Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:48, курсовая работа
Целью работы является изучение разработки инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг.
Для полного раскрытия выбранной темы были поставлены следующие задачи:
1. Изучение роли инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг, характеристика сущности и значения инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг; рассмотрение этапов разработки инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг; изучение проведения экономической оценки инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг.
2. Проведение анализа инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг; ...
Введение……………………………………………………………………………3
1.Роль инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг……………………5
1.1.Сущность и значение инвестиционной стратегии на рынке ценных
бумаг………………………………………………………………………………..5
1.2.Этапы разработки инвестиционной стратегии на рынке ценных бумаг…..8
1.3.Экономическая оценка инвестиционной стратегии на рынке
ценных бумаг……………………………………………………………………..12
2. Анализ инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг…………..23
2.1. Характеристика основных инструментов на рынке ценных бумаг……..23
2.2. Характеристика инвестиционной деятельности российских
инвесторов на рынке ценных бумаг……………………………………………29
2.3.Проблемы, препятствующие привлечению инвестиций на рынке
ценных бумаг…………………………………………………………………….37
3. Инвестиционные возможности российского рынка ценных бумаг ………41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………….49
Наиболее привлекательными для инвесторов, по-прежнему, остаются промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, торговля и общественное питание. Доля инвестированного капитала, направленного в промышленность России, в общем объеме инвестиций сократилась с 43,3% в 2006г. до 29,4% в 2010г.
В промышленность было направлено в 2010г. 4031 млн. долларов инвестиций, из которых 34,5% приходилось на прямые инвестиции (в 2008г. - 58,0%, в 2009г. - 35,3%). Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в пищевую и топливную промышленность (57,7% всех прямых вложений в промышленность).
В 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года значительно выросли вложения инвестированного капитала в связь (в 2,2 раза), цветную металлургию (в 4,2 раза), черную металлургию (в 6,2 раза), оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения (в 7,6 раза). Их рост произошел, прежде всего, за счет увеличения различного рода кредитов, полученных не от прямых инвесторов. Подводя итог представленной выше таблицы, можно отметить, что наибольшее количество инвестиций приходится на промышленность. В 2009 году мы наблюдаем сокращение поступлений инвестиций, основной причиной которого является финансовый кризис, в связи, с чем показатели поступления инвестиций столь низки. В 2010г., как и прежде, незначительные суммы инвестиций поступали в легкую промышленность, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство.
Велика доля инвестиций в промышленность, второе место занимает финансы, кредит, страхование, на третьем месте торговля. Это одни из наиболее развивающихся отраслей. Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию в России, существуют стратегические западные инвесторы, которые не покидают российский рынок.
Подводя итог, отметим,
что в условиях России инвестиции
являются важнейшим средством
2.3. Проблемы, препятствующие привлечению инвестиций на рынке ценных бумаг
Рынок ценных бумаг - явление в России сравнительно новое, для большинства населения малопонятное. И это неудивительно, ведь в то время, когда другие страны накапливали опыт практической работы с ценными бумагами и оттачивали экономические отношения, мы довольствовались только тем, что предлагало нам государство, часто не понимая, для чего вообще могут быть нужны ценные бумаги. Возможно, поэтому ценные бумаги с таким трудом входят сейчас в жизнь общества. Многим нашим соотечественникам не только ценные бумаги, но и кредитные карточки, которые давно стали привычными во всех развитых странах, представляются чем-то ненадежным. Такое восприятие вполне естественно. Государство часто обманывало своих граждан, наполняя рынок облигациями, которые нельзя было ни продать, ни обменять, ни заложить. Например, облигации 2-процентного займа развития народного хозяйства СССР, распространенные после войны, удалось обменять на рубли лишь через полвека, когда они значительно обесценились. Преодолению негативного отношения к рынку ценных бумаг не способствуют многолетняя нестабильная экономическая ситуация в стране, частые финансовые "встряски".
Тем не менее, России как государству, ставшему на путь рыночных отношений, рынок ценных бумаг необходим. Какова же ситуация на указанном рынке в настоящее время?
Материалы прокурорских проверок и статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в Российской Федерации динамика нарушений, совершаемых в сфере рынка ценных бумаг, стабильно негативная. Данный рынок активно используют для своего обогащения различного рода преступные группировки. Они совершают преступления, связанные с изготовлением, подделкой, хищением ценных бумаг, мошенничеством. Широкое распространение получили противозаконные деяния с применением поддельных векселей, выпущенных от имени Сбербанка, Минфина, Минтопэнерго России. Встречаются факты безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг, нарушения правил учета и обращения ценных бумаг, обмана акционеров, выпуска суррогатов денег, отсутствия надлежащего государственного контроля за участниками рынка и т.п.
