Перспективные информационные технологии в АСУЖТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 13:05, реферат

Краткое описание

Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место среди других видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров: объем перевозок составляет 75 % от всего грузооборота страны и 40 % - от пассажирооборота.
В современных условиях на железных дорогах сети широко применяются новые информационные технологии и осуществляются реструктуризация – с целью уменьшения затрат на управление перевозочным процессом.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 263.28 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)


Институт экономики и финансов

Кафедра «Экономика и управление (на ж.д. транспорте)»

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине «Автоматические системы управления на железнодорожном транспорте»

на тему «Перспективные информационные технологии в АСУЖТ»

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 Выполнила:  студентка гр. ЭЭТ- 514

                                               Лаптева К. Н.

                                 Проверила преподаватель:

Ханин В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2014

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место среди других видов транспорта в перевозке грузов и пассажиров: объем перевозок составляет 75 % от всего грузооборота страны и 40 % - от пассажирооборота.

В современных условиях на железных дорогах сети широко применяются новые информационные технологии и осуществляются реструктуризация – с целью уменьшения затрат на управление перевозочным процессом. Информационные технологии сегодня – это не просто средства поддержки управления, а основной элемент инфраструктуры железнодорожного транспорта. Из раздела вспомогательных средств они переместились в область основных и превратились в один из главных механизмов совершенствования управления перевозками. Сегодня можно сказать, что информационные технологии стали бизнес-образующим фактором для железнодорожного транспорта и во многом определяют насколько эффективно он может работать на рынке перевозок.

В программе информатизации железнодорожной отрасли определены глобальные цели и первоочередные задачи. Для успешного решения задач по информатизации следует усилить подготовку специалистов, занимающихся как разработкой систем, так и их использованием.

Автоматизированные системы являются основой применения информационных технологий в перевозочном процессе, заменяя традиционные, основанные на ручной обработке документов и передаче информации по телефону. Они позволяют автоматизировать управление перевозками (с учетом принадлежности вагонов странам и предприятиям, арендованных и др.) на всех уровнях с выбором оптимального варианта организации перевозок.

Целью моей работы является выявление перспектив информационных технологий автоматизированной системы управления на железнодорожном транспорте.

 

 

 

 

  1. Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ)

1.1.Основные понятия автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ)

Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) – человеко-машинная система, обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники. АСУЖТ, как всякая другая АСУ, состоит из двух частей функциональной и обеспечивающей.

Функциональный состав АСУЖТ ориентирован на совершенствование управления объектами железнодорожного транспорта.

Обеспечивающая часть АСУЖТ включает техническое, программное, математическое, информационное и другие виды обеспечений.

АСУЖТ функционирует в трех уровнях управления. На первом (нижнем) уровне функционируют АСУ грузовых и сортировочных станций, депо, заводов и других линейных предприятий. Именно здесь зарождается основная первичная информация. Эта информация вводится в вычислительную сеть либо регистрируется в автоматическом режиме устройствами автоматики, телемеханики и связи.

На втором уровне функционируют АСУ железных дорог. Вычислительная сеть железной дороги, включая информационно-вычислительный центр, обеспечивает решение задач всех функциональных систем АСУЖТ в масштабе дороги. Вычислительные сети железных дорог дополняются автоматизированными диспетчерскими центрами управления (АДЦУ), создаются центры управления перевозками (ЦУП). Однако более перспективным и рациональным решением является создание сети дорожных центров автоматизированного управления (ДЦАУ), в которых должны быть реализованы функции современного автоматизированного управления всеми отраслями железнодорожного хозяйства.

На третьем уровне АСУЖТ автоматизируются функции департаментов МПС. В Главном вычислительном центре МПС решаются основные задачи всех функциональных систем АСУЖТ для верхнего уровня. Задачи оперативного управления перевозками решаются АДЦУ МПС.

