Перспективные направления политики занятости в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является раскрыть сущность занятости, а также изучить политику занятости в рыночной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
определить сущность понятия занятости;
рассмотреть важнейшие показатели занятости;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;
исследовать роль государства на рынке труда;
проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2011 гг.;
рассмотреть перспективные направлений государственной политики в области занятости населения.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 76.05 Кб (Скачать)

     Анализ  состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным по состоянию на 1 июля 2010г. и приведен в Приложении 1[15].

     Сегодня многие организации работают в неполную рабочую неделю. Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятость на производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики. Проанализировав Приложение 1 можно сказать, что основная часть трудовых ресурсов(70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один из показателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7, в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция роста численности работающих в экономике, которая в 2008 г. составила 4502,3 тыс. чел. (при прогнозе на 2008 г. 4490 тыс. чел.) В последние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, даже произошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысил их увольнение [10, с 54].

     Следует отметить, что динамика занятости  имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденция  роста городской занятости при  снижении численности сельских работников. Уровень городской занятости  в 2008 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то время как сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе. Отчасти это связано  с реформированием аграрного  сектора экономики, сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского  хозяйства. При этом недостаточные  темпы развития малых форм хозяйствования и социальной инфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.

     Политика  по сохранению кадрового персонала  и недопущению массовых увольнений сопровождается консервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочей силы. На ряде предприятий численность персонала  превышает экономически целесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики является промышленность, где сосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производства продукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращения незадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс создания новых рабочих мест.

     Наиболее  острой остаётся проблема сокращения численности занятых в сельском хозяйстве, которая за 2000–2008 гг. уменьшилась на треть – с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс. чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численности работающих в экономике. Следует отметить, что государство принимает кардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельского хозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана и реализуется Программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, в рамках которой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста его эффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы; кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансирование развития АПК [3, с 74–79]. Распределение рабочей силы по отраслям сферы услуг существенно отличается от аналогичного процесса в производственной сфере экономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятости в сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетие увеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятых здесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%. Устойчивая тенденция спроса на рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговле и общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании. Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численности работников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимой реструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее время в этой отрасли занято около 7,5% работающих в экономике [11, с 17].

     Одной из динамично развивающихся отраслей в последние годы является строительство. В 2000–2008 г. в отрасли наблюдается устойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращивания объемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояния строительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с 312,3 тыс. до 368,8 тыс. чел., а их доля – соответственно с 7 до 8,7%.

     Устойчиво сокращается также численность  работников в искусстве. Среди отраслей сферы услуг наиболее сложная  ситуация остается в науке и научном  обслуживании, где численность занятых  сократилась в 2,8 раза и составила  в 2008 году 37,3 тыс. чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.).

     В качественном аспекте структура  занятости характеризуется распределением численности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку.

     В Беларуси сохраняется достаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, что в какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению с мужчинами. Так, в 2008 г. на

1 000 мужчин  приходилось 1 130 женщин, причем такая  ситуация характерна для населения  в трудоспособном возрасте, начиная  с 25 лет. Данный демографический  фактор определил более высокую  долю женщин по сравнению с  численностью занятых в экономике  – 52,2%. [19]

     Женская занятость в стране характеризуется  относительно высокой долей работающих женщин в сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности – 73,7, торговле и общественном питании  – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в  производственных отраслях: сельском хозяйстве – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5; на транспорте – 28,9% [11, с 56]

     Анализ  образовательного уровня показывает, что постоянно увеличивается  численность женщин с высшим и  средним специальным образованием. Так, доля женщин с высшим образованием возросла с 20,8 в 2000 г. до 25,3% в 2005 г., со средним специальным – с 27,9 в 2000 г. до – 28,2% в 2005 г.

