Подготовка экономиста в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 20:34, статья

Краткое описание

Проанализировав зарубежное образование, я пришла к выводу, что оно очень сильно отличается от отечественного, но присутствует большое преимущество для российских студентов, есть большие привилегии за рубежом, как и в России для иностранцев. Чтобы наглядно показать различие образования в высших учебных образованиях, я решила сравнить три страны – Япония, Германию, Россию.

Файлы: 1 файл

научная статья.docx

— 32.09 Кб (Скачать)

 

 

Научная статья

«Подготовка экономиста в XXI веке»

 

Выполнил: студент группы 31 406

Шагаллямова Айгуль

 

Проанализировав зарубежное образование, я пришла к выводу, что оно очень сильно отличается от отечественного, но присутствует большое преимущество для российских студентов, есть большие привилегии за рубежом, как и в России для иностранцев. Чтобы наглядно показать различие образования в высших учебных образованиях, я решила сравнить три страны – Япония, Германию, Россию.

 

Таблица 1 – Профильное образование за рубежом и в России

 

Россия

Япония

Германия

Стоимость

1700-12000$

1 год. 2000-8000$

2 год и послед годы 60–70% от суммы первого года

1400-2000$

  Сроки обучения

  • бакалавриат: 4 года
  • магистратура: 2 года
  • аспирантура: 4 года
  • университеты: 2-6 лет.
  • магистратура: 2 года
  • аспирантура: 3 года
  • базовый курс: 4 семестра
  • основной курс: 5-6 семестров
  • магистратура: 4-6 семестров
  • аспирантура

Стипендия

социальная - от 2010 руб.

академическая  - выдаётся в течение семестра по итогам предыдущей сессии -от 1340 руб,

аспирантам/докторантам -  6000/ 10000 руб

Стипендии Президента РФ

Стипендии дают только самым талантливым и самым необеспеченным ученикам с условием возврата и расходы на обучение покрывают не полностью

700-2500$

  Лучшие ВУЗы

1.Финансовый университет при правительстве РФ

2.Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

3.Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

1.Токийский университет

2.Осакский университет,

3.Киотский университет

1.Гейдельбергский 

университет

2.Университет Маннхайма

3.Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана


 

 

К тому же в Германии, исчезает понятие «типичного» выпускника. К примеру, профессия «математик» в Германии может иметь сотню значений: от теоретика, сосредоточившего свои усилия на алгебре, до практика-оптимизатора (как я). «Экономист» может быть специалистом в международной торговой политике, а может быть бухгалтером. Профильная специализация студентов начинается с третьего курса. За счет того, что учебный план составляется индивидуально на основании личных предпочтений, два студента с одинаковым дипломом будут иметь разный набор знаний в различных областях.

Каждый предмет оценивается "кредитами" — особым числом баллов, которые получает студент за успешную сдачу экзамена по предмету. Количество этих баллов не зависит от оценки по экзамену. Баллы также не зависят от посещаемости: предмет можно сдавать, не посещав его, если достаточно знаний и без этого.

Для того чтобы получить диплом, необходимо набрать 180 баллов для диплома бакалавра и 120 баллов для диплома магистра. При этом каждый предмет оценивается от 2 (очень редко) до 10 (также редко) баллов.

Схема оценивания студента зависит напрямую от профессора: по некоторым предметам требуется еженедельная своевременная сдача решённых домашних заданий, хотя по большинству предметов выполнение домашних заданий ложится сугубо на совесть самого студента. 
Таково немецкое высшее образование, данная система меня больше устраивает, так как студенты становятся самостоятельными.

В настоящее время общепризнанным лидером в развитии университетского образования в целом, и в частности в области экономической теории являются США  (им принадлежит большая часть Нобелевских премий по экономике). Университеты США играют ведущую роль в установлении стандартов экономического образования далеко за пределами своей страны. Численность экономистов-аналитиков, затраты на экономическую науку и контингента студентов и аспирантов в США в несколько раз выше, чем в других развитых странах мира вместе взятых. Рассматривая характеристики основных признаков американской модели отбора, подготовки и использования специалистов одного из экономических профилей следует подчеркнуть, что на ее примере излагаются общие принципы эффективного процесса подготовки в высшей школе профессионалов исследовательского и аналитического типа.

В США давно сложилась простая и надежная система определения потребности в такого рода кадрах. Ее основными звеньями являются:

  • учет собственной потребности университетов, предусматривающий привлечение не только своих выпускников, но также аспирантов и молодых преподавателей других престижных учебных заведений;
  • посредническо-информационная деятельность различных специализированных профессиональных обществ экономистов;
  • персонифицированный поиск отделов кадров частных организаций;
  • отлаженная конкурсная система приема на службу в государственные учреждения;
  • разветвленная сеть личных связей (в т.ч бывших выпускников университетов).

Помимо этого существует постоянно действующая общедоступная система профессионально-ориентационного оповещения молодежи о тенденциях в занятости и оплате, характере работы экономистов — аналитиков и преподавателей вузов. Такой работой по всему спектру групп специальностей, включаемых в официальный справочник профессий, согласно своему уставу занимается Министерство труда США.

