Особенности развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………………………3

Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6

1.1. История туризма в России………………………………………...…….6

1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6

1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7

1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8

1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9

1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10

1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12

1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13

1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13

1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15

1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17

1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17

1.1.5. Событийный……………………………………………………18

1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19

1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21

1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23

Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25

2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего

туризма............................................................................................................27

2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28

2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32

2.4. Проблемы российского туризма............................................................34

Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли

в России.........................................................................................................................36

3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37

3.2. Туристические объединения..................................................................42

Заключение...................................................................................................................44

Список литературы.....................................................................................................46

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 68.24 Кб (Скачать)

Работу по туризму  на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические  и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных  Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в  глубь Кавказа, устанавливали указатели  на тропах, устраивали приюты, давали в  пользование горное снаряжение. Первое десятилетие XX в. для туризма на Кавказе  характеризовалось развитием пешеходного  туризма. Одновременно с русскими туристами  Кавказ посещали и иностранные туристы.

Большинство людей  привлекали путешествия по воде, которые  стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два  больших теплохода того времени  “Великая княжна Ольга Николаевна”  и “Великая княжна Татьяна Николаевна”.

Таким образом, предпринимательский  период характеризуется познавательно-экскурсионной  направленностью, становлением и развитием  разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение  масс населения с помощью экскурсий  и путешествий. 

1.1.3. Туристско –  экскурсионная работа в 1917 –  1930 гг. 

Этот период характеризуется  созданием социально-экономических  условий, зарождением и организационным  становлением экскурсионного и туристского  движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции  возникали первые учреждения пролетарского  туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять  их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

По мере возрастания  интереса населения к туризму  и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные  станции стали готовить экскурсоводов  групп и так называемых организаторов  туризма.

Определённые меры по развитию туризму принимались  со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической  базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация  занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами  размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов  и т.д.

Первыми профессиональными  кадрами в советском туризме  стали учителя и комсомольские  активисты.

Этот период характеризуется  следующими тенденциями:

• создание мелких и  средних коммерческих предприятий  туристской направленности;

• формирование рынка  туристских услуг и элитность  их потребления;

• создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

• формирование туристского  рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и  экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

• появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

1.1.4. Организационно  – централизованный период (1930-1970 гг.) 
 

В 1927г. в Москве возобновило  свою деятельность дореволюционное  Российское общество туристов (РОТ), которое  после конференции было переименовано  в Общество пролетарского туризма  и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело  чёткую организованную структуру, в  состав которой входили ячейки, созданные  на промышленных предприятиях, филиалы  общества.

При туристско-экскурсионной  работе оно ориентировалось на пожелания  трудящихся. Особое распространение  получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм.

ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.

Деятельность общества охватывало не только взрослое население  страны. С 1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные  станции.

Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных членов.

Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется  внедрением новых организационных  форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

В ведении ТЭУ  находились вся материальная база и  туристско-экскурсионное обслуживание населения. В функции территориальных  ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и хозяйственное  обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.

В 1937-1940г.г. была проведена  комплексная реорганизация структуры  туризма, в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное  планирование капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”.

Развитием массового  самодеятельного и спортивного  туризма занимался Высший совет  физической культуры, при котором  была сформирована Всесоюзная секция туризма.

В годы Великой Отечественной  войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена; материально-техническая  база подверглась разграблению и  разрушению. Работа ТЭУ возобновилась  только в 1945г.

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении  деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.

В послевоенное время  восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных  учреждений. Однако этот процесс шёл  медленно.

Возрождение туристского  хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был  произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные  организации. Уже в 1946г. открылись  новые, послевоенные базы в Калининской  области и Эстонии, в 1947г. – в  Краснодарском крае, в 1948г. – в  Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число  туристских учреждений. В это время  широкое распространение получил  спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных видов туризма  организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

• создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

• лимитирование  внешнего (выездного) туризма. 

1.1.5. Административно  – нормативный период (1970-1990 гг.) 

Развитие туризма  в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими  органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии  и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался  как средство воспитательного воздействия  на молодое поколение. Так, в 1970-х  годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий  состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени  начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать  родителей с детьми. Увеличился ассортимент  туристских услуг в туристских хозяйствах.

В октябре 1980г. в постановлении  Центрального Комитета КПСС, Совета министров  СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных  туристских учреждений круглогодичного  действия, расширение объёмов туристского  обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.

В перспективных  планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного  питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным направлением деятельности туристских организаций  в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных  возможностей краёв, областей, республик  и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных  регионах.

В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились  новые гостиничные комплексы  в крупных городах страны (“Измайлово”  и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске  и др.), получили распространение  новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах  частного сектора, а курс лечения  и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также  домов отдыха.

Основными чертами  административно-нормативного периода  являются:

• развитие туризма  в условиях жёсткого нормирования и  планирования;

• распространение  новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

• создание крупных  и комфортабельных гостиничных  комплексов;

• создание научной  основы изучения туризма. 
 
 

1.1.6. Переходный период (с 1990 г) 

Этот период развития российского туризма характеризуется  переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного  периода:

• переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

• формирование туристского  рынка на основе новых законов;

• использование  туристских ресурсов в условиях рынка  на основе новых экономических и  правовых отношениях;

• изменение характера  спроса в связи с появлением новых  видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие  туры, тур с целью изучения языка  и т.д.)

• невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

• возникновение  большого числа малых и средних  туристских предприятий;

• рост средних показателей  выездного туризма, особенно с целью  шопинга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Основные направления  туризма 
 

Россия располагает  огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для  приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и  культурное наследие, а в отдельных  регионах - нетронутая, дикая природа.

Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет  развивать множество видов туризма.  

1.2.1. Экологический  туризм 

Один из самых  перспективных видов туризма  во всем мире - экотуризм. Россия - не исключение. Число его поклонников растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию  во время общения с природой и  наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует  сохранение окружающей среды, делая  такой вид туризма выгодным для  местных жителей.

В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных  объектов: девственные леса Коми, озеро  Байкал, вулканы Камчатки, золотые  Алтайские горы, Западный Кавказ. В  этих регионах именно экотуризм может  помочь охране природы, росту занятости  населения и социально-экономическому развитию. Помимо этого, в России достаточно и других, привлекательных для  экотуризма уголков. Принимая во внимание популярность и перспективы экотуризма во всем мире, обратим на него наиболее пристальное внимание.

Информация о работе Особенности развития туризма в России