Понятие национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:38, доклад

Краткое описание

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Оглавление

1. Понятие национальной экономик
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
4. Основные задачи второго пятилетия
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулирования экономики
7. Бюджетно-налоговое регулирование
8. Денежно-кредитное и валютное регулирование
9. Инвестиционная политика
10. Прогноз развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства
11. Внешнеэкономическая деятельность
Используемая литература
1. Понятие национальной экономик

Файлы: 1 файл

тк.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Предпосылка - предварительное  условие, исходный пункт, отправное  положение; условие - основа, требование или правило, установленное в  какой-либо области деятельности. Предпосылки  и условия подразделяются на общесистемные, системные и внутрисистемные.

общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и  общества);

системные - включают единство экономического, институционно-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

внутрисистемные - обуславливают обеспечение эффективности  и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

В общесистемных  предпосылках можно выделить внешнеполитические и внутриполитические.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками  выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из разных стран СНГ и других стран.

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование  политической системы в рамках Конституции  Республики Беларусь на пути становления  демократии, оптимизация государственных  структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020г., в качестве общесистемных условий  стратегического характера определены:

построение и  развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

формирование  современного гражданского общества;

создание социально  ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Мировоззренческий и идеологический основой этих предпосылок  является новая цивилизационная  стратегия и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентаций народа, менталитет нации, ее нравственные устои.

К системным  условиям относятся: создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

Внутрисистемные предпосылки обеспечивают создание условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

Данные предпосылки  носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

Все описанные  группы предпосылок и условий учитываются при разработке программ и прогнозов социально-экономического развития Беларуси.

3. Основные направления  социально-экономического развития  Республики Беларусь до 2010 г.

"Основные  направления социально-экономического  развития Республики Беларусь на период до 2010 г." (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", "Основными положениями организации государственного прогнозирования Республики Беларусь", утвержденными

Постановлением  Совмина Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N 1321.

В Основных направлениях проанализирована экономическая ситуация в 1996 - 2000 гг. и выявлены тенденции  социально-экономического развития, показаны место и роль Республики Беларусь в мировом сообществе. Дана оценка совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на обеспечение экономического развития (демографический, научно-производственный, ресурсный потенциалы, ожидаемых изменений во внешнеэкономической ситуации, конъюнктуре внутреннего и внешнего

рынков). Применительно  к прогнозируемому периоду обоснованы приоритеты и целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченные в Национальной стратегии устойчивого развития и Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. Определены перспективы развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства, наращивания экспортного потенциала и расширения внешнеэкономических связей Беларуси. Разработаны

предложения по социально-экономическому развитию регионов, государственному регулированию экономики, повышению экономической безопасности страны, совершенствованию системы  управления народным хозяйством, улучшению состояния окружающей среды.

Основные направления  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. были разработаны  по двум сценариям (вариантам) развития.

Принципиальные  различия между ними заключаются  в степени интенсивности использования внутренних и внешних факторов экономического развития, показателях уровня жизни и эффективности общественного производства.

Основные направления  утверждены постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 445.

4. Основные задачи второго пятилетия

Важнейшей целью  второго пятилетия (2006 - 2010 гг.) является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение  основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.

Основные задачи второго пятилетия:

ь активизация  структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающих  и экологически чистых производств;

ь расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

ь совершенствование  механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

ь улучшение  финансовых результатов работы государственных  и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий  уровень научно-технического и производственного  потенциалов;

ь развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое  накопление и перелив капиталов  в приоритетные отрасли и производства;

ь переход на системы управления качеством продукции  в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.

При этом предполагается исходить из необходимости учета  следующих ограничений, имеющих  важное значение для экономической  безопасности страны:

в социальной сфере - нормализация демографических процессов;

недопущение превышения критических порогов безработицы;

стабильное повышение  уровня жизни, снижение дифференциации доходов населения по группам  и сферам деятельности, отраслям народного  хозяйства;

обеспечение минимальных  социальных гарантий самым бедным слоям  населения в потреблении социальных благ и услуг;

в сфере экономики  и экологии - рациональное использование  основного капитала, развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимости страны;

сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановление почвенного плодородия, сохранение как растительного, так и животного мира и экологического равновесия.

5. Социальные  ориентиры и направления развития  экономики

Формирование  социально ориентированной рыночной экономики предполагает осуществление эффективной социальной политики. Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на прогнозируемый период является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения,

предотвращению  и устранению социального неравенства  и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного  уровня всего населения.

К числу особо  важных проблем, требующих решения в рассматриваемом периоде, относятся:

обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;

нормализация  демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;

обеспечение эффективной  занятости населения, повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

создание экономических  и правовых условий для повышения  трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;

повышение жизненного уровня населения;

улучшение состояния  и эффективное развитие отраслей социальной сферы.

Для решения  указанных проблем потребуется:

обеспечить рациональную занятость населения;

восстановить  роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень  на принципе рационального воспроизводства  рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала;

пересмотреть  порядок налогообложения, в том  числе и заработной платы, используя  прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов; налог на недвижимость;

стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для  инвестирования и кредитования социально  значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;

обеспечить переход  на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета  нуждаемости и строгой адресности социальных выплат;

повысить роль социального страхования как  важнейшего механизма защиты граждан  при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;

обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовой безработицы и не препятствуя высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному  населению возможностей для обеспечения  достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование "человеческого капитала" и накопление сбережений населения); надежное

государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Информация о работе Понятие национальной экономики