Понятие национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:38, доклад

Краткое описание

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Оглавление

1. Понятие национальной экономик
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
4. Основные задачи второго пятилетия
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулирования экономики
7. Бюджетно-налоговое регулирование
8. Денежно-кредитное и валютное регулирование
9. Инвестиционная политика
10. Прогноз развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства
11. Внешнеэкономическая деятельность
Используемая литература
1. Понятие национальной экономик

Файлы: 1 файл

тк.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Целями дальнейшего  совершенствования оплаты труда  являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному  человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

Реформирование  оплаты труда предусматривается  осуществлять с учетом необходимости  постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной  сферы будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет:

среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения  в 2001 - 2005 гг. на уровне 3,2 - 4,2% в год, в 2006 - 2010 гг. - 5 - 6%; реальной заработной платы - соответственно 4,9 - 6,8% и 6 - 7%;

повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% и в 2010 г. - 60% против 42,1% в 2000 г.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения  позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Основная цель социальной защиты - поддержка тех  групп и слоев населения, которые  оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается усиление государственной поддержки социально  уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.

На втором этапе (после 2005 г.) должно быть завершено  реформирование системы социальной защиты, предусматривающее разделение системы социального обеспечения на две организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование  призвано не только компенсировать издержки рыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированный характер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальной защиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также

выполнения ряда других функций - организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной  и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование по безработице).

Совершенствование пенсионного обеспечения будет  осуществляться в соответствии с  Концепцией реформы системы пенсионного  обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах.

К 2005 г. размеры  минимальной пенсии достигнут прожиточного минимума пенсионера, а в дальнейшем - минимального потребительского бюджета  пенсионера.

Средняя пенсия должна составить в 2010 г.50 - 60% от средней заработной платы. Важной задачей является создание эффективной системы социальной помощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствование порядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от вида льгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.

Для достижения ориентиров и целевых показателей  социальной политики предусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса.

Первостепенное  внимание должно быть уделено совершенствованию  системы здравоохранения как  одному из важнейших приоритетных направлений  социально-экономического развития страны.

Главная цель здесь - удовлетворение потребностей населения в доступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходимо решить следующие задачи:

создание эффективной  системы здравоохранения, обеспечивающей

конституционное право каждого гражданина страны на качественную медицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности;

реорганизация системы оказания стационарной помощи на основе распределения количества коек в зависимости от интенсивности  лечебно-диагностического процесса;

создание условий для расширения потребительского выбора медицинских услуг;

сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении  наиболее нуждающихся контингентов населения;

развитие внебюджетных источников финансирования, платных  медицинских услуг и добровольного медицинского страхования;

осуществление реструктуризации коечного фонда с  перераспределением объемов медицинской  помощи из стационарного сектора  в амбулаторный;

сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинской  науки и обеспечение его эффективного использования и функционирования.

Оздоровлению  и повышению уровня физического  состояния населения всецело  подчинены физическая культура, спорт  и туризм.

Основными задачами в прогнозируемом периоде в этой сфере являются:

формирование  осознанной потребности населения в физическом совершенствовании, вовлечение его в активные занятия физической культурой, спортом и туризмом;

совершенствование системы физического воспитания детей и учащейся молодежи;

реализация мероприятий  Государственной программы развития физической культуры, спорта и туризма, направленных на формирование здорового образа жизни населения Республики Беларусь;

совершенствование научно-методического и информационного  обеспечения системы физического  воспитания населения;

обеспечение эффективной подготовки спортсменов и национальных команд по видам спорта к участию в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных соревнованиях;

развитие оздоровительного, спортивного и международного туризма.

Важнейшая задача - интенсивное развитие туристской инфраструктуры за счет доходов от туристической деятельности и поддержки отрасли со стороны государства. Намечается шире вовлекать историко-культурные и природные ценности страны в индустрию туристского бизнеса, реконструировать действующие и расширять строительство новых объектов современного гостиничного хозяйства.

Образование - одна из важнейших составляющих формирования человеческого капитала. Главными целями его дальнейшего развития являются удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальной системы образования Республики Беларусь, отвечающей

задачам нового этапа развития общества.

Для достижения указанной цели образование в  Республике Беларусь предусматривается  развивать на основе следующих принципов:

доступность образования;

равенство прав граждан на получение образования;

единство образовательных  и воспитательных задач;

гуманизация и  фундаментальность образования;

обеспечение образовательных  запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

преемственность между уровнями и ступенями образования;

использование разнообразных форм образовательных учреждений.

Одна из основных целей государственной политики - возрождение и развитие национальной культуры. Первоочередными задачами здесь являются:

сохранение действующей  сети учреждений культуры и качественное ее развитие;

укрепление и  обновление материально-технической базы;

обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности  услуг учреждений культуры для всех слоев населения;

существенное  повышение уровня культурного обслуживания, внедрение новых моделей и  типов учреждений культуры.

В рамках создания Союзного государства Беларуси и  России продолжится работа по реализации мер, обеспечивающих равные права граждан  в получении образования, медицинской  помощи, предоставлении других социальных гарантий; по формированию единого  образовательного, культурного, туристского пространства; унификации нормативно-правовой базы отраслей социальной сферы.

6. Макроэкономический  прогноз и направления государственного  регулирования экономики

Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач, вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства.

Учитывая, что  технологическое обновление производства - длительный процесс, предполагается, что рост объемов производства до 2005 г. будет определяться преимущественно динамикой конечного спроса и возможностями имеющихся производственных мощностей. Существенное влияние окажут ожидаемое увеличение экспорта в Россию благодаря улучшению экономической ситуации в этой стране, появление альтернативных рынков сбыта, а также расширение внутреннего спроса на

продукцию импортозамещения. В результате, согласно расчетам, темпы  роста ВВП в 2001 - 2005 гг. могут составить 133 - 134%. Такой рост ВВП является минимально необходимым для того, чтобы располагать достаточными ресурсами как для проведения социально - ориентированной политики, так и для технологического

обновления производства.

Необходимость технологического обновления производства предопределяет устойчивый рост доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6 - 20,5% в 2005 г. и 20,4 - 20,7% в 2010 г. Инвестиционная направленность экономической политики 2001 - 2005 гг. обеспечит необходимую базу для устойчивого роста ВВП в 2006 - 2010 гг. со среднегодовыми темпами прироста 7 - 8%. Одним из целевых параметров

прогноза является улучшение платежного баланса страны. Однако сокращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной  стороны, технологическое обновление производства требует увеличения объемов  ввоза зарубежного оборудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать существенного роста экспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью

белорусской продукции  на внешнем рынке. Это найдет отражение  в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2005 г.

Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденции изменения конечного  потребления. Расчеты показывают, что  хотя и прогнозируется постепенное  сокращение доли конечного потребления  в ВВП с 76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г. и 71,9% в 2010 г., но это будет происходить при абсолютном росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения.

Улучшится отраслевая структура ВВП: удельный вес промышленности может составить 31,6% в 2005 г. и 30,9% в 2010 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - соответственно 8,8 и 8,3% против 9,6%. Удельный вес сферы услуг предусматривается довести до 37,5% в 2005 г. и 39,0% в 2010 г. против 36,4% в 2000 г.

Информация о работе Понятие национальной экономики