Высокий уровень преступности в указанной сфере экономики объясняется, в частности, тем, что контролирующие органы (Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная комиссия по ценным бумагам Российской Федерации (ФКЦБ)) не в полной мере выполняют возложенные на них функции контроля за соблюдением законодательства эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Не используются правовые возможности для ликвидации юридических лиц, признания сделок недействительными, возвращения в бюджет всего незаконно полученного, приостановления и аннулирования лицензий, возбуждения уголовного преследования за незаконное занятие предпринимательской деятельностью и т.д14.
В последнее время объектом пристального внимания и изучения является предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам нормативных документов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим особое беспокойство вызывает, в частности, то, что нормативные акты некоторых субъектов федерации, касающиеся вексельного обращения, противоречат федеральному законодательству, а органы власти субъектов федерации чаще всего используют вексельное обращение для того, чтобы справиться с возникающими трудностями при пополнении доходной части бюджета. Выпущенные в таких случаях ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, порой превышают по объему доходную часть бюджета территорий. Экономически необоснованный выпуск долговых обязательств влечет за собой обращение взыскания на средства бюджета субъекта федерации, а также федерального бюджета Российской Федерации.
Представляется, что работникам прокуратуры следовало бы обратить особое внимание и на функционирование саморегулируемых организаций, наделенных, думается, излишне широкими полномочиями. Так, ФКЦБ делегировала Национальной ассоциации участников фондового рынка право получать и отбирать заявки кандидатов и затем рекомендовать ФКЦБ как органу, который выдает лицензии, одобрить заявление. Членство в саморегулируемой организации - необходимое условие получения лицензии. Но, став ее обладателями, профессиональные участники могут покинуть саморегулируемую организацию, поскольку за членство взимается плата и необходимо соблюдать повышенные по сравнению с нормами ФКЦБ стандарты. Удержать компании от выхода может лишь предположение о возможном предубеждении со стороны ФКЦБ по отношению к компаниям, не являющимся членами саморегулируемой организации. Однако если компании удастся это предубеждение преодолеть (например, демонстрируя полное соответствие требованиям), то проблем не возникнет. На мой взгляд, сейчас, в период становления рынка ценных бумаг, передача Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг отдельных своих функций саморегулируемым организациям при отсутствии надлежащей системы контроля со стороны государства является преждевременной и приводит не только к ущемлению в ряде случаев прав профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и к снижению эффективности государственного контроля.
Внимание прокуроров в настоящее время должно быть обращено и на исполнение законодательства регистраторами и депозитариями из числа профессиональных участков рынка ценных бумаг. Все чаще их незаконные действия по регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги к третьим лицам нарушают права акционеров, в том числе государства как собственника акций крупных акционерных обществ.
Итак, в настоящее время условно можно выделить три основные фактора, которые отрицательно влияют на успешное развитие рынка ценных бумаг: исторически сложившаяся ментальность общества, несовершенство действующего законодательства, неудовлетворительная работа контролирующих и недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов.
Правительство РФ намерено поощрять деятельность зарубежных инвесторов в России. Каким именно образом власти собираются улучшать деловой климат в стране и активно привлекать, прежде всего, прямые инвестиции, не сообщается, но, судя по всему, это задача не из легких. 74% инвесторов не считают Россию и страны СНГ привлекательными для прямых инвестиций, говорят данные ежегодного исследования Ассоциации фондов прямых инвестиций на развивающихся рынка (EMPEA), проведенного совместно с инвестфондом Coller Capital.
По данным Росстата, в 2009 году объем иностранных инвестиций в страну упал на 14,2% по сравнению с 2008 годом, в том числе на 2,8% сократился объем прямых инвестиций. И, по мнению участников опроса EMPEA, в ближайшее время Россия и другие страны СНГ продолжат терять инвесторов, главным образом, из-за все возрастающего участия государства в экономике (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 –
Рынки, привлекательные для
Не может похвастаться своим положением Россия и среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Эксперты отмечают, что с началом мирового экономического кризиса интерес инвесторов к Индии и Китаю снизился в меньшей степени, чем к России, а вот к Бразилии, наоборот, даже усилился. В Индии и Китае доминирующим фактором привлекательности для инвесторов остается численность населения этих стран. И хотя там немало бедных все равно - каждый человек - потенциально покупатель. Что же касается Бразилии, то ее привлекательность для инвесторов заключена в большей по сравнению с Россией диверсифицированностью экспорта. Кроме того, в будущем на Бразилию рассчитывают как на значительного экспортера нефти, да и население этой страны также немаленькое - порядка 198 млн человек против 140 млн. в России15.
