Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:49, реферат
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения.
Введение
Глава 1. Общая характеристика олигополии.
1.1Общая характеристика олигополии;
Отличия олигополии.
Глава 2. Основные модели олигополии.
2.1 Модель Курно;
2.2 Модель Штакельберга;
2.3 Модель Бертана;
2.4 Модель Эджоурта.
Заключение
Список литературы
ПОВОЛЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра экономики
Реферат на тему:
« Основные модели олигополии»
Выполнила: ст. гр ЛСД -31
Лермонтова Е. В
Проверила:
Г Йошкар –Ола
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика олигополии.
1.1Общая характеристика олигополии;
Глава 2. Основные модели олигополии.
2.1 Модель Курно;
2.2 Модель Штакельберга;
2.3 Модель Бертана;
2.4 Модель Эджоурта.
Заключение
Список литературы
Введение
олигополия
Олигополия - это рыночная
структура, при которой в реализации
какого-либо товара доминирует очень
немного продавцов, а появление
новых продавцов затруднено или
невозможно. Товар, реализуемый
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках,
по меньшей мере, некоторые фирмы
могут влиять на цену благодаря их
большим долям в общем
Глава 1.Общая характеристика олигополии
Олигополия - это рыночная
структура, при которой в реализации
какого-либо товара доминирует очень
немного продавцов, а появление
новых продавцов затруднено или
невозможно. Товар, реализуемый
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10ю). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (и здесь, как и при монополистической конкуренции может проявить себя патиентной стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.
Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.
Огромную роль при определении
модели олигополии играет характер взаимоотношений
между конкурирующими на рынке фирмами.
В этом состоит уникальная особенность
олигополии. При всех других типах
рыночных структур значение индивидуальной
политики фирм-конкурентов невелико.
В условиях совершенной и
1.2 Отличия олигополии
Отличия, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура, немногочисленны и более реалистичны по сравнению с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной конкуренции или монополии.
1. Влияние понятия однородности
продукции. Если в модели
В первом случае говорят
о классической, или однородной,
олигополии, во втором о неоднородной,
или дифференцированной, олигополии.
В теории удобнее рассматривать
однородную олигополию, но если в действительности
отрасль выпускает
Олигополия называется классической (или однородной), если фирмы в отрасли выпускают однородную продукцию, и дифференцированной (или неоднородной), если фирмы в отрасли производят неоднородную продукцию.
2. Немногочисленность продавцов,
которым противостоит
3. Возможности входа в
отрасль (на рынок) варьируют
в широких пределах: от полностью
блокированного входа (как в
модели монополии) до
Возможность регулировать вход, равно как и необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов.
Свойства олигополии:
Глава 2. Основные модели олигополии
2.1 Модель Курно.
Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма У.
Однако что будет делать
фирма У, фирме Х неизвестно, она
лишь может предположить возможные
варианты ее действий и соответственно
планировать собственный
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис 1,1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.
Рис 1.1 Модель Курно.
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.
Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 1,2 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рис. 1,2 Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга
В модели Курно не отражено
одно существенное обстоятельство. Предполагается,
что конкуренты отреагируют на изменение
фирмой цены определенным образом. Когда
фирма У выходит на рынок и
отнимает у фирмы У часть
«Ценовая война» снижает
прибыли обеих сторон. Поскольку
решения одной из них влияют на
решения другой, существуют основания
договориться о фиксации цен, разделе
рынка с целью ограничения
конкуренции и обеспечения
Так как ценовая конкуренция не выгодна никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.
2.2 Модель Штакельберга
Теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.
В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.
Основные предпосылки:
Частный случай: моделирование дуополии
Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых «фирма-лидер», другая — «фирма-последователь». Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q:
.
Предположим также, что издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны с1 и с2 соответственно. Тогда прибыль первой фирмы будет определяться формулой
,