Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
В 2003 году гостиницы России обслужили 16,6 млн. граждан страны, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха - 8,5 млн. чел.
Анализируя ситуацию
на потребительском рынке в
2.1. Основные принимающие
рынки для въездного и
Всего в Российской
Федерации в 2003 г. насчитывалось 9,1 тысячи
курортно-туристских средств размещения
с общей численностью номеров - 472,1
тысячи и вместимостью 1100 тысяч мест,
из них около 40% приходится на гостиничные
средства размещения. При этом среднегодовой
коэффициент загрузки составляет 42%.
В настоящее время наибольшая
загрузка характерна для гостиниц Москвы,
Санкт-Петербурга, Краснодарского и
Ставропольского краев и
Масштабы организованного
туризма (путешествия лиц, воспользовавшихся
услугами туристских фирм - туроператоров
и турагентов) отражают результат
деятельности туристских фирм, которые
являются одной из составляющих туристской
индустрии. На начало 2003 г. в России
действовало 3133 туристских фирм, что
на 2, 6% меньше, чем в 2002 г. Сокращение
произошло за счет уменьшения числа
турфирм, занимающихся туроператорской
деятельностью (на 26, 9% по сравнению
с 2002 г.). Однако при этом наблюдалось
их укрупнение как по общему числу
занятых, так и в расчете на
одну турфирму (увеличилось в 1, 7 раза),
а также по числу обслуженных
клиентов на 40, 1% . Такая тенденция
соответствует мировому развитию рынка
туристских услуг. В 60-е годы в Европе
произошел переход от полипольной
структуры рынка с
Анализируя относительные показатели туризма, можно сделать следующие выводы. Средний объем туристских услуг на 1 жителя России в 2003 г. увеличился (в 2, 8 раза по сравнению с 2001 г. и на 37, 0% по сравнению с 2002 г.) и составил 569, 2 руб. Удельный вес туристских расходов в 2003 г. составил 1, 68% в общих расходах населения. Это больше на треть, чем в 2002 г. , и на 3, 7 %, чем в 2003 г. .
Удельный вес занятых
в сфере туризма в общей
численности занятых в
2.2. Определение особенностей
развития туризма при помощи
кластерного анализа.
Для определения
особенностей развития туризма в
России в данной курсовой работе был
использован кластерный анализ, что
также позволило оценить
Для анализа деятельности российского туристического комплекса выбраны следующие показатели за 2003 г.:
• Объем отдельных видов платных услуг, млн. руб., в том числе: туристско-экскурсионные; санаторно-оздоровительные; услуги гостиниц;
• Численность размещенных лиц (тыс. чел.): в предприятиях гостиничного типа; в специализированных средствах размещения.
Значения отобранных
показателей по регионам позволяют
оценить степень развития туризма
в регионах, как в денежном измерении,
так и в натуральных
К первому кластеру относятся 18 из 79 исследуемых регионов. В их число входят: Республики Башкортостан и Татарстан, Ставропольский, Хабаровский, Приморский, Красноярский, Алтайский края; Нижегородская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Самарская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и Тверская области.
Эти регионы характеризуются наиболее высоким уровнем созданного ВРП или выгодным географическим расположением в местах, имеющих значительную туристскую привлекательность. Регионами с ярко выраженной туристской направленностью являются: Тверская область, Ставропольский край и Ростовская область. Из двух федеральных округов только эти три региона вошли в 1-й кластер. Из Центрального федерального округа в 1-й кластер попала Тверская область. По объему ВРП этот регион не слишком сильно отличается от соседних регионов, но он обладает значительными туристскими ресурсами (озеро Селигер, старинные русские города Тверь, Кашин, Калязин) и находится недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга. В Южном федеральном округе только два региона
-Ставропольский
край (курорт Минеральные Воды) и
Ростовская область (побережье
Азовского моря, река Дон) попали
в первый кластер. В
Остальные регионы 1-го кластера характеризуются высоким уровнем развития промышленности, и, как следствие, в этих регионах развита система местного и выездного туризма. По своему географическому положению они находятся в Поволжье, на Урале и в Сибири. Так, в состав 1-го кластера из 4 регионов Уральского федерального округа вошли 3 региона наиболее промышленно развитые и производящие значительный объем ВРП.
Регионы 1-го кластера
специализируются также на оказании
услуг санаторно-
Регионы 1-го кластера вместе с аномальными регионами составляют основную базу туризма в России. В этих регионах оказано почти 87% общего объема туристско-экскурсионных услуг; 77, 2% санаторно-оздоровительных и 87, 1% всех услуг гостиниц России.
Второй кластер
является самым многочисленным по количеству
регионов России, вошедших в него. В
его 39 регионах уровень развития туризма
значительно меньший, чем в регионах
первого кластера. Средние значения
показателей его позволяют
Во второй кластер вошли: республики Карелия, Коми, Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия и Бурятия; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Омская, Томская, Читинская, Амурская и Камчатская области.
В состав этого кластера
вошли все регионы Северо-
Третий кластер
содержит 14 регионов с наиболее низкими
значениями показателей развития туризма
в России. В основном, это национальные
автономии Южного и Сибирского федеральных
округов, некоторые регионы Дальнего
Востока и две области
В этих 14-ти регионах России произведено только 5, 3% ВВП России , что свидетельствует об их экономической неразвитости, и, как следствие, о невысоком уровне жизни. Среднее значение показателей развития туризма в этих регионах примерно в 10 раз ниже по сравнению с показателями 1-го кластера, что свидетельствует практически о малой значимости туристской деятельности в этих регионах.
Кластерный анализ показал, что только 4 региона (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край) можно назвать туристскими, в 18 регионах туризм существует, во всех остальных 57 регионах его вообще почти нет.
Результаты анализа
выявили значительную дифференциацию
регионов России по уровню развития туризма.
Имеются 4 высокоразвитых туристских региона:
Москва, Московская область, Санкт-Петербург
и Краснодарский край. Но даже среди
этих регионов особо выделяется Москва,
в которой за 2003 г. оказано 44, 8% всех
туристско-экскурсионных услуг
Это свидетельствует
о четко выраженных различиях
в гостиничных услугах в
Значение туризма
в аномальных регионах исключительно
велико для России. Около двух третей
от всего объема оказанных туристско-
Для наглядности данные по всем кластерам и по России в целом выведены в виде сводной таблицы в приложении 2.
Особенность развития
туризма в России заключается
не только в различных туристических
возможностях регионов, но и в закономерностях
влияющих на уровень доходов туристических
фирм. Об этом будет сказано ниже.
2.3. Закономерности
влияющие на уровень выручки
от реализации услуг
Дальнейшей задачей
исследования явилось выявление
основных зависимостей и закономерностей,
влияющих на уровень выручки от реализации
услуг туристских фирм по регионам
России. Эта задача была решена с
применением корреляционно-
1. выручка от реализации туристских услуг (млн. руб.);
2. суммарная стоимость туров, проданных гражданам РФ на территории России (млн. руб.);
3. суммарная стоимость туров, проданных гражданам РФ в зарубежные страны (тыс. руб.);
4. количество российских туристов (тыс. чел.);
5. количество иностранных туристов (тыс. чел.);
6. количество туристских фирм.
Расчет параметров регрессионного уравнения показал, что наиболее значимыми являются признаки 2 и 3, поэтому уравнение принимает вид: