Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 17:30, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Задачами является:
-рассмотреть понятие кредита и кредитных отношений;
-рассмотреть государственный кредит(его понятие, виды, механизмы и т.д.);
-изучить проблемы и перспективы развития и совершенствования государственного кредита.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4
1.1 Понятие и сущность кредита 4
1.2 История развития кредита 6
1.3 Виды и функции кредита 9
1.4 Роль кредита в современных экономических условиях 12
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ 20
2.1 Понятие и виды государственного кредита 20
2.2 Основные участники государственных кредитных отношений 24
2.3 Механизм осуществления государственного кредита 24
2.4 Государство как заемщик на рынке государственного кредита 27
2.5 Государство как кредитор на рынке кредитных отношений 29
2.6 Государство как гарант и поручитель на рынке государственного кредита 31
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА. 33
3.1.Проблемы и перспективы развития и совершенствования государственного кредита. 33
3.2 Проблемы и пути погашения государственного долга РФ 34
3.3 Проблемы и перспективы возврата внешнего долга РФ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
С развитием фондового рынка создаются условия для все более полной реализации регулирующей роли государственного кредита. Совершая операции с государственными ценными бумагами, центральный банк в развитом рыночном хозяйстве оказывает воздействие на ресурсные возможности коммерческих банков, регулируя тем самым объем кредитных вложений и совокупную денежную массу в обращении. Следует отметить, что, воздействуя на уровень денежного предложения, государство оказывает при этом определенное влияние и на конъюнктуру финансовых рынков.
Таким образом, регулирующая роль кредита велика и многообразна. Децентрализация экономики и переход к рыночным отношениям значительно повышает роль кредита в этом качестве: он начинает выступать одним из важнейших инструментов регулирования совокупного денежного оборота. Наряду с этим кредит является особой формой регулирования кругооборота и оборота фондов хозяйствующих субъектов. Его воздействие реализуется через порядок кредитования, то есть условия предоставления и погашения ссуд. Поэтому экономические институты, организующие кредитные отношения, в силу субъективности своей деятельности могут оказывать как положительное, так и отрицательное регулирующее воздействие.
Кредит создает благоприятные условия для развития международных экономических связей, позволяет осуществлять импорт товаров при пассивном торговом балансе, способствует увеличению экспорта национальных товаров. Он широко используется при проведении международных расчетных операций и для развития национальной экономики: при нехватке кредитных ресурсов на внутреннем рынке привлекаются иностранные инвестиции.
Реализация роли кредитных отношений на уровне хозяйствующих субъектов в настоящее время заключается в том, что кредит:
-
стимулирует повышение
- выступает источником формирования основных и оборотных средств хозяйствующих субъектов;
-
является источником роста
Кредит выступает важнейшим источником формирования основных и оборотных средств хозяйственных единиц. В современных условиях предприятия функционируют на принципах коммерческого расчета и самофинансирования. Это означает, что расширение воспроизводства в принципе должно осуществляться в основном за счет внутренних источников предприятий — прибыли и амортизационных отчислений.
На уровень использования кредита в общественном хозяйстве оказывает влияние множество факторов, как общеэкономических, так и относящихся к кредитной сфере. К ним относятся объем и структура кредитных ресурсов, уровень развития производства, потребности в обеспечении денежного оборота платежными средствами, финансовое состояние хозяйствующих субъектов, соотношение используемых форм кредита, социально-экономическая и денежно-кредитная политика государства, структура кредитной системы, действующий кредитный механизм, система ценообразования, уровень цен и множество других факторов. Все они в той или иной степени (и в каждый период времени по-разному) влияют на спрос, на кредит, а также на возможности его предоставления.
Совокупное воздействие этих факторов может вызывать нарушение границ кредита, то есть отклонение их фактических параметров от экономически целесообразных, соответствующих обоснованной потребности экономики в кредите.
Перекредитование, равно как и недостаток кредитных вложений, оказывает негативное воздействие на процесс общественного воспроизводства. Последствия проявляются как на макроэкономическом уровне, так и на уровне экономических агентов, ухудшая условия их деятельности и финансовое состояние.
