Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Введение..………………………………………………………………………………3
Глава 1. Туризм в России………………………………………………………….....6
1.1. История туризма в России………………………………………...…….6
1.1.1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.)…………………..6
1.1.2. Предпринимательский период (1890-1917 гг.)…………………7
1.1.3. Туристско – экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг…………..8
1.1.4. Организационно – централизованный период (1930-1970 гг.)..9
1.1.5. Административно – нормативный период (1970-1990 гг.)…..10
1.1.6. Переходный период (с 1990 г)…………………………………12
1.2. Основные направления туризма…………………………………...….13
1.1.1. Экологический туризм………………………………………….13
1.1.2. Спортивный и экстремальный туризм………………………...15
1.1.3. Рыболовные и охотничьи туры………………………………..17
1.1.4. Морские и речные круизы……………………………………...17
1.1.5. Событийный……………………………………………………18
1.1.6. Экскурсионные туры………………...………………………...19
1.1.7. Туры на лечение………………………………………………..21
1.1.8. Бизнес-туризм……………………………………………...........23
Глава 2. Особенности развития туризма в России и его проблемы…………..25
2.1. Основные принимающие рынки для въездного и внутреннего
туризма............................................................................................................27
2.2. Определение особенностей развития туризма при помощи кластерного анализа.......................................................................................28
2.3. Закономерности влияющие на уровень выручки от реализации услуг туристских фирм по регионам России.........................................................32
2.4. Проблемы российского туризма............................................................34
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.........................................................................................................................36
3.1. Роль федеральной программы развития туризма в российских регионах..........................................................................................................37
3.2. Туристические объединения..................................................................42
Заключение...................................................................................................................44
Список литературы.....................................................................................................46
Экономическая интерпретация
результатов моделирования
Частные коэффициенты эластичности показывают, что наибольшее влияние на выручку от реализации туристских услуг оказывает увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ по территории России, и в меньшей степени увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ в зарубежные страны.
При увеличении на 1% стоимости путевок, проданных гражданам РФ по территории России, выручка от реализации туристских услуг увеличивается на 0,673%. Увеличение стоимости путевок, проданных гражданам РФ в зарубежные страны на 1 %, приводит к увеличению выручки от продажи товаров, работ, услуг на 0,355%.
Объем реализации туристских
услуг, оказываемых населению, является
важнейшим комплексным
2.4. Проблемы российского
туризма
Россия обладает
колоссальным потенциалом разнообразных
туристских услуг, но занимает весьма
скромное место на этом рынке, обеспечивая
всего около 1% мирового потока туристов.
Как уже было сказано выше, по
оценкам специалистов ВТО, Россия может
принимать ежегодно до 40 млн. иностранных
туристов, а не 7 млн., как в настоящее
время. Изучив источники, и проанализировав
информацию, полученную из них я
пришла к выводу, что основными
факторами, сдерживающими развитие
въездного туризма, в настоящее
время являются:
• недостаточность
рекламы и правдивой
• сложность получения российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;
• неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2*-3*) с современным уровнем комфорта;
• невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;
• несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
• отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур
• невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования
• несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).
Во второй главе
были раскрыты основные особенности
развития российского туризма при
помощи различных типов анализа.
Также были обозначены основные проблемы,
препятствующие развитию туризма в
России. В третьей главе будут
представлены некоторые пути решения
данных проблем.
Глава 3. Пути решения проблем развития туристической отрасли
в России.
Проблемы развития
туристической отрасли в России
были приведены в главе 2. Для их
решения предпринимались и
3.1. Роль федеральной
программы развития туризма в
российских регионах.
Принятие федеральной программы развития туризма вызвало разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности расширения сферы обслуживания туризма, как для российских граждан, так и иностранцев. Определены задачи и конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг и т.д.
Такие программы
в настоящее время имеются
во многих российских регионах. Хотя разработаны
они на разные временные периоды
и с разной степенью детализации,
исходя из конкретных возможностей регионов.
Но большая часть регионов, к сожалению,
еще не определилась с использованием
своих ресурсов для вовлечения их
в социально-экономическое
Постановлением правительства Москвы на период 2000-2010 г. на региональную программу развития туризма за счет всех источников финансирования предполагается выделить 168, 1 млрд. руб., в том числе из городского бюджета 3, 4 млрд. руб., а остальная сумма с помощью привлекаемых различных источников. Подсчитано, что выполнение этой программы позволит к 2010 г. увеличить туризм до 5 млн. человек и повысить доходную часть городского бюджета на 10%.
По Московской области общий объем финансирования региональной программы развития туризма на 2002-2005 гг. определен в сумме 3, 2 млрд. руб. - преимущественно из внебюджетных средств. Ожидается, что поступления от туризма за этот период возрастут в 5 раз по сравнению с 2001 г.
В Санкт-Петербурге программа рассчитана на 2002-2005 гг., что позволит увеличить объем туристских услуг до 150 млрд. руб., а намеченные поступления в областной бюджет на 14 млрд. руб.
Ярославская программа на 2003-2004 г. определила общий объем ее финансирования в 1 млрд. руб. (в том числе лишь 2, 3 млн. руб. за счет федеральных средств; 12, 9 млн. руб. из областного бюджета; 15, 1 млн. руб. из местных бюджетов, а остальные средства - из прочих источников).
