимательской деятельности, направляется в фонды потребительской кооперации и (или) кооперативные выплаты.
В настоящее время широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Однако
необходимо формирование соответствующей
законодательной базы для регулирования
взаимоотношений
Требуется укрепление взаимодействия и развитие более тесного сотрудничества между государством, муниципальными образованиями и потребительской кооперацией как главными участниками решения социальных проблем в стране на основе создания более совершенной правовой базы. Решение этой важнейшей проблемы требует разработки и принятия Федерального закона «Об основах социальной политики в Российской Федерации» с определением в нем четких функций каждого из участников этого процесса, особо выделив степень участия и направления взаимодействия трех основных социальных систем: государства, муниципальных образований и потребительской кооперации.
В условиях недостаточности финансовых ресурсов для целей расширенного воспроизводства и решения социальных задач в потребительской кооперации и в бюджетах муниципальных образований возникает необходимость принятия на федеральном, а также субфедеральном уровнях закона «О финансовой поддержке потребительской кооперации» с разработкой соответствующих целевых программ (по примеру Казахстана, Чувашии, Республики Коми).
На наш взгляд, требуется внесение поправок в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся уточнения цели функционирования муниципальных образований для обеспечения необходимого уровня жизни населения на соответствующей территории и создания необходимых условий для развития потребительской кооперации.
Потребительская кооперация, являясь некоммерческой организацией, формирует за счет собственных средств производственную и социальную инфраструктуру села; посредством осуществления многоотраслевой деятельности, обеспечивает занятость населения, выполняет социальную миссию с принятием на себя значительных финансовых рисков; возрастает степень ее участия в преодолении экономических диспропорций и сглаживании высокой дифференциации занятости и доходов населения. Так, в 2005 г. в системе потребительской кооперации России было создано 13752, в т.ч. в Северо-западном регионе – 1600 новых рабочих мест. Занятость населения в системе потребительской кооперации также обеспечивается за счет привлечения на временную сезонную работу на условиях неполного рабочего дня и за счет закупок сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем государством проводится линия на «выравнивание условий», в т.ч. отмену льгот для физических и юридических лиц различного правового статуса.
Действующее налоговое законодательство в части порядка налогообложения прибыли с января 2005 г. приравняло потребкооперацию к коммерческим организациям. В условиях отмены налоговых льгот по формированию фонда развития потребкооперации за счет расходов при наличии значительного числа убыточных организаций не позволяет образовывать его за счет чистой прибыли для пополнения собственных оборотных средств и осуществления масштабных капиталовложений в развитие материально-технической базы. С введением нового Земельного кодекса РФ кооператоры потеряли право бессрочного пользования земельными участками, обязаны выкупать землю по сложившимся рыночным ценам.
Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо сохранить наиболее важные налоговые льготы и другие виды поддержки таких организаций (льготы по аренде помещений, землепользованию, коммунальным и другим услугам государственных и муниципальных организаций, размещение заказов в рамках социальных программ и т.д.). В то же время следует внести уточнения в действующий порядок налогообложения прибыли некоммерческих организаций, разработав механизм предоставления налоговых льгот в случаях, когда взносы учредителей и пожертвования сделаны в натурально-вещественной форме.
С 1 января 2005 г. в НК РФ (ст. 56) внесены изменения в части установления льгот по налогам и сборам, которые имеют отношение и к деятельности некоммерческих организаций. Льготы в части снижения налоговых ставок или возможности не уплачивать налог могут быть установлены для некоммерческих организаций, в т.ч. и системы потребительской кооперации при их участии в совместной разработке и реализации социальных программ региона (муниципального образования). Льготы могут быть установлены в рамках уже действующей социальной программы и социальной программы, разработанной некоммерческой организацией самостоятельно и предложенной на утверждение. Принятие этих изменений в НК РФ является значительным шагом вперед нашей законодательной налоговой системы. Достаточно сказать, что разработка и реализация таких совместных социальных программ осуществляется во многих странах. В России и, в частности, в потребкооперации, такая практика может получить распространение по мере улучшения финансовой ситуации, а также в результате повышения компетенции руководителей и ведущих специалистов по составлению и экономическому обоснованию таких программ, которые могут обеспечить существенный социальный эффект.
С выходом новых, более совершенных нормативных правовых актов, обусловивших изменения правового статуса субъектов Федерации, с передачей им больших полномочий, устав потребительского общества (союза потребительских общества) приобретет важное значение и становится своеобразным правовым документом, определяющим сферу и направления деятельности кооперативной организации.
Организации потребительской кооперации, в том числе хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы потребительских обществ, являются собственниками многочисленных объектов недвижимости (розничных торговых организаций, приемозаготовительных пунктов, хлебокомбинатов, производственных цехов, пунктов общественного питания административных, медицинских и учебных зданий и т.д.). В связи с этим подтверждение прав на объекты недвижимости - одна из важнейших задач для организаций потребительской кооперации.