Недостаток кредитных вложений вызывает снижение платежеспособного спроса, замедление темпов развития воспроизводства. Избыточное предоставление кредита приводит к росту денежной массы, нарушению товарно-денежной сбалансированности экономики и возрастанию неустойчивости денежного обращения. Уменьшается стимулирующая роль кредита в интенсификации и повышении эффективности производства.
Следует отметить, что чрезмерное кредитование
экономики за счет эмиссионных ресурсов
может обеспечить ускорение темпов экономического
роста в краткосрочной перспективе. Однако
мировой опыт показывает, что это ускорение
обеспечивается за счет усиления инфляции:
поддержание достигнутых темпов роста
требует все больших и больших объемов
кредитования. Высокая инфляция приводит
к обесценению денежных доходов домашних
хозяйств и соответственно к снижению
совокупного внутреннего спроса. Когда
негативные последствия инфляции начинают
серьезно влиять на воспроизводство, обычно
прибегают к ужесточению кредитной политики.
В результате темпы развития экономики
резко падают.
2.1
Понятие и виды
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
-поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
-регулирование макро- и микроэкономических процессов;
-воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Структура
государственного кредита образуется
из различных взаимосвязанных
В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.
Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансовом состоянии. На основе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решение в отношении риска приобретения этих облигаций.
Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, место нахождения эмитента, номинальная стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дата и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серия и номер облигации, подпись председателя Совета. Право собственности на облигации заверяется сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается таким, который состоялся, если в период размещения было реализовано не менее 50% от их численности, предусмотренной к выпуску.
Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных займов должна согласовываться с центральным финансовым органом - Министерством финансов. Могут вводиться и другие ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.
Эффективность использования местных займов во многом определяется субъективным фактором - уровнем квалификации специалистов, которые на местах организуют размещение облигаций.
В зависимости от места размещения различают такие виды государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.
Государство может брать займы в международных кредитных учреждениях и банках других стран.
Понятно, что необходимыми предпосылками выгодного размещения внешних государственных займов на международных фондовых биржах является авторитет страны в мире, внутренняя общественно-политическая стабильность, финансовое благополучие и достаточный уровень кредитоспособности. Небольшие по объему внешние государственные займы являются неэффективными, поскольку им трудно найти на биржах "широкого" покупателя, а затраты на эмиссию этих ценных бумаг является, как правило, довольно высокими.
В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств выделяют: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года), среднесрочные ссуды (как правило, от 1 до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет). Очевидно, что конкретный срок погашения государственных займов, по которым выделяются различные виды государственного кредита, является относительным.
Слишком большие сроки погашения государственных займов считаются нецелесообразными, ведь в этом случае обтяжуються будущие поколения граждан данной страны. Особенно наглядно это проявляется при внешних займах. Имеет ли моральное право нынешнее поколение перекладывать на своих детей и внуков уплате своих расходов? Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствующих его нормальному функционированию (возрастает общая сумма, подлежащая выплате кредиторам за все время займа). Однако действует и другая закономерность: чем "короткие" облигации государственных займов, тем сложнее наладить управление и регулирование их оборотом.
По видам доходности государственные займы делятся на:
-
Процентные ссуды: владельцы
-
Беспроцентные (дисконтные) займа:
государственные ценные бумаги
реализуются по цене ниже их
номинальной стоимости;
-
Выигрышные займы:
В бывшем СССР был организован выпуск на 20 лет 3%-й внутренней выигрышной ссуды 1966 Облигации этого займа свободно продавались и покупались сберегательными кассами за наличные. Облигации 3%-й займы приносили их владельцам доход, который выплачиваются в форме выигрышей. Тиражи выигрышей по этим облигациям проводились ежемесячно.[14]
Специфическое место в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи - розыгрыш государством денежных сумм или вещей посредством платных билетов. Лотерея выступает как форма привлечения в соответствующий бюджет средств населения через продажу нумерованный лотерейных билетов, когда лишь часть собранных средств разыгрывается в виде выигрышей. Государство получает при этом доход, который равен разнице между средствами, которые поступают в результате выпуска и реализации лотерейных билетов, и средствами, которые использованы на выплату выигрышей (учитывается и финансирование расходов организаций, которые проводят лотереи).