Понятие и характеристика единой системы таможенных органов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:56, реферат

Краткое описание

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.
В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: организация, система и структура государственных таможенных органов, а также правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Становление, организация, система и структура таможенных органов……………………………………………………………………………..4
1.1 Становление таможенной службы…………………………………………..4
1.2 Единая система таможенных органов РФ…………………………………..8
1.3 Основные функции таможенных органов РФ……………………………..17
Глава II. Должностные лица таможенных органов РФ………………………..20
1.1 Должности и специальные звания в таможенных органах……………….20
1.2 Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов………………………………………………………………………..24
Глава III. Таможенный союз…………………………………………………….28
1.1 История создания Таможенного союза…………………………………….28
1.2 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза…………………………………………………………..32
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по этд.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности. Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Заместители руководителя Федеральной таможенной службы назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы. Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.[3]

Региональное таможенное управление Российской Фе­дерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосред­ственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном под­чинении РТУ находятся все расположенные на террито­рии подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ФТС Рос­сии. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (тамо­женными лабораториями, учебными заведениями др.)

Необходимость создания РТУ как промежуточного зве­на в системе управления таможенным делом в стране обус­ловлена в первую очередь огромными размерами таможен­ной территории России. Руководить таможнями и тамо­женными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координа­ции работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных ре­гионов могут как совпадать, так и не совпадать с грани­цами субъектов Российской Федерации и административ­но-территориальных единиц.

Основными задачами РТУ являются:

-реализация тамо­женной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

-разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;

-разработка и реали­зация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономичес­кой безопасности страны;

-обеспечение в подведомствен­ном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов;

-организация таможенного дела в подведомственном регионе;

-обеспече­ние соблюдения единообразного применения и осуществ­ление контроля за исполнением в подведомственном ре­гионе законодательства о таможенном деле и других пра­вовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

-организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, ины­ми преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил;

-руководство, обеспе­чение, координация и контроль за деятельностью подве­домственных таможенных органов;

-обеспечение своевре­менности и полноты поступления таможенных платежей;

Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобожда­емый от должности Председателем ФТС России. Заместите­ли начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ФТС России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразде­лений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответству­ющими структурными подразделениями ФТС России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управ­ления и находящихся в его непосредственном и оператив­ном подчинении таможенных органов и организаций та­моженной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ФТС России, проводятся в жизнь при­казами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглав­ляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

РТУ РФ является органом федеральной исполнитель­ной власти, обладает статусом юридического лица и фи­нансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.[4]

Организационный фундамент системы таможенных ор­ганов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных ор­ганов России и осуществляет свою деятельность под об­щим руководством ФТС России и непосредственным руко­водством РТУ, в состав которого она входит. В ряде слу­чаев таможни подчиняются непосредственно ФТС России.

Таможни и их подразделения (таможенные посты, цен­тры таможенного оформления и др.) создаются, как пра­вило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона опреде­ляется ФТС России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными гра­ницами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангель­ской области, юрисдикция Ростовской таможни — далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воро­нежская таможня обладает юрисдикцией аж на террито­рии трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовс­кой. Следует также отметить, что в порядке, предусмот­ренном ФТС России, РТУ вправе изменять границы под­ведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентраци­ей участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располага­лось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либе­рализация внешнеэкономической деятельности обуслови­ла необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внут­ренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важ­ных вопросов, как, например, установление степени пере­работки товара, места его производства, проведение това­роведческих экспертиз и т. д.

Деление таможен России на пограничные и внутрен­ние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в за­висимости от размеров им присваиваются разряды (кате­гории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего госу­дарства.

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой систе­мы и осуществляет свою деятельность под непосредствен­ным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ФТС России.

Таможенные посты могут различаться по своему юри­дическому статусу. В соответствии с законодательством решением ФТС России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные по­сты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограничен­ной правоспособностью. Так, например, в случае судебно­го обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, — в качестве ответчика, как пра­вило, выступает таможня, в состав которой входит дан­ный таможенный пост.

По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчи­ков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более.

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов про­пуска через таможенную границу сочетается с размеще­нием их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ФТС России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их зада­чей является непосредственное осуществление таможен­ного дела на территории подведомственного региона.[5]

 

 

1.3 Основные функции таможенных органов РФ

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1. Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2. Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4. Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5. Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6. Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7. Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством

Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

8. Ведут таможенную статистику внешней торговли;

9. Обеспечивают выполнение международных обязательств

Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10.Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11. Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.Должностные лица таможенных органов РФ.

1.1    Должности и специальные звания в таможенных органах.

Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут быть только граждане Российской Федерации, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы Российской Федерации задачи.

При первом назначении на должность в таможенных органах Российской Федерации может устанавливаться испытательный срок до одного года. Граждане Российской Федерации, впервые назначаемые на должность в таможенных органах Российской Федерации, принимают следующую присягу:

Информация о работе Понятие и характеристика единой системы таможенных органов России