Волгоградская программа на 2001-2005 гг. предполагает вложить в ее осуществление всего 5 млн. руб. (3, 9 млн. руб. из областного бюджета и 1, 1 млн. руб. за счет лицензирования турпредприятий). Выполнение намеченных мероприятий позволит увеличить поток приезжих туристов на 10% и существенно увеличить валютные поступления.
Астраханская программа
на 2003-2006 гг. рассчитана на 649 млн. руб. (финансируемых
из бюджета области 43 млн. руб., а
остальные средства по программе "Юг
России"). Выполнение намеченных мероприятий
позволит увеличить приезд туристов
до 516 тыс. человек (2-2, 5 млн. чел./дней пребывания
ежегодно). Это позволит дополнительно
получать около 25 млн. руб. ежегодно и
существенно расширить
В Чите программа туризма рассчитана на 2003 г. и выделяет на ее мероприятия 6, 4 млн. руб., в том числе 2, 3 млн. руб. из областного бюджета и 4, 1 млн. руб. из внебюджетных источников. Предполагается увеличить ежегодно приезжающих туристов на 17 тыс. человек.
Программа Ивановской области на 2003-2010 гг. исходит из того, что за это время в районную сферу туризма будет вложено 606 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 115, 8 млн. руб. Предполагается, что к 2010 г. объем туристских услуг увеличится в 5 раз. Наряду с этим увеличится число занятых в этой сфере и пополнятся бюджеты всех уровней области.
Во Владимирской области намечена программа на 2001-2004 гг. с общим объемом финансирования в сумме 19, 9 млн. руб. без привлечения федеральных средств. Предполагается приоритетное развитие материальной базы как для внутреннего, так и для въездного туризма, особенно культурного и детского. Организуется ансамбль "Бабушек-балалаечниц" и др.
Следует отметить, что
в российских регионах стали уделять
больше внимания удовлетворению потребности
в туристских поездках для их жителей.
Этому способствовали специальные
обследования, проводимые статистическими
органами регионов совместно с работниками
Россоюза туриндустрии. Наиболее ярким
примером служат специальные обследования
граждан, желающих приобрести туры за
рубежом и в отдельные регионы
на территории России, которые проводятся
с 1997 г. на территории Москвы и Московской
области, в которых сосредоточена
преобладающая часть туристских
фирм и экскурсионных бюро. Собранная
в процессе указанных обследований
информация позволяет более
Помимо этого с 2002 г. проводятся обследования распределения сезонного спроса москвичей на туристские путевки по кварталам. Это также содействует более эффективному решению региональных программ развития рынка туристских услуг.
Аналогичные обобщения
информации о туристских потоках
производятся в Санкт-Петербурге, в
частности о круизах
В этих обследованиях
выявлены масштабы неорганизованного
туризма (свыше 3 млн. человек) на территории
края, мест их размещения, учета налоговых
поступлений и пр. - по городам
и районам края. Большой интерес
для развития сферы туризма проявляли
административные органы в Псковской
области, проведя специальные
За последние годы
Госкомстат усовершенствовал формы
статистической отчетности (N1-турфирма,
N1-отдых, N1-ТЭ, N1-гостиница и др.). Это
позволяет существенно
В частности на базе имеющихся данных Свердловский облстаткомитет подготовил обстоятельный анализ функционирования сферы туризма в области . На его основе определены тенденции и возможности развития этой сферы в области, в том числе въездного и выездного туризма на территории области. Выявлены основные потоки туристов. Так, за 2000 г. область приняла 50, 8 тыс. и отправила 58, 1 тыс. туристов. Однако из дальнего зарубежья обслужено всего 0, 5 тыс. туристов, а в дальнее зарубежье выехало 38, 5 тыс. Туристские услуги за 2001 г. определены в сумме 1, 8 млн. долл. в общем объеме импорта и 5, 6 млн. долл. - в экспорте области, что привело к отрицательному сальдо платежного баланса области в 3, 8 млн. долл.
Это ставит задачу серьезного
повышения в области
Вполне очевидно,
что в большинстве регионов России
имеется аналогичная
По данным платежного баланса, составляемого Банком России, за 2001 г. поездки россиян за рубеж оценены в сумме 3, 5 млрд. долл., а поступления от иностранного туризма составили почти 10 млрд. долл. США. Тем самым "чистый доход" России от иностранного туризма оценен в сумме 6, 4 млрд. долл., т.е. примерно 44 долл. на каждого россиянина. Однако это вдвое ниже среднемирового уровня расходов на туризм в настоящее время. Вполне очевидно, что осуществление программы развития туризма в России призвано существенно оживить туристские потоки во многие регионы и оживить их экономику, в том числе за счет доходов от туризма, особенно иностранного.
Одной из исключительно
важных и приоритетных программ развития
туризма на 2002-2010 гг. можно выделить
уникальный в мире природный комплекс
озера Байкал, расположенный на территории
Республики Бурятия, Читинской и
Иркутской областей. Для развития
этого комплекса разработан комплекс
проектов, в том числе с международным
участием. Среди таких проектов можно
выделить "Развитие экотуризма в
Байкальском регионе", "Генеральный
план развития экологического туризма
в регионе озера Байкал", которые
финансировались Всемирным