Понятие национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:38, доклад

Краткое описание

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Оглавление

1. Понятие национальной экономик
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
4. Основные задачи второго пятилетия
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулирования экономики
7. Бюджетно-налоговое регулирование
8. Денежно-кредитное и валютное регулирование
9. Инвестиционная политика
10. Прогноз развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства
11. Внешнеэкономическая деятельность
Используемая литература
1. Понятие национальной экономик

Файлы: 1 файл

тк.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Благодаря технологическому обновлению производства показатели эффективности приобретут положительную динамику. Рост производительности труда будет устойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2001 - 2005 гг.6,3 - 6,4%, за 2006 - 2010 гг.7,6 - 8,1%. Снизить материалоемкость предполагается соответственно на 4,6 и 4,9%. Энергоемкость ВВП за период 2001 - 2010 гг. уменьшится на 25 - 32%.

7. Бюджетно-налоговое  регулирование

Бюджетно-налоговая  политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и  приоритетов социально-экономического развития страны.

Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого  периода, она ориентирована на обеспечение  устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и  инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.

Предусматривается продолжить реформу налоговой системы  и законодательных основ налогообложения  на основе разработки и принятия Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации, что обеспечит единое правовое поле и создаст равные условия налогообложения для субъектов хозяйствования обеих стран.

Главной целью  налоговой реформы является повышение  эффективности действующей налоговой  системы с тем, чтобы, с одной  стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой - по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7 - 8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечить достаточные поступления средств в бюджет.

В области бюджетной  политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач  и функций финансовых органов  при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы.

Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения государственного бюджета  путем создания отделений казначейства в регионах.

Политику государственных  расходов предусматривается направить  на:

· обеспечение  гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе;

· сокращение доли государственных расходов в валовом  внутреннем продукте, постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета;

· стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение;

· избирательную  поддержку агропромышленного комплекса;

· повышение  эффективности финансирования жилищного  строительства на основе привлечения  средств субъектов хозяйствования и населения.

Основными задачами формирования бюджетов областей и г. Минска, а также местных бюджетов городов, районов, сельских поселений являются:

· выравнивание финансового положения областей;

· повышение  заинтересованности органов местного управления в увеличении поступлений  доходов как в местные, так  и в республиканский бюджеты;

· сокращение дотационности  местных бюджетов, увеличение доли целевых субсидий в общем объеме трансфертов из республиканского бюджета;

· рациональное распределение расходов между областными и местными бюджетами.

8. Денежно-кредитное  и валютное регулирование

Целью денежно-кредитной  политики Республики Беларусь в 2000 - 2010 гг. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости.

На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования, поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.

Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок  для объединения денежных систем, которое предполагает сближение  важнейших макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, государственного долга, дефицита / профицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).

На втором этапе (до 2010 г.) будет обеспечена свободная  конвертируемость единой денежной единицы  на национальном и внешних валютных рынках.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной  политики должно осуществляться поэтапно путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

9. Инвестиционная  политика

Инвестиционные  ресурсы с помощью мер государственной  поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования предполагается направлять в первую очередь на обеспечение приоритетных направлений - реконструкцию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной

и импортозамещающей  направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий; увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; на совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

Основным источником финансирования капитальных вложений (более половины общего объема инвестиций) будут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков. Средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.

Собственные средства населения прогнозируются на уровне до 15%. Кредиты банков в производственное и жилищное строительство составят около 28%. Значительно сократится доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций (менее 15%).

Внешнее финансирование, в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего объема инвестиций. Основными задачами в области повышения инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются: усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки высокоэффективных инвестиционных

проектов, и в  первую очередь в сфере новых  и высоких технологий; усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе; расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производств (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала; привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов; развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией с учетом Договора о создании Союзного государства.

В 2001 - 2005 гг. общий  объем инвестиций увеличится в 1,5 раза, за 2006 - 2010 гг. - в 1,4 - 1,5 раза.

