Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – на основе принятых законов в области кооперации выработать направления совершенствования законодательных основ развития потребительской кооперации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы правового регулирования отношений собственности;
- изучить основы законодательства о потребительских кооперативах в России;
- рассмотреть основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
- рассмотреть новшества в законодательной сфере в области кооперации в 2009 году;
- выделить направления совершенствования правовых основ управления кооперативной собственности.
Теоретической основой исследования явились труды ученых и экономистов в области теории и практики кооперации.
Введение……………………………………………………………………….5
1 Правовые основы организации и деятельности потребительской кооперации в 1990-2009 гг.……………………………………………………..7
1.1 Проблемы правового регулирования отношений собственности ……………………………………………………………………..…………..7
1.2 Основы законодательства о потребительских кооперативах в России..10
1.3 Основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»………………21
2 Совершенствование правового регулирования деятельности потребительской кооперации………………………………………………………25
2.1 Новое в законодательстве о кооперации в 2009 г.…………………..….25
2.2 Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 г.……27
2.3 Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственности ………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников………………………….……………46
Глава пятая — "Имущество потребительского обще-ства" — устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.
В главе шестой — "Основы деятельности потребительского общества" — речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества [6, с. 269].
Глава седьмая — "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" — определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.
В главе восьмой — "Союз потребительских обществ11 — рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.
Глава девятая — "Переходные положения11 — содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.
В апреле 2000 г. данный Закон Российской Федерации был еще раз обновлен и дополнен. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т. д.
Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации [6, с. 270].
Весьма непростая задача — претворить возможности в действительность. Ведь даже самый хороший закон не осуществляется автоматически, сам по себе; его положения реализуют конкретные люди, причем это требует немалой настойчивости, напряженного труда.
Центросоюз
России, региональные потребсоюзы и
большая часть потребительских обществ,
опираясь на Закон, в последние годы проделали
значительную работу. Усилия были направлены
на то, чтобы вывести потребительскую
кооперацию из экономического кризиса,
выработать и осуществить систему мер,
обеспечивающих подъем кооперативного
хозяйства, уточнить социальное предназначение
потребительской кооперации с учетом
современных условий, строить ее внутреннюю
жизнь в соответствии с нравственными
ценностями и принципами международного
кооперативного движения. И тем не менее
задачу возрождения потребительской кооперации
страны пока нельзя признать до конца
решенной.
2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КООПЕРАЦИИ
2.1
Новое в законодательстве
о кооперации в 2009 г.
Принят и опубликован Федеральный закон от 18.07.09 №190-ФЗ «О кредитной кооперации», устанавливающий правовые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов и их объединений. Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2009 года и одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Подписан Президентом РФ 20 июля 2009 г.
Федеральным
законом устанавливаются
В частности, регулируются вопросы создания, реорганизации и ликвидации потребительских кооперативов, членства в них, а также обеспечения финансовой устойчивости кредитных кооперативов и основы их саморегулирования. Определяются правовые основания и порядок предоставления займов членам кредитного кооператива, а также способы обеспечения их возврата.
Для обеспечения финансовой устойчивости кредитных кооперативов устанавливаются ограничения в их деятельности. В частности, установлен запрет на привлечение денежных средств лиц, не являющихся членами кооператива, а также определены финансовые нормативы, обязательные для соблюдения кооперативами. Федеральным законом установлены требования к составу и количеству лиц, принимающих участие в создании кредитного кооператива, к его учредительным документам. Установлены также требования к членам кредитного кооператива, их права и обязанности, случаи прекращения членства, а также порядок ведения реестра таких членов.
Органами управления кредитного кооператива признаны общее собрание членов, правление, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган. Предусмотрена возможность определения в уставе кредитного кооператива иных органов управления. Установлены основные положения, касающиеся правового статуса и порядка деятельности таких органов управления.
Федеральным
законом устанавливается
Под кредитным кооперативом понимается некоммерческая организация, чья деятельность состоит в организации финансовой взаимопомощи ее членов (пайщиков) - граждан и юридических лиц. Взаимопомощь будет осуществляться посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения средств пайщиков и иных средств, а также посредством предоставления пайщикам займов.
Кредитный кооператив сможет привлекать денежные средства на основании: договоров займа (с юридическими лицами) и договоров передачи личных сбережений (с физическими лицами). Займы будут предоставляться на основании договоров займа, заключаемых между кооперативом и заемщиком - членом кооператива. Установлены ограничения деятельности кооператива в целях обеспечения его финансовой устойчивости. В этих же целях утверждены финансовые нормативы (величина резервного фонда, максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного пайщика, минимальная величина паевого фонда и др.). Кооператив сможет страховать свои имущественные интересы.
Определены порядок создания, реорганизации и ликвидации кредитного кооператива, порядок приема в члены кооператива и прекращения такого членства, а также порядок управления кооперативом. Предусмотрены источники формирования имущества кооператива и правила распределения его доходов. Приведены особенности деятельности кредитных кооперативов, членами которых являются граждане [6]..
Кроме того, урегулированы вопросы создания и деятельности кредитного кооператива второго уровня (он объединяет не менее 5 кредитных кооперативов), союзов (ассоциаций) кредитных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Признается утратившим силу ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".
ФЗ
вступает в силу по истечении 10 дней
после дня его официального опубликования,
за исключением некоторых его
положений. Например, финансовые нормативы
нужно применять по истечении 1 года после
дня вступления в силу данного ФЗ.
2.2
Концепция развития
потребительской кооперации
РФ до 2015 г.
Разработанной Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.
Экономика
России стабильно и динамично
развивается, в результате чего происходит
постепенная трансформация
На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров.
Укрепление позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.
Крайне медленно восстанавливается уровень материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей [17, с. 10].
Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер и мероприятий для достижения целей и решения задач, определённых Концепцией.
В Концепции развития потребительской кооперации отражены меры по предотвращению банкротств кооперативных организаций. Для своевременного выявления признаков и причин неплатёжеспособности и банкротства, оказания помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению необходим систематический мониторинг финансового состояния организаций потребительской кооперации с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей. Это потребует повышения общей юридической и финансовой грамотности руководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб.
Для
повышения интенсивности
Необходимо
широко использовать современные технологии
управления финансами, активно внедряя
в практику хозяйственной деятельности
системы потребительской кооперации инструменты
финансового менеджмента, антикризисного
управления в целях обеспечения устойчивого
экономического роста и сбалансированного
социального развития.
6. Работа с пайщиками по сохранению и приумножению
их численности. Это направление деятельности
должно расцениваться как один из основных
резервов экономического развития организаций
потребительской кооперации.
В Концепции также указано на необходимость полномасштабного развития кадрового потенциала всей системы потребительской кооперации и интеграции в международную систему организаций потребительской кооперации (Международный кооперативный альянс, Еврокооп и другие).
В
Концепции указано на совершенствование
взаимодействия с органами государственной
власти и местного самоуправления по продвижению
законных интересов и проработке нормативно-правовой
базы для деятельности потребительской
кооперации [17].
2.3
Совершенствование
правовых основ управления
кооперативной собственности
Дальнейшая законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации требует принципиально новые подходов к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящийся закон «О кооперации в РФ», свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.
По мнению первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева действующий в настоящее время Закон о потребительской кооперации, поправки в который были приняты Госдумой еще в 2000 г., нуждаются, учитывая реалии сегодняшней обстановки в России, в значительных изменениях.