Последствия мирового кризиса 1929-1933

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:44, реферат

Краткое описание

Однако, как и в других странах, в США за годы войны ощутимо наметились диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, что явилось как в известной степени причиной, так и следствием усиления тенденции государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Великая депрессия в США.docx

— 54.69 Кб (Скачать)

  Сформированное  в апреле 1938г. правительство Эдуарда  Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

  Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется  непоследовательностью антикризисных  мероприятий, а по сути отсутствием  согласованной общенациональной программы  выхода из кризиса. В результате этого  Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое  оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением  государственных ассигнований на военное  строительство.

    1. Последствия.
 

   За  годы кризиса продукция французской  машиностроительной промышленности упала  до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства – до 80 %, выплавка чугуна и стали – почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.

   Одним из следствий такого положения стала  достаточно отчетливая тенденция фашизации  Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции  не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.

   Программа Народного фронта:

   ♦ национализация объектов военной промышленности и Французского банка;

   ♦ реформа налоговой системы;

   ♦ создание национального фонда помощи безработным;

   ♦ организация общественных работ  для безработных;

   ♦ сокращение рабочей недели с сохранением  заработной платы;

   ♦ введение пенсий по старости;

   ♦ заключение коллективных договоров;

   ♦ введение справедливых цен на сельскохозяйственную продукцию;

   ♦ расширение советско-французских связей.

   Важнейшей победой Народного фронта стали  «Матиньонские соглашения» между  Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание профсоюзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая  неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Однако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к  борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства  Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной  промышленности, банковской и налоговой  реформ, социальных программ привели  к росту дефицита госбюджета и  оттоку капиталов за рубеж. В 1937–1938 гг. правительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от программы левых сил. В условиях нарастающей военной угрозы был взят курс на милитаризацию экономики. Однако опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.

  1. Индекс  промышленного производства развитых стран

   (1929 г. = 100 %)

    

   

  1. Мировой экономический  кризис и его особенности в  Италии.
 

  Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского  режима. Под предлогом принятия антикризисных  мер фашистское государство полностью  поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс  концентрации финансового и промышленного  капитала, монополизации экономики  страны. Правительство Муссолини  отдавало приоритет монополистам, что  существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.  

  Экономическая политика фашистского государства  способствовала росту авторитета Муссолини  в кругах крупных предпринимателей. Ведущие представители финансово-промышленного  капитала - Донегани, Мотта, Пирелли, Аньелли, Вольпи и др. - стали одновременно и руководителями корпораций соответствующих  отраслей, заняли крупные посты в  фашистской иерархии. Фактически в  стране сложилась система государственно-монополистического капитализма. Отдельные концерны полностью  господствовали в итальянской экономике. Наиболее крупными из них являлись химический и горнорудный трест  “Монтекатини”, электроэнергетический  “Эдисон”, резиновый “Пирелли”, металлургический и оружейный “Терни” и некоторые  другие.

  Вместе  с тем, в годы кризиса существенно  сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более  сильными конкурентами 12661 предприятие.8 Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные  предприятия или государственную  службу.

  Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела  к бюрократизации экономической  системы и бурному расцвету коррупции  среди чиновников.

  Вместе  с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации  в Италии был все же значительно  ниже. Итальянским фашистам не удалось  полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.

  Утрата  поддержки предпринимателей и крах итальянского фашизма 

  Монополизация экономики и рост промышленности позволили Муссолини задуматься о военной экспансии. Муссолини  с 1935 г начинает менять свой экономический  и внешнеполитический курс.

  В области экономической с начала 1935 г. Муссолини объявляет курс на автаркию - полное самообеспечение  Италии всеми видами продукции, в  том числе и военной. Эта политика больно ударила по интересам представителей крупного итальянского капитала, тесно  сотрудничавших со странами Запада. Однако участие в реализации экспансионистских  замыслов Муссолини сулило им существенные выгоды: милитаризация экономики, военные  заказы, завоевание новых территорий открывало перед представителями  итальянского капитала новые масштабные перспективы. В итоге финансовые круги пошли по пути компромисса: с одной стороны, они сохраняли  внешнюю лояльность режиму, с другой - продолжали, зачастую нелегально, в  обход распоряжений дуче и международных  санкций, взаимовыгодный торговый обмен  с западными партнерами (такая  позиция позволила им не только сохранить, но и во многом увеличить свои прибыли). Вместе с тем, изменение экономического курса Италии стало началом раскола  между фашистским режимом и итальянскими промышленниками. Часть финансовой элиты, понесшая наиболее сильные убытки в результате переориентации экономики, стала формироваться вокруг других существовавших в Италии центров  влияния. Специфика Италии состояла в том, что, в отличие, например, от Германии, где Гитлер к этому времени  стал единовластным хозяином страны, положение Муссолини во многом зависело от поддержки его традиционными  институтами - в первую очередь королем  и Католической церковью в лице Ватикана. Эти институты стали в дальнейшем теми центрами, вокруг которых формировались  оппозиционные фашистскому режиму представители политической и финансовой элиты.

