Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 22:27, реферат
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
1. Понятие услуги……………………………………………………………….3-7
2. Международная торговля услугами - важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики……………………………………………………...8-14
3. Формирование региональных рынков услуг……………………………15-24
Список литературы…………………………………………………………25-26
ПЛАН:
1. Понятие услуги………………………………………………………………
2. Международная торговля услугами
- важнейший фактор интенсификации и глобализации
экономики…………………………………………………….
3. Формирование региональных рынков услуг……………………………15-24
Список литературы…………………………………
1. Понятие услуги
Рынок услуг - сфера обмена
услугами, которые являются результатом
труда предприятий
Исторической предпосылкой
возникновения рынка услуг
К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли. Широкое распространение имели религиозные услуги церкви. В давние времена имели место и такие необычные и не столь востребованные для современности услуги, как услуги астрологов, магов, колдунов, палачей, скороходов и глашатаев.
На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п. Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг
(в основном в торговлю,
банковские услуги и
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий - исполнителей услуг в других странах.
Маркетинг услуг - это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов.
Основные характеристики услуг. Первая характеристика это неосязаемость услуг: услуги невозможно потрогать, взять в руки, услышать, увидеть или попробовать на вкус до момента приобретения. В этой связи степень неопределенности приобретения услуги только увеличивается. Покупатели вынуждены искать предпосылки качества услуги исходя из цены, персонала, оборудования, средства предоставления услуги, имиджа продавца. Т.е. из всего того, что потребитель может увидеть и оценить. Поэтому, функционирующей в сфере услуг организации, для укрепления доверия со стороны клиентов, крайне необходимо повышать степень осязаемости услуги, дополнительно подчеркивать ее значимость, демонстрировать пользу и выгоды, которые получит потребитель с ее использованием. В этом заключается одна из основных задач маркетинга услуг.
Вторая характеристика - неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги: Услуги предоставляются и потребляются одновременно т.е. могут быть оказаны только при поступлении заказа.
Например, экскурсия по музею.
Услугой будет считаться
Третья характеристика - непостоянство качества, изменчивость: Качество услуг может существенно изменяться, в зависимости от того, когда, кем и при каких условиях они были предоставлены.
Для производителя услуги
очень часто непостоянство или
изменчивость качества услуг связано
с несоответствием личных черт характера
служащего, его квалификацией, с
недостатком информации и коммуникации,
с отсутствием конкуренции, слабой
тренировкой и обучением. Вне
зависимости от того, какого характера
услуги оказывают предприятия, все
они стремятся уменьшить
Недолговечность, неспособность услуг к хранению: Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи или использования. Следующая характеристика - отсутствие владения: Потребитель услуги, как правило, пользуется ей на протяжении ограниченного количества времени. Любой спектакль, футбольный матч, отдых на море по путевке, рано или поздно заканчиваются.
Еще одна характеристика - Взаимозаменяемость услуг товарами, имеющими материальную форму: Способность товаров заменять те услуги, которые удовлетворяют одинаковые или аналогичные потребности. Например, можно пойти на стадион, либо посмотреть футбол по телевизору. Эта особенность услуг также может появляться и в противоположном направлении: услуги могут заменять товары. Классификация услуг.
Обычное перечисление отраслей услуг может только показать их разнообразие. Специфику же услуг, их экономическую сущность, а, следовательно, и специфику методов управления в маркетинге услуг простое перечисление раскрыть не в состоянии.
Всю совокупность услуг можно
подразделить на однородные группы, подгруппы,
виды и разновидности по достаточно
большому количеству независимых и
взаимосвязанных
Среди множества принципов классификации услуг, особый интерес представляет классификация Ф. Ловелока. Согласно которой, главное в классификации - то, на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет.
Приведенная классификация
является основной классификацией услуг
в сфере нематериального
Классификация услуг может осуществляться по степени их неосязаемости. Чем меньше выражен признак материальности услуг, тем меньше их маркетинг будет похож на маркетинг продукта.