     В возрастной структуре занятого населения  наметился рост доли молодых работников (23,5% в 2005 г.) при сокращении работников наиболее активного трудоспособного возраста (30 – 39 лет) и повышении доли работающих лиц более старших возрастов. По сравнению с 2000 г. доля работающих лиц в возрасте 30 – 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лиц предпенсионного возраста (50–54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше – с 9,4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников в возрасте 40 – 49 лет (28,8%). [19]

     Численность занятой в экономике молодежи в возрасте 16 – 29 лет, начиная с 2000 г., ежегодно увеличивается в среднем на 0,2 – 0,3%.

     Динамика  молодежной занятости в отраслевом разрезе носит неоднозначный  характер. Среди работающей молодежи большую долю составляют занятые  отраслях социальной сферы, таких как  бытовое обслуживание (33,2), общая  коммерческая деятельность по обслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4), информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и  страхование (27,9%). Это обусловлено  прежде всего тем, что в данных отраслях происходит не столько смена  поколений в рамках стабильной численности, сколько расширение данных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент из чиста молодежи. На протяжении последних лет наблюдалось устойчивое сокращение доли молодых работников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановить данную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости в этой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отрасли по-прежнему остается одним из самых низких – 18,1%. Снижение занятости молодежи в этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельского населения, но и неудовлетворенностью молодых людей характером сельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельской местности, стимулирующими отток молодежи в города [3, с 80–83].

     Позитивная  динамика занятости наблюдается  в науке и научном обслуживании, где доля молодых работников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2005 г. Это свидетельствует о росте престижности научной работы, что привело к увеличению притока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодых специалистов в сферу научной деятельности.

     Что касается работников старших возрастных групп, то здесь четко прослеживается тенденция повышения их доли в  общей численности занятых в  экономике. Это обусловлено не только процессами старения населения, но и  спецификой формирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей, требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы.

     В целом по экономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей  численности занятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. он был 1,1%.

     Уровень регистрируемой безработицы с 1995–2008 г. экономически активного населения снизился на 2,1%. Сложившийся рынок труда имеет следующие особенности:

  • число заявленных организациями свободных рабочих мест начиная с июня 2007 г. превышает численность регистрируемых безработных;
  • сохраняется территориальная дифференциация уровня безработицы – от 0,3% в Минске до 1,2% в Брестской и Витебской областях;
  • увеличивается число граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощи органов службы занятости;
  • продолжается снижаться напряженность на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10 свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичном периоде 2007 г. – 8);
  • по-прежнему сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен перепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием [10, с 55–56].

     На  белорусском рынке труда сложилась  такая ситуация, при которой официальная  безработица включает преимущественно  представителей вторичного рынка труда, в то время как основные потоки найма и увольнений идут на неофициальной  его части. Причины такого явления  кроются в самой практике регулирования  занятости в Беларуси.

     Представителям  вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как:

     1) это легализация их бездеятельности; 

     2) статус безработного обеспечивает  ряд социальных льгот. 

     Представителям  же первичного рынка нет стимула  регистрироваться в службе занятости, поскольку:

  1. невысокий размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается;
  2. организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;
  3. службы занятости располагают сведениями о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам;
  4. в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это объясняет снижение в структуре безработных удельного веса квалифицированных специалистов [10, c. 87].

     Исследуя  динамику безработицы можно сделать  вывод, что политика занятости в  Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта экономических  отношений занятости), регионального  и микроуровней в вопросах регулирования  занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).

     Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту  ее теневых видов, размеры которых  невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).

     Методологическая  непроработанность вопроса о  сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных  служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих  мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности  занятости.

     Административный  запрет на массовые высвобождения обусловил  снижение доли безработных по причине  высвобождения, ликвидации организаций и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости [8, c. 40].

     Таким образом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в  Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь  изменения структуры и повышения  качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными  потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение  наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения  рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.

3. Перспективные направления  политики занятости  в Республики Беларусь 

3.1. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь 

     Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в  ближайшее время организовать выявление  и учет выпускников школ, не поступивших  в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания  школы. Это позволит направлять такую  молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести  рабочее место.

Информация о работе Перспективные направления политики занятости в Республики Беларусь