Особенности развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………………………3

Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6

1.1. История туризма в России………………………………………...…….6

1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6

1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7

1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8

1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9

1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10

1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12

1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13

1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13

1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15

1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17

1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17

1.1.5. Событийный……………………………………………………18

1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19

1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21

1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23

Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25

2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего

туризма............................................................................................................27

2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28

2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32

2.4. Проблемы российского туризма............................................................34

Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли

в России.........................................................................................................................36

3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37

3.2. Туристические объединения..................................................................42

Заключение...................................................................................................................44

Список литературы.....................................................................................................46

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 68.24 Кб (Скачать)

Сотрудники Байкальского института природопользования из Сибирского отделения РАН проанализировали ресурсы региона и обосновали возможность дальнейшего развития этого природного комплекса, включая  богатые рекреационные и туристские ресурсы. Оценены и проанализированы имеющиеся данные о становлении  туризма в регионе, выявлены важнейшие  проблемы его развития и направления  развития туризма в регионе, что  определило его как важную альтернативу промышленного развития и освоения территории региона.

В регионе функционируют 85 туристских фирм, из которых в Бурятии  расположены 17. В регион за год приезжает 30 тыс. въездных туристов, а в Бурятию - лишь примерно 6 тыс. Байкальский регион приобрел значение одного из международных  центров туристского бизнеса. Развитию этого центра содействует принятие целевой программы "Развитие туризма  в Республике Бурятия на 1997-2005 гг.".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Туристические  объединения 
 
 

В современном капиталистическом  обществе для стабильного развития туризма только помощи государства  в виде федеральных программ не достаточно. Турфирмы сами ищут способы решения  проблем. Для этого они объединяются в союзы, общества и т.п. Одной  из самых известных является Российский Союз Туриндустрии.

Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское  объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные  заведения, региональные ассоциации и  органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.

Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована  в Российский союз туриндустрии. Это  решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических  и правовых отношений, сложившихся  в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса.

Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные  интересы своих членов и права  обслуживаемых ими клиентов. Своей  важнейшей задачей Союз считает  создание в стране цивилизованного  туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и  комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и  молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.

Одно из основных направлений деятельности РСТ –  участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о  развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные  акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.

К числу других основных направлений работы Союза можно  отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных  ситуаций, совершенствование системы  туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического  учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение  инвестиций для развития туристической  инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского  турпродукта на внутреннем и внешнем  рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Российский туризм существует довольно долго. На разных этапах своего развития он имел свои особенности, присущие только ему. Характерной особенностью нынешнего этапа является в некоторой  степени кризисное состояние  внутреннего и въездного туризма  России.  

И все же в последнее  время развитию туризма в нашей  стране уделяется все больше внимания. В частности, постановлением Правительства  РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная  целевая программа "Развитие туризма  в Российской Федерации", а до этого в 1992 г. принят Закон "Об основах  туристической деятельности в Российской Федерации" и издано распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О  концепции развития туризма в  Российской Федерации на период до 2005 года"(Приложение 3). В названных  документах сформулированы правовые основы создания рынка туристских услуг  и регулирования отношений при  путешествиях по стране и рациональному  использованию имеющихся соответствующих  ресурсов российского туристского  комплекса. В результате в бюджеты  разных уровней поступает ежегодно более 6 млрд. руб. налоговых сборов от туризма, которые направляются на развитие в регионах современного конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей российских и иностранных  граждан в разнообразных услугах  и повышение их качества.

Необходимо отметить, что на российском рынке туризма  сформировался новый тип потребителя  его услуг, которого отличают следующие  особенности: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуализм; спонтанность решений; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать новые впечатления. Новый российский потребитель туруслуг, особенно уже побывавший за границей и имеющий представление о  качественном обслуживании там, более  требовательный, критически относящийся  к предлагаемым ему товарам и  услугам, жаждущий разнообразия впечатлений  и удовольствий, активный, независимый.

Развитие туризма  имеет как положительные, так  и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым  ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных  ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при  оптимизации развития этой сферы  необходимы учет мирового опыта, использование  современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики.

Словом, требуются  осмысление всего лучшего, что накоплено  мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и  упорядочение нормативной и юридической  базы развития туризма.

Вполне очевидно, что осуществление программы  развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить  их экономику в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.

В этом и заключается  актуальность данной курсовой работы. Изучив особенности развития российского  туризма, его проблемы можно попытаться найти пути дальнейшего стабильного  развития внутреннего туризма и  туризма в целом. Некоторые наиболее действенные способы поддержания  индустрии туризма были описаны  в главе 3. Используя их, отрасль  туризма получает необходимую административную и финансовую поддержку и в  свою очередь обеспечивает довольно ощутимые денежные поступления в  бюджеты всех уровней, что является очень важным для российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. Постановление  Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. Федеральная целевая программа  "Развитие туризма в Российской  Федерации"

2. Распоряжение Правительства  РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции  развития туризма в Российской  Федерации на период до 2005 года"

3. Итоги выборочных  обследований иностранных туристов. М.: Госкомстат РФ. 2003. С. 74.

4. Балабанов И.Т.  Экономика туризма: Учебное пособие  для студентов, обучающихся по  экономическим специальностям и  направлениям. М.: Финансы и статистика

5. Баразгов К.В., Кротова  Е.Л. Экономико-статистический анализ  сферы туризма и отдыха Свердловской  области. Вопросы статистики. 2002. N 10. С. 59-67.

6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология  статистической оценки рынка  туристских услуг // Рыночная трансформация  экономики предпринимательства:  состояние и перспективы. Сборник  научных трудов. Выпуск 2001 г. / Под  ред. к.т.н. проф. Романова В.А.  – Шахты, ЮРГУЭС. – 2001 г. –  С.112-117

7. Волков Ю.Ф. «Введение  в гостиничный и туристский  бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.

8. Ефимова О.П.  Экономика гостиниц и ресторанов. Учебное пособие. М.:ОСЬ-89,2001.-391 с.

9. Квартальнов В.А.  Туризм: Учебник для образовательных  учреждений тур. профиля. М.: Финансы  и статистика, 2003.-315 с.

10. Перерва В.И.  Экологический туризм в современном  мире // Бюллетень "Использование  и охрана природных ресурсов  России". 1999. N 3-4, С. 120-125.

11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз  туриндустрии. М., 2004. С. 88.

12. Туризм как вид  деятельности: Учебник для студентов  вузов тур. Профиля. Воломин  И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы  и статистика, 2003. – 3

Информация о работе Особенности развития туризма в России