Правовое регулирование организации и деятельности потребительской кооперации с 1990 по 2008 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе принятых законов в области кооперации выработать направления совершенствования законодательных основ развития потребительской кооперации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть проблемы правового регулирования отношений собственности;
- изучить основы законодательства о потребительских кооперативах в России;
- рассмотреть основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
- рассмотреть новшества в законодательной сфере в области кооперации в 2009 году;
- выделить направления совершенствования правовых основ управления кооперативной собственности.
Теоретической основой исследования явились труды ученых и экономистов в области теории и практики кооперации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
1 Правовые основы организации и деятельности потребительской кооперации в 1990-2009 гг.……………………………………………………..7
1.1 Проблемы правового регулирования отношений собственности ……………………………………………………………………..…………..7
1.2 Основы законодательства о потребительских кооперативах в России..10
1.3 Основные положения Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»………………21
2 Совершенствование правового регулирования деятельности потребительской кооперации………………………………………………………25
2.1 Новое в законодательстве о кооперации в 2009 г.…………………..….25
2.2 Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 г.……27
2.3 Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственности ………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованных источников………………………….……………46

Файлы: 1 файл

Правове регулирование организации потр. кооп 1990 2008.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

      Глава пятая — "Имущество потребительского обще-ства" — устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

      В главе шестой — "Основы деятельности потребительского общества" — речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества [6, с. 269].

      Глава седьмая — "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" — определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества.

      В главе восьмой — "Союз потребительских обществ11 — рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.

      Глава девятая — "Переходные положения11 — содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.

      В апреле 2000 г. данный Закон Российской Федерации был еще раз обновлен и дополнен. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т. д.

      Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации [6, с. 270].

      Весьма  непростая задача — претворить возможности  в действительность. Ведь даже самый хороший закон не осуществляется автоматически, сам по себе; его положения реализуют конкретные люди, причем это требует немалой настойчивости, напряженного труда.

      Центросоюз  России, региональные потребсоюзы и  большая часть потребительских обществ, опираясь на Закон, в последние годы проделали значительную работу. Усилия были направлены на то, чтобы вывести потребительскую кооперацию из экономического кризиса, выработать и осуществить систему мер, обеспечивающих подъем кооперативного хозяйства, уточнить социальное предназначение потребительской кооперации с учетом современных условий, строить ее внутреннюю жизнь в соответствии с нравственными ценностями и принципами международного кооперативного движения. И тем не менее задачу возрождения потребительской кооперации страны пока нельзя признать до конца решенной. 
 

      2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 

      2.1 Новое в законодательстве о кооперации в 2009 г. 

      Принят  и опубликован Федеральный закон от 18.07.09 №190-ФЗ «О кредитной кооперации», устанавливающий правовые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов и их объединений. Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2009 года и одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Подписан Президентом РФ 20 июля 2009 г.

      Федеральным законом устанавливаются правовые основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

      В частности, регулируются вопросы создания, реорганизации и ликвидации потребительских кооперативов, членства в них, а также обеспечения финансовой устойчивости кредитных кооперативов и основы их саморегулирования. Определяются правовые основания и порядок предоставления займов членам кредитного кооператива, а также способы обеспечения их возврата.

      Для обеспечения финансовой устойчивости кредитных кооперативов устанавливаются ограничения в их деятельности. В частности, установлен запрет на привлечение денежных средств лиц, не являющихся членами кооператива, а также определены финансовые нормативы, обязательные для соблюдения кооперативами. Федеральным законом установлены требования к составу и количеству лиц, принимающих участие в создании кредитного кооператива, к его учредительным документам. Установлены также требования к членам кредитного кооператива, их права и обязанности, случаи прекращения членства, а также порядок ведения реестра таких членов.

      Органами  управления кредитного кооператива  признаны общее собрание членов, правление, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган. Предусмотрена возможность определения в уставе кредитного кооператива иных органов управления. Установлены основные положения, касающиеся правового статуса и порядка деятельности таких органов управления.

