Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:47, дипломная работа

Краткое описание

Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет:
- получения комиссионных, взимаемых с операций по картам;
- увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа;
- уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ………………………………...12 1.1 Сущность и классификация банковских пластиковых карт…………............12
1.2 Роль и место пластиковых карт в общей системе банковских продуктов...................................................................................................................22
1.3 Перспективы развития банковского обслуживания с использованием банковских пластиковых карт………………………………………………..........28
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В БУРЯТСКОМ ОСБ № 8601/0169 ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ……………………………………………………….…....37 2.1 Краткая организационно-правовая характеристика..…………………….......37 2.2 Анализ системы организации банковского обслуживания пластиковыми картами ……………………………………………………………………....……..42
2.3 Анализ доходности системы обслуживания пластиковыми картами…………………………………………………………………..……....….50
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ И УСЛУГАМИ НА ИХ ОСНОВЕ В БУРЯТСКОМ ОСБ № 8601/0169 ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ……………………………………………………………………….........57
3.1 Разработка предложений по совершенствованию организации обслуживания банковскими картами и услугами на их основе……………….............................57
3.2 Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами………………………………………………………….……………….….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….72

Файлы: 1 файл

диплом гот.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

При этом поступление денежных средств  по операциям с банковскими картами  осуществляется через:

- ГПЦ (главный процессинговый центр) – в течение 12 часов;

- ТПЦ (территориальный процессинговый  центр) – на следующий день  до обеда.

Обслуживание клиентов с использованием пластиковых карт по-прежнему остается одним из приоритетных направлений  развития розничного бизнеса в Бурятском ОСБ №8601/0169.

Но все-таки главной тенденцией в секторе платежей можно назвать  не только их полную автоматизацию, но и предельную мобильность. Все большую  популярность приобретают услуги дистанционного обслуживания клиентов посредством  самых разнообразных способов доступа: интернет, мобильный и стационарный телефоны.

Уже достаточно распространенным является управление счетом посредством специальной  операционной системы, установленной  на компьютере клиента. Для клиента  эти способы оплаты услуг гораздо более удобны, чем через банкомат, потому что нет необходимости куда-то специально идти. В Бурятском ОСБ№ 8601/0169  такие системы представлены «Мобильным банком» и «Сбербанком ОнЛ@йн».

Мобильный банк - это комплекс услуг, предоставляемых Сбербанком России посредством мобильной связи держателям банковских карт Сбербанка России, кроме карт Сберкарт и электронно-дебетовых карт  Сбербанка России, номера которых начинаются с цифр 676280541, 639002541, 676195, 639002551.

«Мобильный банк» позволяет  производить оплату услуг мобильной связи, оперативно блокировать карту с мобильного телефона.

Услуга «Мобильный банк» предоставляется  по международным банковским картам Сбербанка России: Visa Gold, Gold MasterCard, Visa Business, MasterCard Business, Visa Classic, MasterCard Standard, Сбербанк-Maestro, Сбербанк-Visa Electron, Сбербанк-Maestro «Социальная», Сбербанк-Maestro «Студенческая».

Тариф взимается со счета банковской карты, указываемого в Заявлении  на подключение к «Мобильному  банку» отключение от «Мобильного банка», ежемесячно. Стоимость SMS-сообщения, формируемого Держателем карты с целью получения указанных услуг, оплачивается им самостоятельно по тарифам операторов мобильной связи.

В настоящее время существуют полный и экономный пакеты услуги Мобильный банк. В случае выбора экономного пакета из Мобильного банка исключается услуга «уведомления об операциях по карте».  При подключении к полному пакету «Мобильного банка» взимается ежемесячная абонентская плата. При подключении к экономному пакету «Мобильного банка» ежемесячная абонентская плата не взимается. 

Условия предоставления услуг по банковским картам посредством мобильной связи («Мобильный банк») и тарифы на них представлены на сайте Сбербанка России.

Однако «Мобильный банк» в Бурятском ОСБ №8601/0169 рассматривают как перспективный и полноценный канал удаленного обслуживания клиентов. Опыт Сбербанка говорит о том, что услуги, предоставляемые на базе мобильной телефонии с помощью коротких сообщений (SMS-услуги) востребованы российским рынком как никогда ранее. Сегодня Сбербанк России предоставляет услуги «Мобильного банка» 6 млн. клиентов и продолжает наращивать темпы подключения новых пользователей.

Кроме того, с помощью «Мобильного  банка» держатели карт Сбербанка  могут приобретать товары и услуги через интернет.

Поэтому в планах Бурятского ОСБ  - предоставление комплексного обслуживания через этот канал.

Задача отделения - перевести на обслуживание через удаленные каналы большинство массовых операций. Это  освободит операционно-кассовых работников от выполнения рутинных операций и обеспечит повышение качества обслуживания клиентов.

