Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 22:32, реферат
XIX век - время культурного и духовного подъема России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.
Введение…………………………………………………………………………...3
Специфика балов XIX века……………………………………………………….4
Выводы …………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы …………………………………………..17
В «Положении о публичных увеселениях: «в специальный параграф выделены балы особого типа: «публичные балы с лотереями, тромболами, аллегри, базарами и аукционами», давать которые позволительно «на Святой неделе, но только в то время, когда не бывает еще открытия в театрах; и с Фоминой недели, за исключением постов, до последующих шести недель перед Великим постом» [3]. Синод четко указывал, когда можно и когда нельзя веселиться. А театральная дирекция, в свою очередь, заботилась о том, чтобы театры не страдали от отсутствия публики, так что балы не должны были с ними конкурировать.
Балы
с лотереями, базарами, аукционами устраивались
особенно часто, так как сочетали
приятное с общественно-полезным, будучи
в большинстве своем
На страницах периодической печати второй половины XIX в. нередко появлялись подробные описания благотворительных балов. Обозреватели периодической печати подробно сообщали своим читателям о поведении публики на различных светских церемониалах. При этом излюбленной темой журналистов было сравнение балов в Дворянском и Купеческом собраниях.
В пользу Елизаветинской
клинической больницы для бедных,
находящейся под
Также известен бал-маскарад в пользу Охтинского детского приюта в феврале 1887 года, сбор от которого, как указано в афише, предназначался «для беднейших жителей Охты». В нем среди самых почетных первых призов уже не четырехместная коляска, а вполне заурядный для нашего времени предмет, в те годы казавшийся редкой диковинкой и весьма дорогой, - «пишущая машина» стоимостью в триста рулей.
Афиши балов дают повод поразмышлять не только на сословные, но и на национально-религиозные темы. В залах Дворянского собрания в 80 - е годы устраивало свои балы Римско-католическое благотворительное общество, дамами-распорядительницами которого были, судя по фамилиям, петербургские польки: Горткевич, Чехович, Адамович, Спасович и другие [1].
В апреле 1868 года в Большой театре - бал-маскарад в пользу бедных Французского благотворительного общества. На афише кроме лотереи-аллегри. Отдельная цена определена за вход на бал и за места в зале для желающих посетить концерт симфонической музыки.
А танцевать и посещать балы любили самые серьезные лица. Так, например, Бородин, профессор Медико-хирургической академии, который был непременным участником студенческих балов.
Неожиданный штрих в биографии Балакирева. Будучи директором капеллы, он, по воспоминаниям Ф. С. Акименко, «имел обыкновение развлекать нас (воспитанников капеллы) чуть ли не каждый вечер, перед отходом ко сну, танцами. Танцевали воспитанники с увлечением. Причем под звуки вальсов Шопена, рапсодий Листа.
Балы в России давались круглый год, за исключением времени постов. Однако главным бальным сезоном была зима.
Среди многочисленных праздников зимнего сезона 1858 года современники особо выделили бал, данный в училище глухонемых, состоявшем в ведении Опекунского совета, основанного Императрицей Марией Федоровной. На этом балу были все воспитанники училища, все служащие, их родственники и знакомые. Гости этого удивительного бала отмечали, что дети, не слыша музыки, танцевали в такт, грациозно, соблюдением всех правил хореографии. Но главное, что лица маленьких танцоров светились счастьем. Особую их радость вызвали обильные угощения в конце праздника.
17-18 декабря
1878 года в трех залах Мариинского
дворца был открыт
16 февраля
1878 года в залах Дворянского
собрания Санкт-Петербурга
Несмотря на довольно высокую стоимость билетов, многие не смогли попасть на бал, собравший около 5000 человек. Бальный зал освещали 6000 свечей и 2000 газовых рожков, каждому, кто входил, прежде всего бросался в глаза павильон в форме балдахина с выигрышами [3]. На лицевой стороне павильона находился щит с эмблемой праздника - пеликан кормит детенышей. В числе призов на первом месте была роскошная сервская ваза - подарок Императрицы. По углам зала располагались четыре киоска: первый в форме яйца из живых цветов, второй - в виде раскрытого зонтика с фонариками по краям. В этих киосках продавали только живые цветы, привезенные из Парижа. Убранство зала дополняли гербы, бюсты Императора и Императрицы, трехцветные орнаменты из русских и французских флагов.
В полночь в императорской ложе появились Великие Князья Владимир, Алексей и Сергей Александровичи и Великий Князь Константин Николаевич. Гости разошлись в пять часов утра. Расходы на этот бал составили 12474 рублей 91 копеек, а доход - 41790 рублей 15 копеек [3]. Сумма дохода от благотворительного бала была разделена на две равные части: одна - в пользу семей убитых и раненных на войне, а другая - нуждающимся французам.
В 1903 году в Санкт-Петербурге состоялся последний придворный костюмированный бал. «Почти четверть столетия прошло с той достопримечательной ночи, когда я и Ники смотрели на появление царя-освободителя под руку с княгиней под сводами этих зал, отражавших в своих зеркалах семь поколений Романовых, - вспоминал Великий Князь Александр Михайлович. - Внешность кавалергардов оставалась все та же, но лицо империи резко изменилось Новая, враждебная Россия смотрела чрез громадные окна дворца. Я грустно улыбнулся, когда прочел приписку в тексте приглашения, согласно которому все гости должны были быть в русских костюмах 17 века. Хоть на одну ночь Ники хотел вернуться к славному прошлому своего рода» [2].
Государь и Государыня вышли в нарядах Московских Царя и Царицы времен Алексея Михайловича. Великий Князь Александр Михайлович был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана, с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашке, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Костюмы других приглашенных также отличались великолепием, причем ни один из них не повторялся. Так, наряд графа С.Д.Шереметева почти в точности повторил одеяние фельдмаршала графа Б.П.Шереметева с портрета, хранящегося в усадьбе Кусково. Среди дам на этом балу шло соревнование за первенство пежду Великой Княгиней Елизаветой Федоровной и княгиней Зинаидой Юсуповой. Им не было равных не только по красоте, но и в умении танцевать.
По отзывам современников, бал прошел с большим успехом. Бальная эпоха в России началась отказом от прошлого (при Петре I), а завершилась возвращением к традициям допетровских церемоний» [1].
Заключение
На всем протяжении своей истории балы составляли существенную часть жизни высшего общества. Светские ритуалы, к числу которых относятся и балы, были своеобразным актом общественного представительства дворянина. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним.
На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых только начинали выводить в свет. В свете значимость бала была необыкновенно велика. И даже сам факт присутствия на балу означал принадлежность к высшему обществу. Каждый бал был своеобразным «светским парадом», который демонстрировал тонкости дворянской культуры, особый тип поведения, имеющим свои особенности, связанные с придворным смыслом и петербургским столичным блеском.
В XIX веке большое распространение получили общедоступные балы для различных слоев населения.
В XIX в. танцевальная программа слала относительно легкой, а этикет, принятый на балу усложнился.
Во второй половине XIX в. все большую популярность в обществе приобретают Публичные балы в пользу нуждавшихся. Публичными маскарадами, концертами и балами считались праздники, требующие платы за вход или специального разрешения полиции. Если устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего общества, то участие в благотворительных ритуалах являлось его нравственным долгом.
Публичные
балы с лотереями, базарами, аукционами
давались благотворительными обществами
и заведениями с разрешения правительства
и допускались в дни, согласованные
с Дирекцией Императорских
Список использованной литературы