Вузы США готовят экономистов по трем базовым направлениям: выпускники общего профиля (экономике), бухгалтеры, ревизоры; организаторы хозяйственной деятельности (менеджеры и деловые администраторы). Все они обучаются по близким  программам широкого профиля (таблица 2). Из числа студентов путем индивидуального  отбора выделяется небольшое число способных экономистов-теоретиков, в частности  будущих преподавателей вузов, и экономистов-аналитиков. Остальная часть занимает  после выпуска самые разнообразные должности в управленческом аппарате, городском  хозяйстве, банках, торговле, обслуживании и других, где их квалификация обеспечивает высокий уровень выполнения функций, которые непосредственно  определяют фактическую эффективность всех хозяйственных структур.

 

Таблица 2 -Примерный перечень дисциплин подготовки

экономистов в вузах США

Специальные дисциплины

Общий профиль (Экономикс)

Организаторы хозяйственной деятельности

Закономерности циклов экономического развития

Основы менеджмента

Государственное планирование

Управление производственной фирмой

Принципы системного анализа

Общественное и деловое администрирование

Теория денег и банков

Кредитно-финансовые отношения

Государственные финансы

Теория движения товарных масс

Коммерческая и общая статистика

Организация сбыта и транспортных перевозок

Экономика и политика городского хозяйства

Бухгалтерский учет

Экономика потребления

Общая социология

Принципы международных экономических связей

Общая психология

Социальная политика

Наука о поведении

Принципы налоговой политики

Производственная психология

Национальный доход и национальное богатство

Трудовое законодательство

Закономерности циклов экономического развития

История трудовых отношений

Государственное планирование

Основы менеджмента

Принципы системного анализа

Управление производственной фирмой

Общие дисциплины

Общественное и деловое администрирование

 

Кредитно-финансовые отношения

 

Теория движения товарных масс

Теория экономики

Макроэкономика

Микроэкономика

Эконометрика

История народного хозяйства

Экономика труда

Организация промышленного производства

Теория маркетинга

Сопоставление экономических систем


 

От будущих экономистов и менеджеров в первую очередь требуется следующее:

  • безупречное знание основ теории — определений, системы экономических принципов и логики каждой дисциплины;
  • доведенное до автоматизма умение оперировать профессиональной терминологией, отличать правильные тезисы и формулировки от ошибочных;
  • владение экономическим инструментарием — методами стратегического расчета и экономической графики;
  • умение составлять планы аналитических работ, сбор необходимого для них первичного материала;
  • умение обобщать и формализовать экономические данные.

Очень большую роль играет их умение представлять свою работу в виде доклада, отчета, курсовой и т.п. На таких работах, в частности, полностью базируется оценочная часть учебного процесса. Обязательное ранжирование студентов по их академическому уровню является, по существу, допуском к профессиональной карьере.

Основой вузовской подготовки экономистов является широкий профиль. Это видно уже из того, что в учебных планах базового образования высок удельный вес теоретических дисциплин. Широкий профиль общей подготовки экономистов предусматривает отработанную специфику общеобразовательных и общекультурных требований к будущим экономистам-теоретикам и аналитикам, включая в качестве обязательного критерия безукоризненное владение письменной и устной речью.

Принципиальная особенность и отличие американского базового экономического образования от отечественного состоит в том, что в США не существует как технической подготовки, так и отраслевой специализации экономистов. Это, конечно, не означает, что специализация экономистов отсутствует вообще. Существенное отличие состоит в том, что в ее основе лежит специфика функций самой   экономической деятельности, а не отраслевой принцип.

Теперь перейдем к образованию в нашем вузе ЗИМИТ.

Закон Парето или принцип 20/80 говорит о том, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Исходя из этого принципа, я выделила лишь 20% дисциплин, которые реально необходимы для будущего экономиста: Экономическая теория, Менеджмент и маркетинг, Организация производства, Математика, Логика, Статистика, Бухгалтерский учет, Финансы и кредит, Английский язык и Логистика, Документирование.

Данный список хотелось бы пополнить еще несколькими.Для будущего экономиста нужны более углубленные навыки использования программы 1С. По-моему мнению, очень мало времени уделяется для этого.

Один из величайших недостатков системы образования состоит в том, что она не дает нам ровным счетом никаких финансовых знаний. Умение обращаться с деньгами абсолютно необходимо для выживания каждого человека (тем более для студента, который вскоре сам должен будет обеспечивать себя), независимо от того, богат или беден. Не имея финансового образования, мы не способны анализировать поступающую информацию, превращая ее в полезные знания. Именно поэтому мы и сталкиваемся с денежными трудностями в будущем.

Не владея финансовыми знаниями, мы совершаем ошибки, поэтому нужно ввести дисциплину такую, как Финансовый интеллект. На этих лекциях преподаватель будет обучать обращению с деньгами; использовать информацию и образование для получения знания следуя формуле ИНФОРМАЦИЯ+ОБРАЗОВАНИЕ=ЗНАНИЕ.

Численный состав учебных групп должен быть около 10-15 человек на практических занятиях, а на лекционных около 40-50 человек. Чем больше численность группы, тем более рассеянное внимание. Чем больше группа некоторого определенного размера, тем меньше людей  имеют возможность участвовать в ее работе, тем меньше психологическая удовлетворенность от членства в группе.

И в заключение хотелось бы добавить, что вуз должен организовывать встречи с успешными бизнесменами, а не с работодателями. Должны устраиваться конференции, где студенты могли бы предложить свои бизнес-планы не только на уровне вуза, но и на муниципальном, региональном уровне.


Информация о работе Подготовка экономиста в XXI веке