Система «Сбербанк ОнЛ@йн» –  комплекс программно-аппаратных средств  Банка, предназначенный для предоставления Клиентам услуг «Сбербанк ОнЛ@йн»  через глобальную сеть Интернет.

Условия предоставления услуги «Сбербанк ОнЛ@йн» представлены на сайте Сбербанка России.

Услуга «Сбербанк ОнЛ@йн» очень  перспективное направление, так  как позволит  клиентам осуществлять значительное количество операций, как  по вкладам, так и по банковским картам.

Бурятское ОСБ стремится к предоставлению инновационных услуг. Но все-таки его первоочередной целью остается обеспечение сохранности средств клиентов, что и объясняет его стабильно высокий рейтинг доверия граждан.

2.3 Анализ  доходности  системы обслуживания пластиковыми картами

 

Система управления организацией банковского  обслуживания пластиковыми картами в Бурятского ОСБ №8601/0169, представленная на рисунке 2.3, что   позволяет проследить динамику развития системы обслуживания клиентов банка пластиковыми картами и с помощью мобильного банка в безналичных платежах.

По итогам дня в отдел банковских карт отправляются данные об операциях, совершаемых клиентами отделения с помощью банковских карт и мобильного банка, а также данные об остатках на счетах личных банковских карт, числящихся на балансе Бурятского ОСБ №8601/0169.

Данные показывают, что для обслуживания клиентов отделения кредитные банковские карты не используются.

Это связано с тем, что Сбербанк не выполнил план эмиссии кредиток, выпустив на 1 июля 2010 только 213,6 тысяч кредиток, они внедряются в Московском регионе.

Динамика выдачи пластиковых карт и подключения к услуге  «Мобильный банк» по Бурятскому ОСБ №8601/0169 характеризуется показателями, представленными в таблице 2.3 и на рисунке 2.6.

 

Таблица 2.3 - Динамика выдачи пластиковых карт по Бурятскому ОСБ №8601/0169  (2009- 2011 годы)

Наименование показателя

Данные на конец года

2009

2010

2011

Общее количество личных карт, шт.

119

242

518

Выпущенных через ГПЦ

18

29

62

- кредитных карт

-

-

-

- дебетовых карт

18

29

62

Выпущенных через ТПЦ

101

213

456

- кредитных карт

-

-

-

- дебетовых карт

237

311

456

Мобильный банк, подключенный на личные карты ТПЦ и ГПЦ

42

93

333


Рисунок 2.6 - Динамика обслуживания пластиковыми картами по Бурятскому ОСБ №8601/0169 в 2009-2011 годы

Данные  таблицы 2.3 и рисунка 2.6, показывают, что наибольший рост наблюдается у услуги «Мобильный банк». Если в 2010 году по сравнению с 2009 годом прирост составил 121,4% (93/42*100%), то в 2011 году по сравнению с 2010 годом – уже 258,1% (333/93*100%).

При этом динамика роста общего количества личных банковских карт составила:

- в 2010 году по сравнению с  2009 годом – 103,4% (242/119*100%);

- в 2011 году по сравнению с  2010 годом – 114,0% (518/242*100%).

Полученные данные сравним с  динамикой остатков на счетах личных МБК на балансе за период с 2009-2011гг по Бурятскому ОСБ№8601/0169 представлено в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Динамика остатков на счетах личных МБК на балансе по Бурятскому ОСБ №8601/0169  (2009- 2011 годы)

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Остатки на счетах личных МБК на балансе, тыс. руб.

348

707

1622

Темпы прироста, %

-

+103,2

+115,3

Общее количество личных карт, шт.

119

242

518

Остатки на 1 личную карту, руб./шт.

2924

2921

3131

Темпы прироста, %

 

- 0,10

+7,19


  

    Таким образом, за два анализируемых года наблюдается рост остатков на счетах личных МБК в среднем на 7,0%, что ниже запланированных банком на 3,0% (7,0 - 10,0). 

В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло снижение остатков на 1 личную карту, но такая тенденция наблюдалась по всему банковскому сектору, где снижение произошло в среднем на 15,0%.

Для более точного выявления  тенденций по развитию обслуживания пластиковыми картами рассмотрим динамику выдачи банковских карт по Бурятскому ОСБ №8601/0169  в 2011 году и выявим зависимость остатков  на счетах личных МБК на балансе от числа выданных банковских карт и подключения к услуге «Мобильный банк».

Динамика выдачи  пластиковых  карт по Бурятскому ОСБ № 8601/0169 в 2011 году представлена на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 - Динамика выдачи  пластиковых карт и подключения к услуге «Мобильный банк» по Бурятскому ОСБ №8601/0169 в 2011 году.

Данные рисунка 2.7 показывают, что более высокие темпы роста наблюдаются у услуги «Мобильный банк».  За 2011 год на эту услугу подключились 240 (333-93) клиентов допофиса, при этом темпы прироста составили: + 258,1% (240/93*100).

