Перспектива развития предприятия при использовании инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Без достаточной финансовой поддержки инновационной деятельности в условиях обостренной международной конкуренции можно потерять научно-техническую, технологическую, экономическую и политическую составляющую общей национальной безопасности и независимости нашей страны. Поэтому в этих условиях, когда рынок и накопление частного капитала являются слаборазвитыми, финансовая поддержка инновационной деятельности и, прежде всего, государственная выдвигается на первый план.[1]
Все вышеуказанные обстоятельства обусловили возрастание актуальности исследования процесса введения инноваций на предприятиях машиностроения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ИННОВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ...4
2. ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
2.1 Особенности развития предприятий машиностроения……………..11
2.2 Анализ инновационных процессов на предприятии
«Донпроссмаш»……………………………………………………………17
3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИЙ………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Файлы: 1 файл

инновац в машиностроении.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Из-за дефицита собственных средств, которые являются основным источником финансирования инноваций, инновационная политика предприятия будет носить краткосрочный характер и представлять собой скорее «латание дыр», нежели развитие производственно-технологической базы. Индикаторами этого служат низкие и постоянно снижающиеся затраты на исследования и разработки, практическое отсутствие расходов на маркетинг и подготовку персонала, ориентация на покупку бывшего в употреблении и поэтому недорогого оборудования (так называемого second-hand).

В качестве мер инновационного развития «Донпрессмаш» следует предпринять следующее:

- обеспечить реализацию мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности предприятия;

- обеспечить привлечение долгосрочных инвестиций с использованием системы государственных гарантий, целенаправленного регулирования денежного обращения и т.д.;

- обеспечить привлечение государственных и частных инвестиций на паритетных началах в рамках целевых программ поддержки  предприятия;

- обеспечить доступ для предприятий реального сектора экономики к дешевым кредитным ресурсам;

- развить систему поставки оборудования на условиях лизинга;

- активизировать инвестиционную деятельность;

- стимулировать вложение собственных инвестиций предприятии в основные фонды путем совершенствования амортизационной политики, налоговых льгот и корректировки соответствующих нормативных актов;

- стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль путем совершенствования нормативно-правовой базы привлечения инвестиций, формирования единых статистических баз данных для потенциальных инвесторов, развития инфраструктуры отрасли, разработки лизинговых схем приобретения оборудования и сбыта продукции, совершенствования вертикальных и горизонтальных интеграционных связей. 

Сложность развития машиностроения России в целом состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество в ближайшей перспективе необходимо решать одновременно три основные задачи:[20]

- интенсивную модернизацию машиностроения и его технического перевооружения и, в первую очередь, приоритетных  подотрослей. При этом важно в перспективе уйти от технологической зависимости российского машиностроения (в первую очередь,  оборонно–промышленного комплекса) от зарубежных поставщиков технологий и оборудования; 

- подготовку и переподготовку кадрового потенциала с формированием нового инженерно -  технического и управленческого поколения, способного обеспечить инновационное развитие машиностроения;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.

Исходные позиции нельзя признать выгодными. Следует учитывать, что в развитых зарубежных странах в настоящее время используются технологии, которые относятся к четвертому и пятому технологическим укладам, но четвертый уже идет на спад, а пятый находится на пике подъема,  есть примеры появления и технологий шестого уклада.

В России доминирует четвертый технологический уклад, который, по оценкам специалистов, достигнет высшей точки подъема только к 2015 году. Применительно к российскому машиностроению это означает, что необходимо преодолевать отставание от мирового уровня в полтора-два технологических поколения (одно поколение 10-15 лет), с одновременным формированием и распространением в перспективе  наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.

Предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический и интеллектуальный маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран  приблизительно на 30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания конкурентоспособности предприятий.

Факторами, ограничивающими рост производства предприятий машиностроения, были отсутствие и изношенность имеющегося оборудования; недостаточный спрос на внутреннем и внешнем рынке на продукцию и услуги, общая экономическая и политическая нестабильность, высокая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных предприятий.

Сектор машиностроения является  в настоящее время одним из ведущих комплексов промышленности России, занимая не последнее место по доле валовой продукции, производственных фондов, экспорту и занятости населения. Однако, несмотря на высокие темпы экономического роста, в данном секторе имеется ряд проблем, которые требуют своевременного решения.

Изучение инвестиционных процессов, происходящих на предприятиях различных форм собственности, а также разработка их прогнозов приобретают большую актуальность в наши дни.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что:

- в целом, позиции руководителей и специалистов на исследуемом предприятии в части оценки факторов интенсификации инновационной деятельности не имеют каких-либо существенных различий, и эти оценки достаточно объективны;

- важнейшую роль в осуществлении инновационной деятельности на машиностроительных предприятиях играет инвестиционная проблема, без решения которой невозможно исключить негативное влияние других факторов, тормозящих эту деятельность.

