Балы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:32, реферат

Краткое описание

XIX век - время культурного и духовного подъема России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Специфика балов XIX века……………………………………………………….4
Выводы …………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы …………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Балы XIX века.docx

— 33.07 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Специфика балов  XIX века……………………………………………………….4

Выводы …………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы …………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономические и социально-политические процессы, происходившие в жизни страны определили развитие русской культуры первой половины XIX века. Кроме того, в середине XIX века все более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

XIX век  - время культурного и духовного  подъема России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина называют «Золотым веком» русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия.

Так же как  и изменялись все сферы жизни  русского общества, изменялась и праздничная, досуговая  сфера. Излюбленным развлечением публики в XIX веке, причем не только великосветской, но и принадлежащей самым разным социальным слоям, были балы. Расцвет бальной культуры в Российской столице начинается со времени вступления на престол Александра I и продолжается почти до конца XIX века. Соответственно, балы давались в самых разных местах, и если на балу у князей собирались сливки высшего общества со всего Петербурга, то к каким-нибудь представителям низкого сословия съезжались сослуживцы, соседи и родственники, но и то и другое считалось балом.

И балы имели  более глубокое содержание, чем это  может показаться на первый взгляд.

Специфика балов XIX века

 

История придворных и великосветских балов  в России имеет давнюю традицию. Первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил их Петр I, и с тех пор они  стали любимы и почитаемы. Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати. Их стали проводить в Петербурге и Москве еще в 1717 году. Ассамблеи  служили не только средством увеселения – «для забавы», но также местом «для рассуждения и разговоров дружеских». Высшие офицеры и князья, купцы и дворяне, чиновные особы и корабельные мастера могли здесь свободно предаваться танцам, общению с дамами, принятию горячительных напитков и другим вещам «приятным, душе и телу полезным».

Сезон балов  длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся  уже после Великого поста. Царские  ассамблеи зачастую проводились  в Летнем саду, который был тогда  средоточием аристократических  забав. На балах звучала духовая  музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы  дорогими коврами, теснились тропические  растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего  света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки.

Одним из самых торжественных, праздничных  дней в молодежной дворянской среде  был первый выезд в свет – первый настоящий взрослый бал. Девушка  начинала выезжать в возрасте от шестнадцати  до двадцати лет. Первый бал волновал юношей и барышень, о нем думали и мечтали, от него много зависело в дальнейшей судьбе, к нему серьезно готовились. Это событие было окружено целым рядом формальностей и  этикетных правил. Необыкновенно важным было, кто и как представит на балу, какое произведет впечатление юный танцор, сколько будет приглашений и свободных танцев у юной дебютантки.

Традиционно в Петербурге главный бал ежегодно устраивался в самом большом (Николаевском) зале Зимнего дворца.

Этим  балом открывался сезон, который  длился от Нового года до Великого поста. Вслед за этим событием нескончаемой чередой шли балы в великокняжеских  и аристократических домах. О  них обычно писала столичная пресса в светской хронике. Например, в очередном  номере модного журнала «Всемирная иллюстрация» довольно подробно сообщалось: «25 января у Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича, в собственном его дворце в  Петербурге, происходил костюмированный  бал, отличавшийся особенным блеском  и характерным разнообразием  русских исторических костюмов, радушием Августейших хозяев и общим оживлением» [3].

Балы  давались по разным случаям – как  самостоятельный вид дворянского  собрания и по поводу календарных  праздников. От социального положения  устроителя во многом зависел уровень  бала. Самыми престижными, имеющими статус официального торжества были балы в  императорских резиденциях. В аристократических  особняках устраивались балы в определенные дни, они носили характер частного приема. Отец пушкинского Евгения Онегина, помнится, «давал два бала ежегодно». Балы бывали в клубах, дворянских и  офицерских собраниях по случаю государственных  праздников как официальные торжества.

Бал занимал  умы самых достойных людей  того времени. А.С. Пушкин записывает в  своем дневнике 18 декабря 1834 года: «Придворный  лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в восемь с половиной в  Аничковом...» [1].

Балы  в императорском дворце и в  самых модных особняках петербургского дворянства становились событием светской жизни столицы.

Балы  проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты [1].