      Федеральным законом устанавливается обязанность  кредитных кооперативов (за исключением кооперативов второго уровня) вступить в саморегулируемую организацию.

      Под кредитным кооперативом понимается некоммерческая организация, чья деятельность состоит в организации финансовой взаимопомощи ее членов (пайщиков) - граждан и юридических лиц. Взаимопомощь будет осуществляться посредством объединения паенакоплений (паев) и привлечения средств пайщиков и иных средств, а также посредством предоставления пайщикам займов.

      Кредитный кооператив сможет привлекать денежные средства на основании: договоров займа (с юридическими лицами) и договоров передачи личных сбережений (с физическими лицами). Займы будут предоставляться на основании договоров займа, заключаемых между кооперативом и заемщиком - членом кооператива. Установлены ограничения деятельности кооператива в целях обеспечения его финансовой устойчивости. В этих же целях утверждены финансовые нормативы (величина резервного фонда, максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного пайщика, минимальная величина паевого фонда и др.). Кооператив сможет страховать свои имущественные интересы.

      Определены  порядок создания, реорганизации  и ликвидации кредитного кооператива, порядок приема в члены кооператива и прекращения такого членства, а также порядок управления кооперативом. Предусмотрены источники формирования имущества кооператива и правила распределения его доходов. Приведены особенности деятельности кредитных кооперативов, членами которых являются граждане [6]..

      Кроме того, урегулированы вопросы создания и деятельности кредитного кооператива второго уровня (он объединяет не менее 5 кредитных кооперативов), союзов (ассоциаций) кредитных кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.

      Признается  утратившим силу ФЗ "О кредитных  потребительских кооперативах граждан".

      ФЗ  вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением некоторых его  положений. Например, финансовые нормативы нужно применять по истечении 1 года после дня вступления в силу данного ФЗ.  

      2.2 Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2015 г. 

      Разработанной Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

      Экономика России стабильно и динамично  развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации.

      На  рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров.

      Укрепление  позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной  продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения.

      Крайне  медленно восстанавливается уровень  материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей [17, с. 10].

      Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер и мероприятий для достижения целей и решения задач, определённых Концепцией.

      В Концепции развития потребительской  кооперации отражены меры по предотвращению банкротств кооперативных организаций. Для своевременного выявления признаков и причин неплатёжеспособности и банкротства, оказания помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению необходим систематический мониторинг финансового состояния организаций потребительской кооперации с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей. Это потребует повышения общей юридической и финансовой грамотности руководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб.

      Для повышения интенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышению инвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционных программ потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должны включать систему мер по защите организаций потребительской кооперации при привлечении инвестиционных ресурсов.

      Необходимо  широко использовать современные технологии управления финансами, активно внедряя в практику хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации инструменты финансового менеджмента, антикризисного управления в целях обеспечения устойчивого экономического роста и сбалансированного социального развития. 
6.     Работа с пайщиками по сохранению и приумножению их численности. Это направление деятельности должно расцениваться как один из основных резервов экономического развития организаций потребительской кооперации.

      В Концепции также указано на необходимость  полномасштабного развития кадрового потенциала всей системы потребительской кооперации и  интеграции в международную систему организаций потребительской кооперации (Международный кооперативный альянс, Еврокооп и другие).

      В Концепции указано на совершенствование  взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления по продвижению законных интересов и проработке нормативно-правовой базы для деятельности потребительской кооперации [17]. 

      2.3 Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственности 

      Дальнейшая  законотворческая деятельность в системе  потребительской кооперации требует принципиально новые подходов к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящийся закон «О кооперации в РФ», свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

      По  мнению первого вице-премьера правительства  Дмитрия Медведева действующий в настоящее время Закон о потребительской кооперации, поправки в который были приняты Госдумой еще в 2000 г., нуждаются, учитывая реалии сегодняшней обстановки в России, в значительных изменениях.

Информация о работе Правовое регулирование организации и деятельности потребительской кооперации с 1990 по 2008 гг