В качестве мер инновационного развития «Донпрессмаш» следует предпринять следующее:

- обеспечить реализацию мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности предприятия;

- обеспечить привлечение долгосрочных инвестиций с использованием системы государственных гарантий, целенаправленного регулирования денежного обращения и т.д.;

- обеспечить привлечение государственных и частных инвестиций на паритетных началах в рамках целевых программ поддержки  предприятия;

- обеспечить доступ для предприятий реального сектора экономики к дешевым кредитным ресурсам;

- развить систему поставки оборудования на условиях лизинга;

- активизировать инвестиционную деятельность;

- стимулировать вложение собственных инвестиций предприятии в основные фонды путем совершенствования амортизационной политики, налоговых льгот и корректировки соответствующих нормативных актов;

- стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль путем совершенствования нормативно-правовой базы привлечения инвестиций, формирования единых статистических баз данных для потенциальных инвесторов, развития инфраструктуры отрасли, разработки лизинговых схем приобретения оборудования и сбыта продукции, совершенствования вертикальных и горизонтальных интеграционных связей. 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.      Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

2.      Воронин С. Машиностроение России: динамика подъема //Экономист. – 2009. - № 1.

3.      Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса в сфере машиностроения. М., Наука, 2008.

4.      Желобанова И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием,- М.: Высшая школа, 2006.

5.      Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России от 24.06.2008.

6.      Кочетков С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий //Экономист. – 2009. - № 9. 

7.      Никитенко П., Михайлова – Станюта И. Структурный аспект  промышленной политики машиностроительного  бизнеса России  //Экономика России. – 2009. - № 9.

8.      Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: Экономика, 2007.

9.    Сорокин Н. Т. Проблемы и тенденции развития российского маши­ностроения //Автомобильная промышленность. — 2009. — № 1.

10. Черных Е.А. Новые технологии, инновации и успех бизнеса //Менеджмент инноваций. – 2008. - № 11.

11. Экономика и управление в машиностроении: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г.Зубкова, Н. Н. Кожевников, А. К. Ладыгина и др.; под ред. Н. Н. Кожевникова. — М.: Изд. Центр «Академия»,  2008.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 2.5

Факторы, осложняющие инновационную деятельность на предприятии «Донпрессмаш»

 

Уровни иерархической пирамиды

 

Факторы

Высшее звено управления

Функциональные руководители и их заместители

Главные специалисты технологических подразделений

Руководители цехов и их заместители

Руководители производства нижнего звена

Интегральные данные по всем уровням

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

%

Ранг

Недостаток финансирования

42,8

1

21,7

2

32,7

1

29,4

1

41,7

1

31,1

1

Отсутствие необходимой информации

7,1

3

6,1

6

5,2

6

23,5

2

8,3

3

6,1

6

Нехватка квалифицированных кадров

32,4

2

35

1

22,1

2

17,6

3

33,4

2

27,4

2

Слабость технической базы предприятия

7,1

3

16,7

4

20

3

11,8

4

8,3

3

7,5

5

Отсутствие опыта инновационной деятельности

3,5

4

6,7

5

9,5

5

5,9

5

8,3

3

7,5

5

Отсутствие государственной поддержки

7,1

3

18,3

3

105

4

11,8

4

0

--

11,8

4

 

 

 



[1] Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: Экономика, 2007. – С. 51.

 

[2] Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: Экономика, 2007. – С. 56.

[3] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. - С. 123.

 

[4] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. - С. 125.

[5] Желобанова И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием,- М.: Высшая школа, 2006. – С. 131.

[6] Черных Е.А. Новые технологии, инновации и успех бизнеса //Менеджмент инноваций. – 2008. - № 11. – С. 56.

[7] Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: Экономика, 2007. – С. 58.

 

[8] Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: Экономика, 2007. – С. 61.

[9] Экономика и управление в машиностроении: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г.Зубкова, Н. Н. Кожевников, А. К. Ладыгина и др.; под ред. Н. Н. Кожевникова. — М.: Изд. Центр «Академия»,  2008. – С. 117.

 

[10] Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса в сфере машиностроения. М., Наука, 2008. – С. 138.

[11] Сорокин Н. Т. Проблемы и тенденции развития российского маши­ностроения //Автомобильная промышленность. — 2009. — № 1. — С. 2 —4.

 

[12]Сорокин Н. Т. Проблемы и тенденции развития российского маши­ностроения //Автомобильная промышленность. — 2009. — № 1. — С. 2 —4.

[13] Там же.

[14] Гатовский Л. М. Экономические проблемы научно-технического прогресса в сфере машиностроения. М., Наука, 2008. – С. 138.

[15] Воронин С. Машиностроение России: динамика подъема //Экономист. – 2009. - № 1. – С. 44.

[16] В % к предыдущему году.

[17] В % к 2001 году.

[18] Воронин С. Машиностроение России: динамика подъема //Экономист. – 2009. - № 11. – С. 45.

[19] Никитенко П., Михайлова – Станюта И. Структурный аспект  промышленной политики машиностроительного  бизнеса России  //Экономика России. – 2009. - № 9. – С. 11.

[20] Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России от 24.06.2008 

 


Информация о работе Перспектива развития предприятия при использовании инноваций