Главные цели АСУЖТ: совершенствование качества управления работой отрасли и, прежде всего, ее эксплуатационной деятельностью; оптимизация всех видов планирования и оперативного руководства работой производственных звеньев; наилучшее использование основных фондов, материальных и трудовых ресурсов; освоение возрастающего объема перевозок; улучшение технико-экономических показателей работы отрасли.

Поэтапно развиваемая АСУЖТ способствует выполнению важнейшей социально-экономической задачи по повышению производительности труда и качества перевозочного процесса, исключению потерь времени, трудовых и материальных ресурсов, в частности простоев поездов, вагонов и локомотивов.

Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) обеспечивает сбор и обработку необходимой информации. Работы по созданию комплекса АСУЖТ и других АСУ были развернуты в 1960-х гг. В 1970-х гг. при развитии АСУЖТ основное внимание уделялось разработке систем оперативного управления перевозками (АСОУП), а по пассажирским перевозкам — системы резервирования продажи билетов «Экспресс». С 1980-х гг. для совершенствования системы оперативного управления перевозками предусматривалось создание автоматизированных центров управления. В 1985 г. построены здания Главного вычислительного центра МПС (ГВЦ), дорожных вычислительных центров (ДВЦ).

В состав АСУЖТ входят функциональные подсистемы, реализующие задачи управления: перевозочным процессом; грузовой и коммерческой работой; пассажирскими перевозками; локомотивным и вагонным хозяйствами; эксплуатацией и ремонтом пути, сооружений и устройств; системами и средствами СЦБ; устройствами электроснабжения и энергетики, бухгалтерского учета и отчетности и т.д.

Особое место среди подсистем АСУЖТ занимают такие, как автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), система резервирования и продажи билетов «Экспресс-3». Одной из важнейших функциональных подсистем АСУЖТ является автоматизированная система управления локомотивным хозяйством (АСУТ). Она анализирует эксплуатационную работу этого хозяйства, обеспечивает централизованный учет локомотивов, планирует работу локомотивов и локомотивных бригад. Ведется работа по внедрению автоведения поезда.

В состав АСУЖТ входит также подсистема «АСУ-контейнер», обеспечивающая контроль за использованием контейнерного парка. После прибытия контейнера на станцию информация о нем, грузе, операциях и времени их выполнения вводится в компьютер. Машина выдает вагонные листы, наряды на вывоз и ввоз контейнеров, ведет учет и отчетность.

В целях улучшения руководства эксплуатационной деятельностью железных дорог, совершенствования оперативного управления перевозочным процессом функционирует автоматизированный диспетчерский центр управления перевозками (АДЦУ).

Сбор и обработка первичной информации производятся в технологических центрах по обработке первичных перевозочных документов — ТехПД, имеющих прямую связь с ГВЦ и АДЦУ. Диспетчерский центр оснащен средствами отображения текущего состояния перевозочного процесса. Имеется электронное табло со схемой путевого развития стыковых станций. У табло находятся АРМы главных диспетчеров управления перевозками, локомотивного хозяйства, дежурных оперативных департаментов. Перед каждым диспетчером — дисплей. Собранные сведения поступают автоматически через ЭВМ в дорожные вычислительные центры и закладываются в банки данных, откуда они мгновенно поступают в ГВЦ на табло АДЦУ.

Внедрение АСУЖТ позволяет повышать качество и эффективность работы железных дорог за счет оптимизации процессов, своевременной высококачественной разработки и реализации оперативных планов. При этом улучшаются использование технических средств и пропускная способность железных дорог, ускоряются оборот подвижного состава и доставка грузов, уменьшаются расходы на перевозку.

Но действующие АСУ не привели еще к снижению информационной загрузки оперативных работников на станциях и участках. Узким местом остается недостаточная пропускная способность каналов связи, вследствие чего затруднены сбор и переработка информации. Здесь не обойтись без современных средств связи (оптико-волоконной, спутниковой). Возникла необходимость в коренном улучшении системы информатизации. В этих целях были разработаны концепция и программа информатизации железнодорожного транспорта России до 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие АСУЖТ в соответствии с Концепцией информатизации железнодорожного транспорта России

Концепция информатизации железнодорожного транспорта — это система целей, задач и основных направлений информатизации железных дорог на заданный период, определение приоритетов, средств и путей достижения целей информатизации.

