Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:17, научная работа
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Особенно это актуально в период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время жилищно-коммунальный сектор отечественной экономики является самым важным и сложным участком реформирования, где особенно остро сталкиваются рыночные и административные подходы, где трудно найти компромисс между экономической целесообразностью и социальной необходимостью.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Особенно это актуально в период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги.
Льготы и субсидии в системе оплаты жилищных и коммунальных услуг являются относительно самостоятельной частью социального обеспечения. Основной задачей предоставления льгот и субсидий является социальная защита наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения. Таким образом, значимость льгот и субсидий в системе социального обеспечения, их потребность не только для отдельной личности, но и для общества в целом, предопределяет необходимость их дальнейшего развития и совершенствования. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость данного исследования.
Отметим, что субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная предварительная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи 2.
В Белгородской области вопросами предоставление субсидий занимается Департамент социальной защиты Белгородской области. Основные положения о данном Департаменте были утверждены распоряжением Губернатора Белгородской области от 19 февраля 2010 г.
Предоставление субсидий малоимущим гражданам Белгородской области осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ от 6.05.2003 г №52-ФЗ, постановлениями Правительства РФ от 30.08.2004 г. и Правительства Белгородской области от 14.12.2004 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», постановлением правительства Белгородской области от 16.02.2005 г. «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 14.12.2004 года», Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004г.
Для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ, представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства следующие документы:
Также получатель субсидии обязан за счет перечисленной суммы производить оплату жилья и любых видов коммунальных услуг, причем указанная плата производится в полном объеме4.
По большому счету, адресная программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является достаточно гибким механизмом социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг программа субсидий более социально справедлива, поскольку она распространяется не на избранные категории граждан, а на все население. Любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшийся в тяжелом материальном положении, могут рассчитывать на бюджетную поддержку в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Однако существует ряд проблем, а именно в недостаточной проработке механизмов предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Во-первых, не секрет, что полученные от государства деньги далеко не все захотят потратить именно на оплату коммунальных услуг и жилого помещения или погашение долга. В 2005 году 4% получателей субсидий так и не начали исправно платить по счетам, это порядка 360 семей. В суммарном выражении ушедшая в небытие материальная помощь за полгода составила около 1 миллиона рублей.
Во-вторых, нельзя не заметить и такой парадокс – стоимость квартплаты и коммунальных услуг растет, а получателей субсидий среди населения Белгородской области больше не становится. Кроме лени и стыда признать себя малоимущим есть и другие – не менее важные факторы. Многие государственные деятели вообще сомневаются, что в России достаточное количество нуждающихся в льготах граждан, и причина этого – большая доля «серых» зарплат. То есть фактически человек, предоставляющий справку о доходах в 1,5-2 тысячи рублей, может зарабатывать в пять-десять раз больше.
Население же на это отвечает другим доводом – жалобами на некомпетентность сотрудников центров соцобеспечения и неудобным графиком работы этих центров. Последняя претензия вполне обоснована – эти учреждения работают с 8:00 до 17:00, и работающим гражданам нереально попасть на прием, не отпрашиваясь с работы, и, кроме того, перечень документов, которые необходимо предоставить, настолько велик, что немногочисленные работники муниципального управления, которым переданы функции по начислению субсидий могут принять за рабочий день в среднем 1-2 граждан.
Что касается некомпетентности работников, то необходимо сказать следующее: подача документов на предоставление субсидий превращается просто в «беготню» по разным кабинетам, т.к. работники муниципальных учреждений перенаправляют гражданина из одного кабинета в другой, руководствуясь тем, что «это не мои проблемы, вам в тот кабинет». И так в каждом последующем кабинете. В итоге рядовому гражданину просто непонятно, к кому и куда обращаться.
Таким образом, можно сказать, что простого желания получать подспорье к семейному бюджету вовсе не достаточно. Причина основной массы отказов от начисления субсидий - несоответствие либо нехватка предоставленных документов требованиям законодательства.
Существенное влияние на формирование доходов населения призваны оказывать программы адресной государственной помощи. Программа жилищных субсидий является адресной программой социальной поддержки низкодоходной части населения. Она более справедлива, так как она распространяется на любую семью или одиноко проживающего гражданина, оказавшихся в тяжелом материальном положении.
Хотя программа жилищных субсидий приводит незначительную часть семей с низкими доходами к «социальному иждивенчеству», субсидии помогают семьям с наиболее высоким доходом преодолеть сложный период жизни.
Субсидии выполняют такие важные функции как социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, снижая затраты из их бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг, тем самым сохраняя их доходы на другие жизненно-необходимые цели; снижение просроченной задолженности граждан, сохраняя при этом качественное обслуживание предприятиями жилищно-коммунального хозяйства их жилья и так далее.
Однако существует ряд проблем в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которые требуют скорейшего решения.
Как можно решить эту проблему? Для начала необходимо обратиться к кадрам, которые реализуют функции на местах, увеличить их штат. Кроме того нужно четко разъяснить работникам, за что каждый из них отвечает и какие функции выполняет. Ну и наконец, дабы избежать «утечки» государственных денег, необходимо время от времени проверять на достижение каких целей тратятся назначенные гражданам субсидии.
Таким
образом, на основании всего
Для того, чтобы осуществлять социальную защиту различных слоев населения предоставляются льготы и субсидии. Значимость льгот и субсидий в системе социального обеспечения, их потребность не только для отдельной личности, но и для общества в целом, предопределяет необходимость их дальнейшего развития и совершенствования.
Однако в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг наблюдается ряд проблем (нежелание тратить полученные от государства деньги на субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; некомпетентность сотрудников центров соцобеспечения и неудобный график работы этих центров; невозможность в короткие сроки собрать документацию, необходимую по требованиям законодательства), которые требуют безотлагательного решения.