Услуги, при всем их разнообразии,
можно объединить в несколько
групп. Кроме этого, постоянно появляются
и новые виды услуг, в которых
возникает потребность у
Так, банковские, биржевые, информационные и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг, образуя вместе с этим совершенно новые виды услуг (Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг). Происходит объединение разнообразных услуг в рамках туристского бизнеса. Компании, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристские услуги и т.д. Таким образом, сегодня мы можем говорить о тенденции диверсификации сферы услуг, проявляющейся в современном мире все более отчетливо".
Жизненный цикл услуги считается одним из важнейших факторов в маркетинге, рассматривающих динамику ее конкурентоспособного пребывания на рынке. это период, с момента выхода услуги на рынок до момента ее ухода с рынка. В зависимости от услуги, от характера ее предоставления, ЖЦУ может равняться нулю, или бесконечности.
Принято выделять шесть основных
стадий жизненного цикла услуги, для
каждой из которых характерно определенное
сочетание маркетинговых
Стадия роста - период быстрого признания услуги потребителями, растёт число повторных покупателей, тех, кто успел попробовать услугу, оценить её качество и решил приобрести её очередной раз.
Стадия зрелости - период замедления темпов роста объёмов продаж, прибыль стабилизируется или начинает уменьшаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые с целью отражения атак конкурентов. Весь комплекс маркетинговых мероприятий, проводимых на этапе зрелости услуги, направлен на удержание доли рынка. Стадия насыщения - услуга широко представлена на рынке многими компаниями. Стадия спада - период снижения объёмов продаж и уменьшения прибыли.
Особенности рынка услуг
видятся, прежде всего: В высокой
динамичности рыночных процессов; В
территориальной сегментации; В
высокой скорости оборота капитала;
В высокой чувствительности к
изменению рыночной конъюнктуры; В
специфике организации
Исходя из особенностей и
специфики нематериального
Банковских, аудиторских, консалтинговых, услуг, предоставляемых ресторанами и фаст-фудами, барами и кафе, услуг туризма, услуг сервиса.
2. Международная торговля услугами - важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики
Международная торговля услугами - важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики
В современной статистике сектор услуг противопоставляется двум другим секторам - промышленности и сельскому хозяйству; иногда используется и более мелкое деление, например промышленность делят на собственно промышленность (т.е. перерабатывающие предприятия) и деятельность по добыче природных ресурсов - тем не менее сектор услуг и при таком более мелком делении признается достойным отдельного статуса Сидорова Е.Ю. Международная торговля. Курс лекций. - М.: Экзамен, 2006. - с. 31..
Прежде чем мы сможем понять, что же такого отдельного в этом статусе, необходимо для начала определить, что же такое услуги и чем они отличаются от других направлений экономической деятельности.
Одно из распространенных определений восходит к Адаму Смиту, и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дашков и Ко, 2009. - с. 72..
В соответствии с этой доктриной,
непосредственно заимствованной марксизмом
у классиков политэкономии, в
советской статистике услуги считались
вспомогательным сектором экономики.
В статистике услуг учитывались
только услуги населению, а услуги,
оказываемые промышленным предприятиям
и имеющие непосредственное и
несомненное отношение к
Данное определение
Значительно более удовлетворительное определение может быть получено, если мы уточним, что такое противоположность услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.
Предоставление услуги, таким образом - это контракт, в котором одна из сторон (реже - обе) предоставляет другой нечто, что не является предметом собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности - так, программное обеспечение может поставляться на CD-ROM. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.
Такое определение гораздо лучше, чем предыдущее, согласуется со здравым смыслом и с тем, что обычно подразумевают под "услугой", хотя и это определение оставляет спорные и "серые" зоны. Так, если мы признаем понятие интеллектуальной собственности, то некоторые, а то и все информационные услуги в действительности оказываются товарообменом. На практике, информационные услуги, например юридические или НИОКР, все-таки относят именно к услугам (хотя, разумеется, сам по себе этот факт вряд ли может служить аргументом против понятия интеллектуальной собственности).