Общее количество выданных личных карт в 2011 году составило 276 шт. (518-242),  при этом темпы прироста выдачи личных карт на конец 2011 года,  по сравнению с началом составило +114,0% (276/242*100). Динамика остатков на счетах личных МБК на балансе по Бурятскому ОСБ (по данным 2011 года) представлена в таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.5 - Динамика остатков на счетах личных МБК на балансе по Бурятскому ОСБ 8601/0169 (по данным 2011 года)

Наименование показателя

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Остатки на счетах личных МБК на балансе, тыс. руб.

844

868

1174

1622

- темпы прироста, %

-

+2,8

+35,3

+38,2

- темпы прироста, %

-

+30,1

+20,9

+21,0

Остатки на 1 личную карту, руб./шт.

3013

2452

2743

3131

- темпы прироста, %

-

-18,6

+11,9

+14,1


Анализ данных таблицы 2.5 позволяет сделать выводы, несмотря на снижение темпов прироста во втором квартале 2011 года, в целом наблюдается ярко выраженная тенденция роста остатков на счетах личных МБК, в том числе и на 1 личную карту.

Для определения фактора, который  больше влияет на  остатки на счетах личных МБК на балансе допофиса, проведем регрессионный анализ, представленный в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Регрессионный анализ влияния факторов на остатки на счетах личных МБК

Остатки на счетах личных МБК на балансе у, тыс. руб.

Общее количество личных карт х, шт.

Мобильный банк, подключенный на личные карты z, шт.

у*х

у2

х2

ух

у*z

z2

уz

844

272

94

229568

712336

73984

731,6

79336

8836

747,2

868

354

161

307272

753424

125316

999,6

139748

25921

976,8

1174

428

231

502472

1378276

183184

1241,3

271194

53361

1217,1

1622

518

333

840196

2630884

268324

1535,4

540126

110889

1566,8

4508

1572

819

1879508

5474920

650808

4508

1030404

199007

4508


Система нормальных уравнений:

na + b∑x  = ∑y


a∑x + b∑x2 = ∑yx

Для ух:


4а +1572b = 4508

1572 а + 650808b = 1879508

b = 3,2674; а = - 157,1

Уравнение регрессии: ух = -157,1 + 3,2674 х

a < 0, следовательно, изменение  остатков на счетах личных  МБК идет быстрее, чем изменение  количества личных карт, при этом  с увеличением объема продаж  на 1 банковскую карточку остатки  на счетах личных МБК на  балансе в Бурятском УДО увеличиваются  на  3,2674 тыс. руб.

Для уz:


4а +819b = 4508

819 а + 199007b = 1030404

b = 3,429; а = 424,8

Уравнение регрессии: уz = 424,8  + 3,429 z

Так как, а > 0, то относительное изменение  остатков на счетах личных МБК идет медленнее, чем изменение числа  услуги «Мобильный банк», при этом подключение одной услуги дает увеличение остатков на счетах личных МБК на балансе в Бурятского ОСБ № 8601/0169 на  3,429 тыс. руб.

Таким образом, подключение услуги «Мобильный банк» более доходная для Бурятского ОСБ №8601/0169 операция.

Итак, в последнее время возрастающая необходимость в ускорении и  совершенствовании безналичных  расчетов потребовала от Бурятского ОСБ №8601/0169  к внедрению в организацию обслуживания новых «пластиковых» инструментов.

Исследование организации внедрения банковских карт и системы их обслуживания в  Бурятском ОСБ №8601/0169  показал, что Сбербанком практически упущен значительный сегмент банковского рынка – кредитные карты. Очень медленно внедряется система интернет-банкинга «Сбербанк ОнЛ@йн», а ведь развитие современных технологий это верный путь к увеличению интереса к банку со стороны клиентов.

Система «Сбербанк ОнЛ@йн» очень привлекательна:

- во-первых, реализованные в большинстве интернет-систем функциональные возможности позволяют банку предоставлять клиентам целый ряд дополнительных сервисов;

- во-вторых, у банка появилась  реальная возможность частным  клиентам предложить услугу по  удаленному управлению счетом  через Интернет.

Подключение к услуге «Мобильный банк», дает возможность оперативного доступа к информации по банковским картам при помощи мобильного телефона.

Предлагаемые банком мероприятия  позволяют повысить заинтересованность клиентов банка в использовании  системы безналичных расчетов, тем  самым, увеличивая остатки на карт-счетах банка и расширяя его кредитный потенциал.

Анализ доходности от внедрения  системы обслуживания пластиковыми картами и подключения услуги «Мобильный банк», позволяет сделать  выводы, что услуга «Мобильный банк»  более доходная для  Бурятского ОСБ №8601/0169 операция.

Регрессионный анализ позволил вывести зависимости по которым:

- в результате подключения одной услуги  «Мобильный банк» происходит увеличение остатков на счетах личных МБК на балансе в Бурятском ОСБ №8601/0169 на  3,429 тыс. руб;

Информация о работе Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке