Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа
Без достаточной финансовой поддержки инновационной деятельности в условиях обостренной международной конкуренции можно потерять научно-техническую, технологическую, экономическую и политическую составляющую общей национальной безопасности и независимости нашей страны. Поэтому в этих условиях, когда рынок и накопление частного капитала являются слаборазвитыми, финансовая поддержка инновационной деятельности и, прежде всего, государственная выдвигается на первый план.[1]
Все вышеуказанные обстоятельства обусловили возрастание актуальности исследования процесса введения инноваций на предприятиях машиностроения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ИННОВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ...4
2. ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
2.1 Особенности развития предприятий машиностроения……………..11
2.2 Анализ инновационных процессов на предприятии
«Донпроссмаш»……………………………………………………………17
3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИЙ………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
С развитием науки и техники меняются наши представления, появляются новые знания о способах и средствах осуществления производственных процессов. Все это в свою очередь оказывает значительное влияние на масштабы и степень распространения новых машин, оборудования, технологических процессов, форм организации производства и т. п. С появлением новых орудий труда и технологических процессов производства материальных благ вносятся существенные изменения в объемы общественных потребностей в производственных ресурсах, в основных фондах и капитальных вложениях, сырье и материалах, в трудовых ресурсах. В свою очередь увеличение объемов производства и поставок народному хозяйству более совершенных машин, оборудования, приборов расширяет границы, создает дополнительные возможности для положительного решения экономических, технических и социальных проблем.[9]
Исторический опыт свидетельствует о том, что создание машиностроения и применение машин в массовых масштабах сопровождалось невиданными ранее возможностями повышения производительности труда и эффективности производственной деятельности. Увеличение объема и поставок народному хозяйству более совершенных и производительных орудий труда приводит к коренным качественным и количественным изменениям в условиях производства. Применительно к взаимодействию основных объективных факторов производства: орудий и предметов труда, с одной стороны, и целесообразной деятельности человека, с другой, эти изменения находят отражение в снижении затрат общественного труда (живого и овеществленного) на единицу продукции или в увеличении объема производства в единицу времени.
Появление новых, более совершенных орудий труда и технологии производства оказывает влияние на снижение общественно-необходимых затрат на единицу общественного продукта (национального дохода) и высвобождение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов для более полного удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, этот процесс опосредованно оказывает влияние также на совершенствование структуры экономики, повышение производительности общественного труда, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего времени. Вполне очевидно, что все это способствует созданию объективных предпосылок для развития науки, техники, культуры и всестороннего гармоничного развития личности.[10]
Еще раз заметим, что по размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. При этом обычно используют следующие признаки:
численность работающих на предприятии;
объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении;
стоимость основных производственных фондов.[11]
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия — это коммерческие организации с численностью до 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, до 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, до 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения, до 50 человек в прочих отраслях. Несмотря на многие факторы, препятствующие развитию предпринимательства (сложность привлечения инвестиций и кредитных ресурсов, часто изменяющаяся система налогообложения, недостаточная правовая защищенность и др.), количество предприятий, в том числе в машиностроении, неуклонно растет. Существенным преимуществом таких предприятий является их гибкость, т.е. возможность быстрого перехода на новые виды продукции. Следует отметить, что в машиностроении малые предприятия часто являются поставщиками крупных компаний, выпускающими отдельные детали и узлы машин.[12]
К средним относят предприятия с численностью работающих от 100 до 500 человек. Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Как правило, средние предприятия отличаются узкой специализацией и ограниченным ассортиментом выпускаемой продукции, что позволяет снизить затраты на производство.
В конкретных российских условиях конца XX — начала XXI вв. малые предприятия машиностроения создавались двумя путями:
1) выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность;
2) образование малых предприятий на основе личной инициативы предпринимателей — частных или юридических лиц.[13]
При создании нового машиностроительного предприятия с нулевого цикла, прежде всего, возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.
Может быть создано индивидуальное частное предприятие или товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — один человек, во втором — коллектив учредителей. Дальнейшее оформление соответствует указанному выше порядку по регистрации субъектов предпринимательства.[14]
На данном промежутке времени происходит динамичное развитие машиностроительного малого бизнеса.