Балы  позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер.  Дворянский бал был школой общения для людей.  На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

Балы  проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

В XIX в. бальный этикет усложнился. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты) [2].

Балы  и балы-маскарады разделялись  по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими. Популярны в свое время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.

Приглашения на бал рассылались не менее чем  за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность под-

 готовить  соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например,

 монохромный  – т.е. определенного цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.

 Получив  приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своем согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.

 А танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку, вальс, польку, а из старинных танцев - полонез и французскую кадриль (контрданс). Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление «аляг-рек», лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать любые быстрые движения.

Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спорт смена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело».

Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства [3].

 Балы  были настолько важной частью  дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на

 минуту  не умолкало звучание клавикордов,  пение и танцевальные уроки. В конце XIX века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Наиболее  официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей.

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

 Бал  – это совершенно особенное  событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия

 среди  своих.» Балами славилась столица  – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах [1].

Очень хорошим  танцором, особенно в мазурке, был  Александр I. Николай I также отлично  танцевал, а его жена, Александра Федоровна, по праву считалась одной  из лучших танцорок Европы. По воспоминаниям  современников, «императрица Александра Федоровна танцевала как-то совсем особенно: ни одного прыжка или неровного движения у нее нельзя было заметить. Все говорили, что она скользит по паркету, как плавает в небе облачко, гонимое легким ветерком». Двор первой половины XIX в, изобиловал и другими превосходными танцорами: граф Милорадович, граф Сологуб, М.А. Нарышкина, А.А. Орлова-Чесменская и др. оставили о себе восторженные воспоминания [1]. Во многих отношениях балы той поры продолжали традиции балов XVIII в. и отличались роскошью и затейливостью.

С середины столетия дворянство постепенно стало  разоряться и уже не могло тратиться  на роскошные праздники. Александр II к танцам был равнодушен, что  не могло не повлиять на бальную  моду, а Александр III совсем не любил танцевать, считая балы, как и любые светские развлечения, пустой тратой времени. С любого «мероприятия» он старался потихоньку улизнуть. Конечно, балы при дворе и в высших кругах и в этот период устраивались, но значительно реже, чем прежде. Современникам запомнились «Изумрудный бал» 1888 г., на котором почти все дамы были в изумрудных украшениях, а также необычный «Черный бал», данный в 1889 г. в Аничковом дворце Петербурга [3]. На нем все танцующие были в черном, дамы - в черных перчатках и с черными веерами, и их украшения - жемчуг и бриллианты - особенно ярко блистали на черном фоне.

  Вообще же в это время большое распространение получили общедоступные балы для различных слоев населения. Даже продавцы из магазинов домашняя прислуга, портнихи и белошвейки могли ходить на такие балы. Здесь же можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников и др. Описание такого бала есть в романе Н.Г. Гарина-Михайловского «Студенты».

Еще чаще устраивались во второй половине XIX в. танцевальные вечера, не требовавшие  ни пышных нарядов, ни больших затрат.

Во второй половине XIX в. все большую популярность в обществе приобретают Публичные балы в пользу нуждавшихся. Публичными маскарадами, концертами и балами считались праздники, требующие платы за вход или специального разрешения полиции.

Если  устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для  человека высшего общества, то участие  в благотворительных ритуалах являлось его нравственным долгом. В отличие от других светских церемониалов бальный ритуал не только контролировался указами верховной власти, но и своим появлением обязан царским распоряжениям.

Согласно  именному указу, объявленному Сенату министром  юстиции, право давать публичные  маскарады и концерты представлялось исключительно Дирекции императорских  театров. Исключение составляли Петербургское Дворянское и Московское Благородное собрания, которым разрешалось на основании их уставов давать до шести маскарадов в год. Благотворительным обществам давать маскарады запрещалось. Ограничения не затрагивали маскарадных балов в учебных заведениях и частных маскарадов в клубах, если те давались без платы за вход.

Указом  Императора от 29 января 1854 года в течение  года следовало ограничиваться одним  спектаклем, концертом и маскарадом от всех императорских театров в  пользу военных инвалидов. То есть каждое благотворительное общество могло дать только один публичный бал в год. Публичные балы для детей и публичные праздники с благотворительной продажей допускались с разрешения правительства в те же самые периоды, как и балы с лотереями, и не более одного раза в год.

Информация о работе Балы XIX века