Информатизация железнодорожного транспорта — это процесс производства, распространения и повсеместного использования информации и информационных услуг на железнодорожном транспорте, базирующийся на массовом внедрении методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Главная цель информатизации состоит в повсеместном обеспечении информацией всех технологических процессов и сфер деятельности железнодорожного транспорта, в создании информационной основы для достижения максимальной эффективности работы отрасли в условиях рыночной экономики.

Современный подход к информатизации железнодорожного транспорта представлен на рис. 1.1 в виде укрупненной двухуровневой структуры, отражающей основные функции информатизации. Рассмотрим два уровня информатизации: обеспечивающий и прикладной.

Обеспечивающий уровень связан с формированием информационной среды и созданием развитой инфраструктуры информатизации. Информационная среда — это, прежде всего, информация, реализованная в системе баз данных и знаний, которая обеспечивает функционирование объектов, органов управления и отдельных пользователей, связанных с железнодорожным транспортом.

 

Информационная среда включает в свой состав также структуры данных и знаний, представленных в соответствующих базах.

Конечной целью проектирования информационной среды является создание единого прозрачного информационного пространства, в котором все заинтересованные пользователи могут быть повсеместно обеспечены необходимой им достоверной информацией в нужное время и в удобной форме.

Инфраструктура информации включает в себя:

  • главный вычислительный центр (ГВЦ), обеспечивающий и поддерживающий базы данных для проведения общесетевой маркетинговой и экономической деятельности управления перевозочным процессом;
  • информационно-вычислительные центры на дорогах (ИВЦ), реализующие комплексы информационных услуг;
  • вычислительное, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее выполнение операций с информацией;
  • системы передачи данных (СПД);
  • инструментальные программные средства, предназначенные для использования в информационной среде.

Инфраструктура информатизации призвана обеспечить условия жизнедеятельности информационной среды.

Прикладной уровень информатизации определяется ее пользовательской ролью, достигаемой путем формирования новых информационных технологий. Новые информационные технологии — понятие системы, объединяющей в единое целое новые высокотехнологичные и наукоемкие методы управления железнодорожным транспортом и обеспечивающей уровень информатизации, представленный информационной средой и инфраструктурой. В соответствии со структурой информатизации железнодорожного транспорта должна быть реализована схема взаимодействия всех подразделений железнодорожного транспорта разных уровней по эксплуатации информационно-вычислительных систем (рис. 1.2).

В соответствии с этой схемой ГВЦ и ОАО «РЖД» должны осуществлять постоянное информационное взаимодействие на уровне сменного помощника начальника ГВЦ и главного диспетчера по всем вопросам организации перевозочного процесса на сети дорог. Диспетчер по оперативной отчетности (ДИСКОР) должен предоставлять оперативную информацию оперативному персоналу ЦЧУ. Диспетчер ДИСПАРК напрямую информирует о поездной, вагонной и контейнерной моделях на сети дорог оперативную группу ДИСПАРК при ЦД. Диспетчер по управлению качеством с учетом результатов интегрированной обработки дорожных ведомостей (ЕК ИОДВ) по прямому каналу связи снабжает необходимой информацией оперативный персонал центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦМ. Составлением оперативной отчетности занимаются диспетчер ГВЦ и оперативные дежурные при департаментах.

На уровне дорожного вычислительного центра соответствующие информационные подразделения напрямую обмениваются информацией не только с подразделениями дороги, но и с информационными пунктами НОД и опорных предприятий, межгосударственных и междорожных стыков, автоматизированных рабочих мест товарных кассиров (АРМ ТВК), отделами по обработке поездной документации (ТехПД).

Информация о работе Перспективные информационные технологии в АСУЖТ