  Понимая неизбежность противодействия своим  агрессивным планам со стороны западных государств, Муссолини начинает искать новых союзников. В 1935 г. через свои дипломатические каналы он впервые информирует Гитлера о готовности к усилению связей с Германией. Одновременно начинается подготовка к развязыванию войны в Северной Африке. Объектом агрессии Муссолини избрал Эфиопию, победа над которой, по мнению дуче, могла достаться легко и принести ему новые политические дивиденды.

  В ответ на оккупацию Эфиопии Лига наций объявила экономическую блокаду  Италии как государству-агрессору. Это ускорило процесс сближения  двух фашистских режимов: экономические  санкции, хотя и малоэффективные, заставили  Муссолини увидеть в Германии политического и экономического партнера. Экономика Италии все больше начинает ориентироваться на германские промышленные ресурсы: увеличивается  ввоз германского угля, стали, военной  продукции.

  В июле 1936 г., немецкие и итальянские  фашисты совместно поддержали мятеж  генерала Франко в Испании, фактически экспортировав фашизм в эту страну. В марте 1938 г. Муссолини поддержал  аншлюс Австрии, а в апреле 1939 г. начал, при поддержке Германии, боевые действия против Албании.

  В мае 1939 г. двусторонние отношения между  Италией и Германией были оформлены  официально: министры иностранных дел  этих государств Чиано и Риббентроп подписали договор о военно-политическом союзе, получивший название “Стальной  пакт”. Таким образом, накануне II мировой  войны Италия была полностью втянута  в орбиту устремлений германских нацистов.

  1. Кризис  в Японии.
 

  Наметившийся  подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью  вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену. Япония встала на путь ускоренной милитаризации. За этот выбор особенно ратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировой войны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон им звучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективами грабительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистские группировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и в государственной власти. С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской диктатуры.  

  Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии. После  серии вооруженных провокаций Квантунская  армия в ночь на 19 сентября 1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была оккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го.  

  Лига  Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и  вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская  армия заняла весь Северный Китай.

  Поворотным  пунктом аграрной политики японского  правительства послужила мировая  депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой  оно, взяв за образец опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь "План возрождения  деревни" и "Пятилетку распространения  производительных кооперативов". Коллективистское направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время упомянутой войны с Китаем. К началу японо-американской войны (1941 г.) сложилась продовольственно-контрольная система, которая покоилась на трех принципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый канал распределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятий и общественных организаций. 3) Ценовая система с "обратными ножницами": правительственные заготовительные цены были выще продажных.

  1. Заключение.
 

  Период  Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткий промежуток времени, но уже  в мирное время вызвал небывалые  темпы роста государственного вмешательства  в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная  черта нового этапа развития системы  регулирования в том, что феномен  этатизации получает достаточно прочное  обоснование в кейнсианской теории.

  В несколько  ином ключе трактуют неизбежность возникновения  системы государственного регулирования  экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал – социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Литература.
 
  1. Л.Е. Гринин, статья «Великая депрессия 1929-1933гг.»; «Философия и общество» 2009 г.
  2. «История экономики и экономических учений » И.Н. Ковалев; Феникс-2008г.
  3. «История экономики»   Агапова И. И.; Магистр- 2009г.
  4. «История экономики» О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкина;  ИНФРА-М -2009г.
  5. «История экономики: учебное пособие» Шевчук  Д.А.; 2009г.
  6. «История мировой экономики» Под ред. Г. Б. Поляка и др.; Юнити-Дана - 2010г.

Информация о работе Последствия мирового кризиса 1929-1933