Последствия мирового кризиса 1929-1933

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 19:44, реферат

Краткое описание

Однако, как и в других странах, в США за годы войны ощутимо наметились диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, что явилось как в известной степени причиной, так и следствием усиления тенденции государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Великая депрессия в США.docx

— 54.69 Кб (Скачать)
  1. Введение.
 

  К началу Первой мировой войны США  были крупнейшей мировой индустриальной страной мира, на долю которой приходилось  более 35% мирового промышленного производства. Благодаря развитому сельскому хозяйству, инфраструктуре, чрезвычайно благоприятным природно-экономическим условиям, близости к неисчерпаемым рынкам Южноамериканского континента и весьма выгодной удаленности от конфликтующей Европы, США уже в начале XX в. не только обеспечивали себя всей необходимым, но и серьезно потеснили своих конкурентов, сделав заявку на мировое лидерство.

  Однако, как и в других странах, в США  за годы войны ощутимо наметились диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства, что явилось как в известной степени причиной, так и следствием усиления тенденции государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

   В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия – самый глубокий кризис перепроизводства в истории. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства.

 

  1. Великая депрессия  в США.
 

Курс  акций на Нью-Йоркской фондовой бирже  с 216 пунктов в сентябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года «лопнул» 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 1905–1906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 3–4 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли. Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодорожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось. С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название «Нового курса Рузвельта». Его теоретической основой в отличие от «грубого индивидуализма» предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики. 

  Для выхода из кризиса в 1933 г. начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные  меры, направленные на регулирование  экономики. Некоторые из них, по современным  представлениям, помогли устранить  причины Великой депрессии, некоторые  носили социальную направленность, помогая  наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

  Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый  президент отреагировал закрытием  банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

  Первые 100 дней президентства Рузвельта  были отмечены интенсивной законодательной  деятельностью. Конгресс разрешил создать  Федеральную корпорацию страхования  вкладов и Федеральную администрацию  чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой  предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и  магистралей, общественных зданий и  любых других государственных предприятий  и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование  и очищение вод, предотвращение почвенной  и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической  энергии, строительство различных  речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

    Дети беженцев от засухи в  Оклахоме на шоссе около Бейкерсфилда, Калифорния. Семья из шести человек;  нет убежища, нет еды, нет  денег и почти нет бензина.  У ребенка костный туберкулез. 1935

    Безработные активно привлекались  к общественным работам. В общей  сложности в 1933—1939 гг. на общественных  работах под эгидой Администрации  общественных работ (PWA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration — СВА (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек. 

  Через Конгресс были проведены также несколько  законопроектов, регулирующих финансовую сферу: чрезвычайный банковской закон, Закон Гласса-Стиголла (1933 года) о  разграничении инвестиционных и  коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о  комиссии по ценным бумагам.

  В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании  реструктурировал двенадцатимиллиардный  фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд долларов на очень лёгких условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд.

  Итоги первого года президентства Рузвельта  были неоднозначны: падение ВВП значительно  замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла  до 24,9 %. После выкупа государством всего  золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала  золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала  официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.

  Было  составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной  конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум  зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

  Методы  Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение  на Конституцию США. В 1935 году Верховный  Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и  вводящий её закон (National Industrial Recovery Act, NIRA) неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наем работников.

  Государство решительно вторглось в сферу  образования, здравоохранения, гарантировало  прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

  Индекс  промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой  депрессии стала Вторая мировая  война, вызвавшая массовые закупки  государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался  лишь в 1939—1941 годах на волне активного  наращивания военных приготовлений.

  В США произошло следующее: закрылось  большое количество банков, появилась  дефляция и рухнули цены на недвижимость, сокращения промышленного производства в 2 раза, безработица выросла до 12 млн. человек, многие фермеры разорились, урожаю зерновых культур упали в 2 раза. Великая депрессия в отличие  от финансового кризиса отразилась на реальном секторе экономики США. 

  1. Великая депрессия  в Англии.
 

  Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г., т. е. несколько позднее, чем в ряде других стран. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной программы. Лейбористсткое правительство, стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса на имущих. Подобная политика встретила серьезное сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе королевской Комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами, новое английское правительство на первых порах попыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

  Кроме того, правительству консерваторов  удалось получить крупный внешний  займ (80 млн. фунтов стерлингов) с целью  восстановления платежного баланса.

    1. Антикризисные меры
 

  Важным  мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация фунта. За Великобританией вынуждены были последовать страны, входившие в так называемый стерлинговый блок (25 государств— страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие, включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Помимо этого, страны блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что обеспечило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг, были вынуждены закупать английские товары и одновременно поставлять для Англии преимущественно сырьевые и продовольственные товары.

  В отношениях со странами-конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой  паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой  конкурентоспособности своих товаров, что способствовало в свою очередь  усилению политики протекционизма в  этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фритредерства, перейдя  к политике жесткого протекционизма.

  В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933 г. Англии удалось достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходило в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса» Рузвельта. Следует отметить, что уже в 1934 г. жесткая бюджетная политики экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление урезанных пособий по безработице, снижение размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

  Начавшийся  в 1934г. подъем подкреплялся существенными  государственными ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством  вооружения (автомобилестроение, авиационная, радиопромышленность и др.). Наряду с этим меры правительства по оздоровлению финансовой системы, жесткая политика протекционизма способствовали притоку  инвестиций в ряд старых отраслей экономики (судостроение, металлургия), что впрочем существенно не изменило имевшиеся внутрихозяйственные  диспропорции, а угольная и текстильная  отрасли промышленности продолжали стагнировать.

    1. Последствия.
 

   Однако  его последствия были очень ощутимыми  для экономики, т. к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные отрасли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство «по борьбе с безработицей», которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось достигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931 г. «Закон о проверке нуждающихся», запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмотреть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну. 

Информация о работе Последствия мирового кризиса 1929-1933