10. Прогноз развития  межотраслевых комплексов и отраслей  народного хозяйства

Развитие промышленности в период до 2010 г. будет происходить  на основе реализации мероприятий Концепции  и Программы развития промышленного  комплекса Республики Беларусь на 1998 - 2015 гг.

Период 2001 - 2005 гг. должен стать для промышленности этапом коренной реконструкции производства, замены и модернизации основного оборудования и технологических линий, освоения современных технологических процессов, позволяющих достичь в перспективе мировых стандартов по трудоемкости, материалов и энергоемкости продукции, создания базы для повышения конкурентоспособности и эффективности производства. В этой связи предстоит в первую очередь: усилить инвестиционную активность; ускорить процессы по развитию специализации, кооперации и концентрации производства, сертификации промышленной продукции и росту числа предприятий, получивших сертификаты системы управления качеством; кардинально улучшить финансовое положение предприятий.

Выходу промышленности на путь динамичного развития будут  также способствовать мероприятия  по проведению единой структурной промышленной политики Беларуси и России, а именно: по сохранению и углублению сложившейся специализации промышленных производств, развитию системы кооперации, включая создание межгосударственных финансово-промышленных групп, разработку и реализацию совместных производственно-технологических программ.

В период до 2005 г., учитывая тяжелое финансовое положение  предприятий, не исключается необходимость  их государственной поддержки. В  связи с тем, что в промышленности III и IV технологические уклады составляют еще значительную долю и не исчерпали своего потенциала развития, первоочередной задачей остается поддержка предприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение, сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции. Наряду с этим более интенсивно и целенаправленно предполагается осуществлять государственную поддержку предприятий V и VI технологических укладов (электроника, точное машиностроение, приборостроение и др.).

В 2006-2010 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса. На этом этапе  целевыми ориентирами его развития определены такие, как: производство продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов; обеспечение ежегодного прироста объемов производства конкурентоспособной продукции главным образом за счет роста производительности труда; снижение издержек производства продукции и повышение рентабельности на базе внедрения новых высокоэффективных видов оборудования и технологий; создание основы для перехода к постиндустриальной экономике.

Важными направлениями  структурной политики явятся концентрация сил и средств на ее эффективных  направлениях, ориентация на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Это прежде всего информационные технологии, микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта, биологические и тонкие химические технологии, продукты для медицины и сельского хозяйства, мембранные технологии как наиболее эффективные для экологии и ресурсосбережения (очистка производственных жидких сред и стоков, извлечение ценных компонентов, сушка).

Темпы развития топливно-энергетического комплекса  определяются уровнем потребления  топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материального производства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание будет уделено повышению эффективности энергетических производств и использования ТЭР (что позволит снизить напряженность энергобаланса республики и уменьшить энергоемкость валового внутреннего продукта в 2001 - 2010 гг. на 25 - 32%), а также обеспечению энергетической безопасности страны, увеличению использования местных видов топлива и активизации энергосберегающей политики.

В перспективном  топливно-энергетическом балансе республики предусматривается увеличение доли природного газа до 65%, наращивание  производства электроэнергии на базе парогазовых технологий, расширение использования газа в жилищно-коммунальном секторе и сокращение доли использования мазута до 11%.

Производство  потребительских товаров. По абсолютному  большинству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой промышленности спрос населения может обеспечиваться за счет отечественного производства, для чего предстоит увеличить производство и расширить ассортимент конкурентоспособных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения - как простейших, так и технически сложных.

Предусматривается значительно расширить производство и обновить ассортимент товаров  для детей, в частности организовать производство новых видов тканей облегченной структуры, ярких расцветок, белья для новорожденных и детей ясельного возраста, швейных и трикотажных изделий с улучшенными гигиеническими свойствами, школьной мебели; расширить ассортимент игрушек.

Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню 2000 г. в 1,3 раза, в 2010 г. к уровню 2005 г. - в 1,3 раза.

Информация о работе Понятие национальной экономики