Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Работу по туризму
на Северном Кавказе проводило Кавказское
горное общество (КГО) в Пятигорске.
Члены общества организовывали ученические
и общедоступные экскурсии по
окрестностям Кавказских Минеральных
Вод, содействовали туристам и учащимся
в организации экскурсий в
глубь Кавказа, устанавливали указатели
на тропах, устраивали приюты, давали в
пользование горное снаряжение. Первое
десятилетие XX в. для туризма на Кавказе
характеризовалось развитием
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна Татьяна Николаевна”.
Таким образом, предпринимательский
период характеризуется познавательно-
1.1.3. Туристско –
экскурсионная работа в 1917 –
1930 гг.
Этот период характеризуется
созданием социально-
По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.
Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.
Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.
Этот период характеризуется следующими тенденциями:
• создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;
• формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
• создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;
• формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
• появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.
1.1.4. Организационно
– централизованный период (1930-1970
гг.)
В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества.
При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.
ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.
Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.
Возрастающая массовость
туризма требовала развития материальной
базы. Основным источником накопления
финансового фонда явились
Период развития
туризма с 1936 по1970 года характеризуется
внедрением новых организационных
форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано,
а всё имущество передавалось
в ТЭУ (Туристско-экскурсионное
В ведении ТЭУ
находились вся материальная база и
туристско-экскурсионное
В 1937-1940г.г. была проведена
комплексная реорганизация
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.
В годы Великой Отечественной
войны туристско-экскурсионная
В апреле 1945 г. Всесоюзный
Центральный Совет
В послевоенное время
восстанавливалась и
Возрождение туристского
хозяйства началось с первых же послевоенных
лет. В Сочи, Грузии, на Урале был
произведён ремонт баз, на которых во
время войны располагались
Кроме восстановления
разрушенного войной туристского хозяйства,
развития различных видов туризма
организационно-
• создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
• лимитирование
внешнего (выездного) туризма.
1.1.5. Административно
– нормативный период (1970-1990 гг.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался
как средство воспитательного воздействия
на молодое поколение. Так, в 1970-х
годах проводились всесоюзные походы
и экспедиции школьников и молодёжи.
Цели таких массовых туристских предприятий
состояли в воспитании патриотизма,
экскурсионно-краеведческой
С этого времени
начали внедряться новые формы отдыха:
некоторые турбазы стали
В октябре 1980г. в постановлении
Центрального Комитета КПСС, Совета министров
СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии
и совершенствовании туристско-
В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно
росла материально-техническая
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
• развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
• распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
• создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
• создание научной
основы изучения туризма.
1.1.6. Переходный период
(с 1990 г)
Этот период развития
российского туризма
Особенности переходного периода:
• переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
• формирование туристского рынка на основе новых законов;
• использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
• изменение характера
спроса в связи с появлением новых
видов туристских услуг (выездные шоп-туры,
развлекательные и
• невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
• возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
• рост средних показателей
выездного туризма, особенно с целью
шопинга.
1.2. Основные направления
туризма
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Территория России
простирается с запада на восток на
10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных
арктических широт до южных субтропических.
Разнообразие ландшафтов позволяет
развивать множество видов
1.2.1. Экологический
туризм
Один из самых перспективных видов туризма во всем мире - экотуризм. Россия - не исключение. Число его поклонников растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.
В список мирового наследия
ЮНЕСКО входит пять российских природных
объектов: девственные леса Коми, озеро
Байкал, вулканы Камчатки, золотые
Алтайские горы, Западный Кавказ. В
этих регионах именно экотуризм может
помочь охране природы, росту занятости
населения и социально-