Мир сейчас переживает
болезненное крушение системы Laissez
Faire (идеальная модель функционирования
капиталистической
Кроме того, «пороки», разрушающие инвестклимат России - необеспеченность права собственности, коррупция, несовершенная правовая система, - присутствуют и на других финансовых рынках стран с развивающейся экономикой. Заслужено или нет, Россия имеет негативный имидж на Западе и за это приходится платить. Если мы хотим стать привлекательнее для инвесторов, проблему плохого имиджа надо решать.
И здесь нужна планомерная работа, которая требует времени. Пожарными мерами интерес к инвестированию поддержать сложно, доверие за один день не заработаешь. Работа в этом направлении должна быть постоянной, ясной и понятной инвесторам и не зависеть от фаз рыночного цикла.
Еще одним фактором, из-за которого, по мнению аналитиков, инвесторы сегодня «не любят» Россию, является дешевая нефть. Моноструктура российской экономики позволяет инвесторам моментально строить причинно-следственную цепочку «упала нефть - продавай Россию». Ни в отношении Индии, ни Китая, ни Бразилии такой однозначности в оценке инвестиционной привлекательности нет, а, следовательно, и пессимизм инвесторов не столь всеобъемлющ.
Такое убеждение аналитика не противоречит тезису о необходимости диверсификации экономики России, что также, как известно, требует немало времени.
Если мы хотим, чтобы на российский рынок пришли глобальные иностранные инвесторы, мы должны организовать свою рыночную инфраструктуру так, как она организована на международных рынках.
Стабильно хорошие показатели роста российского рынка и желание пересидеть кризис в тихой гавани не могут не привлекать иностранных игроков в Россию. Так, за последние 3 года оборот российского рынка акций вырос почти в 10 раз, рынка корпоративных облигаций - почти в 6 раз, срочный рынок вырос в 23 раза. К концу 2007 года капитализация российского рынка составила 93,2% ВВП. При этом рост самого ВВП в 2007 году составил 8,1%. При этом российский рынок демонстрирует устойчивость, что сейчас, на фоне общего финансового кризиса, что особенно привлекательно для иностранных инвесторов.
Вложения в российские активы становятся все более привлекательными для иностранных игроков еще и потому, что свойственные ранее российскому рынку политические риски, такие, например, как риск потери собственности или государственного преследования бизнеса, стали не столь острыми, налоговые претензии к другим крупным компаниям перестали восприниматься как преследование бизнеса государством, наоборот, жесткая политика президента по отношению к нарушителям налогового законодательства стала оцениваться положительно. Способствовали перемене настроений и стабильный рост российского рынка, и внешнеполитический авторитет В.Путина. Благоприятное впечатление на глобальных инвесторов произвел призыв президента России превратить Москву в мировой финансовый центр. Что должна делать Москва, чтобы стать финансовым центром, по мнению международных экспертов? Кроме всего прочего, она должна иметь много хороших специалистов. В Лондоне на финансовом рынке работает 600 тысяч человек, а в Москве не более 100 тысяч. Соответственно, чтобы через 5 лет стать международным финансовым центром, Москве надо ежегодно принимать на работу в финансовый сектор по 100 тысяч человек, это около 2.5 тысяч в неделю, то есть по 500 человек в день.
Основными барьерами, мешающими массовому выходу крупных иностранных инвесторов на российский рынок, названы проблемы инфраструктурные - непонятность, фрагментарность и недостаточное удобство сложившейся в России системы, осуществляющей заключение сделок, расчеты по ним, регистрацию и осуществление прав собственности16.
В частности, по мнению иностранных экспертов, корректировок требуют такие сферы, как регулирование (недостаточная и несогласованная законодательная база). Снижает привлекательность российского рынка отсутствие единого центра корпоративной информации и привычных для иностранных участников центрального депозитария и центрального контрагента, осуществляющего централизованный клиринг. Согласно требованиям законодательств, регулирующих фондовый рынок большинства развитых стран, профучастники могут выходить на локальные рынки только через центральные депозитарии этих локальных рынков, а расчеты должны производиться исключительно через центрального контрагента, осуществляющего клиринг и дающего гарантии расчетов. Централизованный клиринг существенно снижает риски непоставки и неплатежа и позволяет отказаться от полного преддепонирования ценных бумаг и денежных средств, которое принято на российском рынке и от которого отказываются рынки международные.
Информация о работе Особенности инвестиционных стратегий на рынке ценных бумаг