Перспективные направления политики занятости в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является раскрыть сущность занятости, а также изучить политику занятости в рыночной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
определить сущность понятия занятости;
рассмотреть важнейшие показатели занятости;
выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;
исследовать роль государства на рынке труда;
проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2011 гг.;
рассмотреть перспективные направлений государственной политики в области занятости населения.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 76.05 Кб (Скачать)

     Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему  стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит  рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной  занятости, при организации которых  безработным может быть оказана  финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

     Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости  населения республиканским органам  госуправления и иным государственным  организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому  будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и  размещению новых организаций, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.

     В июне 2007 года был создан общереспубликанский банк данных о наличии свободных вакансий, в том числе для временного трудоустройства граждан. Доступ к этой электронной базе данных обеспечен всем желающим трудоустроиться.

     Следует отметить, что люди, работающие без  оформления трудовых отношений, занятые  нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета  страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер  в отношении нанимателей, принимающих  граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут  проводиться соответствующие целевые  проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана  – и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.

     Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

     Что касается тех, кто длительное время  уклоняется от общественно полезного  труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях  оказания им содействия в трудоустройстве.

     Довольно  острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

     Важной  задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и  повышение их качества. В этих целях  необходимо оптимизировать объемы и  структуру подготовки кадров для  отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные  выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации  школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет  усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы  молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

     Предусмотрена подготовка нормативного правового  акта, регламентирующего вопросы  организации непрерывного профессионального  обучения по профессиям рабочих в  учреждениях образования и в  организациях. За ПТУ планируется  закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению  в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.

     Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка  организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право  самостоятельно утверждать перечень таких  работ, определять продолжительность  участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным  исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг  населению малых городов и сельской местности.

     Наиболее  актуальными для Республики Беларусь представляются следующие направления:

  • разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных организаций;
  • разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);
  • разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации организаций города;
  • разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;
  • разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона [8, c. 41].

     Комитету  по занятости населения Республики Беларусь можно предложить следующие  меры для регулирования эффективной  занятости:

  • повысить размер пособия по безработице;
  • ввести систему страхования риска безработицы;
  • ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев.

     Для реализации указанных мероприятий  недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:

  • на макроуровне – внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений;
  • на региональном уровне – разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников;
  • на уровне организаций – изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных организаций такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления организацией и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.

     Реализация  указанных мероприятий имеет  смысл только при соответствующей  макроэкономической среде, ориентированный  на реальные рыночные преобразования в экономике и состоящей в  поддержании факторов, способствующих эффективной занятости.

     К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:

  • трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса;
  • равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования;
  • облегчение правил и процедуры регистрации субъектов хозяйствования;
  • образование и обучение;
  • участие в международном разделении и кооперации труда;
  • инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.

     Совокупность  указанных факторов будет способствовать формированию рациональной структуры  размещения и использования человеческого  капитала страны благодаря активизации  важнейшего рыночного механизма  межотраслевого, внутриотраслевого  и территориального перераспределения  занятости по критерию экономической  эффективности – механизма конкуренции  и банкротства предприятий, при  котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной  продукции (услуг) и высокую доходность труда [10, c. 88].

     При разработке госпрограммы занятости  населения и соответствующих  программ на 2011 год и последующие годы предлагается внести изменения в законодательство, которые позволят стимулировать безработных, проживающих в регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, к предпринимательской деятельности. 

     3.2. Государственная  программа занятости  в Республике Беларусь  на 2010-2011 гг.: проблемы и пути их решения 

     Для достижения эффективной занятости  в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств  недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение  пути и способы стимулирования занятости  в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности  рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных  на рынке труда.

     В Республике Беларусь с целью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываются государственные программы занятости. Особый интерес представляет Государственная программа занятости населения на 2010–2011 годы, поскольку в отличие от предыдущих эта программа разработана на два года. Основные приоритеты программы – это вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблем занятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сфере занятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.

     Реализация  заложенных в программе мер позволяет  обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2011 года – 1–1,1%. А численность занятых в экономике возрастет к концу 2011-го – до 4775 тыс.

     Структура спроса на рабочую силу кардинально  не меняется. Рынок труда, как и  раньше, ориентирован на рабочие профессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей (каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др.). Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные – врачи, инженеры различных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов, трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников. При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос) остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи, закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцы непродовольственных товаров, парикмахеры и т.д.

     На  рынке труда регионов, малых и  средних городских поселений  также снижается напряженность. Реально сокращается безработица  на селе – количество сельских безработных практически сравнялось с числом имеющихся в сельской местности вакансий.

     Вместе  с тем на рынке труда республики по-прежнему сохраняется структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы. Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежной безработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства  инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также людей, имеющих длительный перерыв в работе.

     Постановлением  правительства №1640 от 30 октября 2008 г. был утвержден план мероприятий, который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности; обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.

     В 2011 году в Беларуси планируется создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из них будут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд.

     Для организации предпринимательской  деятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будет оказана финансовая поддержка  в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс. безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств, консультирования и обучения.

     В целях снижения дисбаланса между  спросом и предложением рабочей  силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделяется  организации профподготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям.

Информация о работе Перспективные направления политики занятости в Республики Беларусь