Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Сотрудники Байкальского
института природопользования из Сибирского
отделения РАН проанализировали
ресурсы региона и обосновали
возможность дальнейшего
В регионе функционируют
85 туристских фирм, из которых в Бурятии
расположены 17. В регион за год приезжает
30 тыс. въездных туристов, а в Бурятию
- лишь примерно 6 тыс. Байкальский регион
приобрел значение одного из международных
центров туристского бизнеса. Развитию
этого центра содействует принятие
целевой программы "Развитие туризма
в Республике Бурятия на 1997-2005 гг.".
3.2. Туристические
объединения
В современном капиталистическом обществе для стабильного развития туризма только помощи государства в виде федеральных программ не достаточно. Турфирмы сами ищут способы решения проблем. Для этого они объединяются в союзы, общества и т.п. Одной из самых известных является Российский Союз Туриндустрии.
Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.
Организация была создана
25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская
ассоциация туристических агентств
(РАТА). В соответствии с решением
VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована
в Российский союз туриндустрии. Это
решение было продиктовано, во-первых,
фактическим составом членов организации,
а во-вторых, характером экономических
и правовых отношений, сложившихся
в сфере туризма как
Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.
В структуре РСТ 14
региональных отделений: Бурятское, Краснодарское,
Красноярское, Крымское, Нижегородское,
Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное,
Ставропольское, Тверское, Удмуртское,
Хабаровское и Центрально-
Одно из основных
направлений деятельности РСТ –
участие в формировании нормативно-правовой
базы развития сферы туризма. Принятый
в 1996 г. федеральный закон “Об
основах туристской деятельности в
Российской Федерации” в значительной
степени был подготовлен
К числу других основных
направлений работы Союза можно
отнести участие в разрешении
возникающих на рынке конфликтных
ситуаций, совершенствование системы
туристических формальностей, подготовки
кадров, отраслевой системы статистического
учета и отчетности, бухгалтерского
учета и налогообложения, привлечение
инвестиций для развития туристической
инфраструктуры, рекламно-информационное
обеспечение продвижения
Заключение
Российский туризм
существует довольно долго. На разных
этапах своего развития он имел свои особенности,
присущие только ему. Характерной особенностью
нынешнего этапа является в некоторой
степени кризисное состояние
внутреннего и въездного
И все же в последнее
время развитию туризма в нашей
стране уделяется все больше внимания.
В частности, постановлением Правительства
РФ за N 177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная
целевая программа "Развитие туризма
в Российской Федерации", а до
этого в 1992 г. принят Закон "Об основах
туристической деятельности в Российской
Федерации" и издано распоряжение
Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О
концепции развития туризма в
Российской Федерации на период до
2005 года"(Приложение 3). В названных
документах сформулированы правовые основы
создания рынка туристских услуг
и регулирования отношений при
путешествиях по стране и рациональному
использованию имеющихся
Необходимо отметить,
что на российском рынке туризма
сформировался новый тип
Развитие туризма
имеет как положительные, так
и отрицательные аспекты: он обеспечивает
приток иностранной валюты, помогает
решать локальные проблемы занятости,
стимулирует развитие транспортной
сети и инфраструктуры региона, рекреационного
потенциала и т.д. Однако бурное развитие
этой сферы услуг обостряет
Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.
Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.
В этом и заключается
актуальность данной курсовой работы.
Изучив особенности развития российского
туризма, его проблемы можно попытаться
найти пути дальнейшего стабильного
развития внутреннего туризма и
туризма в целом. Некоторые наиболее
действенные способы
Список литературы
1. Постановление
Правительства РФ за N 177 от 11. 03.1996
г. Федеральная целевая
2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. N 954-р "О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года"
3. Итоги выборочных
обследований иностранных
4. Балабанов И.Т.
Экономика туризма: Учебное
5. Баразгов К.В., Кротова
Е.Л. Экономико-статистический
6. Бухтоярова И.В.,
Голик Л.В., Марчук В.И. Методология
статистической оценки рынка
туристских услуг // Рыночная трансформация
экономики предпринимательства:
7. Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес».-Ростов н/д.: Феникс,2003.
8. Ефимова О.П.
Экономика гостиниц и
9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. М.: Финансы и статистика, 2003.-315 с.
10. Перерва В.И.
Экологический туризм в
11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. М., 2004. С. 88.
12. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. Профиля. Воломин И., Н.В. Исаева, Е.И. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2003. – 3