Таблица 2.2
Динамика индексов объема машиностроительного производства малого бизнеса[15]
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
100[16] | 115,5 | 116,2 | 115,4 | 111,3 | 105,5 | 108,9 | 122,6 |
100[17] | 101,1 | 117,4 | 135,5 | 150,8 | 159,1 | 173,3 | 212,5 |
Гистограмма 1.2
Динамика индексов объема машиностроительного производства малого бизнеса
Довольно динамичным в развитии машиностроения малого бизнеса стал период с 2002 по 2007 гг., когда общий объем производства увеличивался в среднем за год 14,6 %. В период с 2005 по 2008 гг. среднегодовой рост составил 22,6 %.
Основными факторами роста являются следующие: благоприятные условия для экспортеров в связи с ростом производства не только в России, но и странах ближнего зарубежья; процессы импортозамещения в стране; расширение внутреннего спроса; увеличение доходов и расходов населения.
Кроме отмеченных факторов развитию машиностроительной промышленности в 2001 – 2008 гг. способствовали и другие макроэкономические условия. Так, неуклонно снижались темпы инфляции. Если в 2005 г. инфляция составила 46,1%, 2003 г. - 34,8, 2004 г. - 25,4, то в 2008 г. сократилась до 14,4%.[18]
Прослеживаются изменения отраслевой структуры машиностроительного производства малого бизнеса. Структура сектора сложилась во времена Советского Союза, когда машиностроение являлось составной частью общесоюзного технологического комплекса и было ориентировано на рынки сырья и общего сбыта. В рамках единого народнохозяйственного комплекса специализировалась на производстве тракторов, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлорежущих станков, мотоциклов и велосипедов, грузовых автомобилей, радиоэлектронных товаров и приборов.[19]
Ассортимент выпускаемой продукции малых предприятий несколько отличается. Он, в силу технологии производства малого предприятия, не призван быть столь масштабным. Так, малые предприятия не производят готовые автомобили, их функции заключаются в обеспечении автомобильных холдингов и концернов необходимыми составляющими автомобилей и т.д. так, из продукции малых предприятий исключается автомобильная промышленность в целом, тракторное машиностроение, станкостроение, строительно – дорожное машиностроение и т.д. Целесообразным остается выпуск радиотехнических деталей, электроники, оптико – механической промышленности и т.д.
Таким образом, сектор машиностроения является в настоящее время одним из ведущих комплексов промышленности России, занимая не последнее место по доле валовой продукции, производственных фондов, экспорту и занятости населения. Однако, несмотря на высокие темпы экономического роста, в данном секторе имеется ряд проблем, которые требуют своевременного решения.
Реализация мер, направленных на выявление проблем, позволит повысить эффективность хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса и существенно улучшить экономические показатели комплекса в целом.
2.2 Анализ инновационных процессов на предприятии «Донпроссмаш»
Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства. Несмотря на изменение структуры, объемы машиностроительного производства в натуральном выражении по ряду основных видов продукции пока не достигают уровня 1990 года.
Таблица 2.3
Производство основных видов продукции «Донпрессмаш»
Продукция | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 |
Морозильные камеры | 727 | 746 | 812 | 953 | 31,1 |
Кузнечнопрессовые машины | 1135 | 232
| 129 | 236 | 20,8
|
Металлорежущие станки | 15,5 | 4,7 | 5,4 | 5,3 | 34,9 |
Электродвигатели переменного тока | 1169 | 211 | 359 | 463 | 39,6 |
Часы, млн. штук | 13,4 | 6,6 | 5,6 | 1,8 | 13,4 |
Радиоприемные устройства | 979 | 277 | 101 | 21 | 21 |
Главной проблемой, связанной с основными производственными средствами машиностроительного предприятия «Донпрессмаш», является моральный и физический износ оборудования. Показатели их состояния приведены в динамике в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Показатели износа, обновления и выбытия основных производственных средств
Продукция | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2008 |
Степень износа | 45,3 | 56,3 | 59,6 | 67,8 | 69,1 |
В % к предыдущему году | ----- | 124,3 | 94,2 | 103,0 | 101,9 |
Коэффициент обновления | 8,6 | 2,9 | 1,4 | 2,2 | 2,3 |
В % к предыдущему году | ----- | 33,7 | 116,7 | 115,8 | 104,5 |
Коэффициент выбытия, % | 1,6 | 1,2 | 1,4 | 1,8 | 1,6 |
В % к предыдущему году | ----- | 75,0 | 93,3 | 112,5 | 0,89 |
Информация о работе Перспектива развития предприятия при использовании инноваций