Перспективные направления политики занятости в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является раскрыть сущность занятости, а также изучить политику занятости в рыночной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
определить сущность понятия занятости;
рассмотреть важнейшие показатели занятости;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;
исследовать роль государства на рынке труда;
проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2011 гг.;
рассмотреть перспективные направлений государственной политики в области занятости населения.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 76.05 Кб (Скачать)

     Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому  населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых  и т.п. [6, c. 130].

     В заключении хотелось бы отметить, что  занятость и безработица – взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. Необходимо учитывать, что и занятость и безработица возникают по инициативе, как работодателей – субъектов спроса, так и по инициативе работников – субъектов предложения.

 

    1. Показатели занятости
 

     Выделяют  различные показатели занятости, которые  характеризуют состояние трудовых ресурсов в стране и с помощью  которых анализируется и прогнозируется занятость. К таким показателям  можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активное население, занятое население, численность принятых на работу, численность  уволенных, безработные.

     В общей численности населения  можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные  работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы.

     В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи  с особыми условиями труда  и на льготных основаниях), а также  работающие лица старше и младше трудоспособного  возраста.

     Экономически  активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей  силы для производства товаров. К  экономически активному населению  относятся занятое население  и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости  и социальной защите.

     К населению, занятому в экономике, относятся  лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в  личном подсобном хозяйстве.

     В РБ в 2009 г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной [4, с 104].

     Данные  о численности трудовых ресурсов, экономически активного населения  и численности населения, занятого в экономике, формируются один раз  в год при расчёте баланса  трудовых ресурсов и приводятся в  среднегодовом исчислении.

     В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде  в организацию приказом нанимателя о приеме на работу.

     В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу в  организации независимо от оснований  прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом.

     К безработным, зарегистрированным в  органах по труду, занятости и  социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органу по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [12, с 76].

     Таким образом, занятость представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности  и выявления основных тенденций  функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны. 
 

 

  1. Политика  занятости в Республике Беларусь
 
    1. Правовое  регулирование и  направления политики занятости в Республике Беларусь
 

     Взаимоотношения государства и граждан в сфере  трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам  Республики Беларусь гарантируется  право на труд, то есть право на выбор  профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой  и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом.

     Согласно  ст. 1 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую  законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

     Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует  занятость путём создания дополнительных рабочих мест.

     В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  для реализации политики занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная  служба занятости .

     В состав государственной службы занятости  входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости  населения при Министерстве труда  Республики Беларусь, 6 управлений областных  служб, Минский городской центр  занятости населения с 9 районными  отделениями, 25 региональных, 13 городских  и 93 районных центра занятости.

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости  создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций  независимо от форм собственности (включая и организации с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

     Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

  1. предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
  2. выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
  3. выплату в установленном порядке пособия по безработице;
  4. оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
  5. возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

     В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

     Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  • развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  • обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  • повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

     Решение стоящих перед государством задач  в области занятости населения  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости выступает  в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние  занятости, которое предусматривается  достичь, решая проблемы конкретного  периода времени.

     В заключении хотелось бы отметить, что  стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

  • на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  • после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [8, c. 39].
 

2.2. Структура занятости населения и динамика важнейших показателей занятости 

     Анализируя  структуру занятости и динамику важнейших показателей в Республике Беларусь, следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно.

Информация о работе Перспективные направления политики занятости в Республики Беларусь