Потребительский комплекс, его состав, значение и структурa

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы:
- рассмотреть сущность и состав потребительского комплекса,
-изучить современное состояние, факторы и тенденции развития отраслей потребительского комплекса,
-изучить особенности функционирования отраслей потребительского комплекса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…....стр 3
Основная часть
1) Сущность и состав потребительского комплекса…………….…….стр 5
2) Особенности функционирования отраслей потребительского
комплекса…………………………………………………………………стр 8
3) Современное состояние, факторы и тенденции развития
потребительского комплекса и его отраслей………………………….стр 17
Заключение………………………………………………………….……стр 21
Список использованной литературы……………………………...…….стр 23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 99.74 Кб (Скачать)

классов    и групп,   как   сфера   труда   и быта,   охраны   здоровья, сферы   досуга, культуры, спорта, туризма   и   путешествий;

— расширением  круга   задач   функционирования          потребительского

комплекса,     переключение       их  с   вопросов   благосостояния       граждан  на  вопросы     повышения       уровня    и  качества    жизни,  связанных  с  

ростом  ее стоимости.

Следовательно, в  условиях  углубления    радикальных   преобразований      

в национальной  хозяйственной       системе    важно    учитывать , что  

значительная часть   потребительных        стоимостей,   создаваемых в  

подразделениях    потребительского  комплекса,  совпадает  по времени   их  

производства  и  потребления. Это касается   услуг   социально-бытового

характера, которые  нельзя     производить   «в  запас»,   складировать и 

транспортировать.  Потребление    этих  услуг происходит   только по  месту  

нахождения клиента.9

Этой особенностью обладают практически  все  услуги  торгового  и  бытового обслуживания,  жилищно-коммунального   хозяйства,  медицины,

здравоохранения ,образования  и   др.,   что   требует   создания  на  

сравнительно малых территориях      соответствующего  комплекса   услуг, 

обеспечивающих  максимально  возможное  и   оперативное   удовлетворение   всех   социальных    потребностей   населения   региона   в целом   и его отдельных   семей   и   граждан.

 

 

3. Современное состояние,  факторы и тенденции    развития

потребительского  комплекса и его  отраслей.

 

В   силу   сложившихся   обстоятельств   (снижение   размеров      финансирования, абсолютный      спад  производства     и  т.   д.)  развитие  отраслей

потребительского  комплекса   национальной   экономики   в   90-е гг .  резко  

 затормозились.10

Одновременно  существенно сократилось число  объектов этого комплекса и не только  за счет их ликвидации, но, прежде  всего, за счет перепрофилирования  в  процессе приватизации      тех  из   них ,  

деятельность которых была  низкорентабельной, а продукция  не   находила 

сбыта   в   условиях  резко  вырастающей     конкуренции импортных   товаров и услуг евроуровня.  Кроме того, свою роль сыграло и то обстоятельство, что  многие объекты социальной  сферы, ранее  находившиесяна балансах   государственных и   других   предприятий различных 

отраслей   национальной   экономики   (промышленности,   строительства,         сельского  хозяйства  и др.),  за годы реформирования  прекратили   свое  

 существование.

Сегодняшнее  состояние отраслей потребительского комплекса определяется совокупным  действием двух групп основных   причин,  воздействующих  

к тому же и на развитие  тенденций   становления нового качества

потребительского  комплекса   в   целом   и   отдельных   отраслей  и   видов

экономической деятельности,  в него   входящих.11

     К  первой группе относятся те  причины, которые сформировали  стартовые условия потребительского  комплекса к началу рыночных  преобразований в экономике страны.

     Вторая  группа причин связана с задачами, особенностями и реально сложившейся  практикой рыночных реформ в  экономике России.

Стартовым условиям рыночных преобразований, а значит, остоянию потребительского комплекса  в период централизованной, планируемой  и управляемой хозяйственной  системы России присущи следующие  признаки:

  • остаточный принцип финансирования отдельных отраслей, входящих в состав комплекса;
  • хроническое недообеспечение отраслей комплекса основными ресурсами его развития(материальными, трудовыми, финансовыми);
  • постоянное отставание в колличественном и качественном развитии отдельных отраслей потребительского комплекса и самого комплекса вцелом от других отраслей материального производства страны;
  • несоответствие занятости, фондов, объемов и структуры услуг потребительского комплекса растущим потребностям населения, объемам и структуре его доходов;
  • неравномерное размещение и диспропорции развития отраслей потребительского комплекса по территории России.12

Разрушение отраслей, производств и видов экономической  деятельности привело не только к  прямым потерям национального богатства, но и к росту социальной напряженности  в обществе за счет роста числа  безработных врачей, учителей, работников отраслей бытового обслуживания, легкой, бытовой и других отраслей промышленности, а также за счет резкого снижения уровня жизни населения и потребления  материальных благ и социальных услуг. Эти процессы усилили имущественное  расслоение и социальную дифференциацию населения страны.13

    В условия  становления рыночных отношений  в экономике России наиболее  негативными сторонами состояния  потребительского комплекса являются:

- многократное снижение объемов массовых потребительских услуг на фоне резкого увеличения доли услуг в ВВП;

- необоснованное  расшрение импорта потребительских  товаров и продовольствия, вытесняющего  с внутреннего рынка отечественных  товаропроизводителей;

- сужение масштаба  производства товаров и услуг  потребительского профиля из-за  потери рынков союзных республик  бывшего СССР, снижения платежеспособного  спроса населения, сокращения  государственных инвестиций в  развитие потребительского комплекса;

- ориентация развития  отраслей и производств не  на повышение благосостояния  и качества жизни всего населения,  а на обслуживание высокодоходных  слоев населения.14

    Эти негативные  явления проходят на фоне резкого  сокращения объемов производства  и развала отраслей материального производства, входящих в состав потребительского комплекса или связанных с его деятельностью технологически.

    В условиях  реформирования национальной экономики  Россия перешла на экономически  малоперспективную практику формирования  товарных ресурсов за счет  импорта из других стран, прежде  всего, стран дальнего зарубежья.  Этому в немалой степени способствовало  развитие “челночного” движения  в стране.

    Иностранная  экспансия продовольствия, лекарств  и потребительских товаров не  только привела к существенному  вытеснению внутреннего рынка  страны отечественных товаропроизводителей, но и способствовала развалу  отечественных отраслей пищевой,  легкой и фармацевтической промышленности, промышленности строительных материалов  и ряда отраслей машиностроения.

Россия перешла  границу товарной зависимости от иностранных поставщиков. На закупку  импортного продовольствия тратятся колоссальные средства. Это снижает возможности  инвестирования в потребительский  комплекс страны, исключая саму возможность  государственной поддержки его  развития и совершенствования.

     Таким  образом, современное состояние  и тенденции развития отраслей, связанные с созданием и реализацией  рыночных видов услуг населению, имеет следующие тенденции:

1)Углубление диспропорций  в развитии отдельных отраслей  и производств.

2) Увеличение доли  производства товаров и услуг  для высокодоходных слоев и  групп населения.

3) Резкое сокращение  доли отдельных составляющих (культуры, сферы отдыха, производства товаров,  их срвисного обслуживания).

4) Постоянное снижение  массы и доли товаров и услуг  социального назначения, происходящее  в силу резкого ухудшения их  финансового состояния, роста  неплатежей.

5) Рост масштабов  передачи ведомственных объектов  социальной инфраструктуры в  процессе риватизации коммерческим  структурам с изменением профиля  их деятельности.

6) Стремление государственных  предприятий отраслей материального  производства сохранить за собой  имеющиеся объекты социального  назначения, а также всемерное  желание акционерных обществ  передать находящиеся в их  собственности объекты социального  назначения местным властям либо  вывести их из состава общества  с преобразованием в самостоятельные  коммерческие юридические лица.15

 

Заключение.

     За  годы реформирования различных сторон общественной жизни России глубокие рыночные преобразования затронули все уровни и структуры потребительского комплекса. В силу целого ряда причин, прежде всего, снижения размеров финансирования, спада производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий в процессе приватизации функционирования отраслей потребительского комплекса национальной экономики и его региональных составляющих столкнулось со многими проблемами, что негативно отразилось на уровне жизни населения. В ходе осуществления экономических реформ в нашей стране произошло существенное снижение уровня среднедушевого потребления важнейших потребительских товаров, ухудшилась структура потребления продовольствия, выросло число лиц с доходами ниже прожиточного минимума.

     Накопившиеся  в усллвиях переходного периода  проблемы требуют усиления социальной  направленности развития рыночных  отношений, научного обоснования  методов государственного регулирования  с целью обеспечения его экономического  и социального равновесия, достижения  платежеспособного спроса и товарного  предложения, ликвидации различий  в уровне реальных доходов  по регионам страны и социальным  группам населения. Процессы разработки  и реализации социальной политики  государства  могут успешно  осуществляться тогда, когда они  имеют материальную основу, объемы  финансирования, которые способны  претворить в жизнь цели и  заачи этой политики. Поэтому  и складывается элемент- потребительский  комплекс.

     Потребительский  комплекс- совокупность отраслей  и видов экономической деятельности, занятых производством товаров  народного потребления и предоставлением  населению разнообразных услуг,  которые признаны удовлетворять  личные и общественные потребности  в целом. Потребительский комплекс  включает в себя две группы  отраслей, связанных с производством  продукции и услуг:

  1. Группа отраслей, связанных с производством продовольственных и не продовольственных товаров народного потребления.
  2. Группа отраслей, связанных с производством, предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих конкретные общественные и личные социальные потребности граждан.

Функциональная  роль и значение отраслей потребительского комплекса проявляются в формах: межгосударственная, федеральная, межрегиональная, межотраслевая, отраслевая, региональная, отдельного автономного субъекта рыночного  хозяйства.

     Через  деятельность отраслей потребительского  комплекса обеспечивается процесс  достижения целей социального  прогресса, решения текущих и  перспективных задач, реализации  социальной политики государства.

     Становление  и развитие социально-экономического  механизма государственного регулирования  потребительского рынка направлено  на согласование интересов производителей  и потребителей, на достижение  равновесия интересов регионов  и различных социальных групп.

      Проведение  экономических преобразований требует  соответствующего социального реформирования, основопологающим элементом которого  является выбор политики доходов,  смягчение социальной дифференциации, ограничение бедности в условиях  экономической стабильности, присущей  переходной экономике.

   

 

Список  использованной литературы.

 

 1) Бункина М.К. Национальная экономика. М.: Дело, 2000, 189с

2) Бушуева И.В. Региональный потребительский комплекс: теоретические и прикладные аспекты: Монография, ГОУВПО МГУС. М., 2007, 325c

3)Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учебн. пособие/ под ред. Морозовой Т.Т. и Пикулькиной А.В. М.: Финстатинформ, 1997, 215с

4) Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002, 265с

Информация о работе Потребительский комплекс, его состав, значение и структурa