Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа
Быстрорастущее производство является реалиями нашего времени. Процесс экономического развития общества не возможно представить без применения достижений научно-технического прогресса. Только создавая новые товары, можно держать на должном уровне покупательскую активность, иначе все денежные средства населения будут участвовать только в накоплении, что в конечном итоге приведёт к падению основных экономических показателей и уровня жизни в целом.
Введение……………………………………………………………………….2
1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………....4
1.1 Понятие инновационной деятельности и её роль в экономическом развитии предприятия…………………………………………………….…..4
1.2 Инновационный потенциал работника как фундамент инновационной активности предприятия……………………………………………………..9
1.3 Управление инновационной деятельностью предприятия……………13
2 Инновационная деятельность предприятия «Бира-Мебель»……………18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………24
2.2 Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия…28
2.3 Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы.. ………………………………………
1) Анализ рыночной ситуации;
2)
Поиск новых технологий
3)
Оценка производственных
4) Экономический анализ;
5)
Выпуск пробной партии и
6) Коммерческая реализация.
Анализ рыночной ситуации включает в себя оценку покупательского спроса на те или иные виды мебельной продукции, анализ заполнения рынка и т.д.
Поиск новых технологий производства мебели, пользующейся спросом, осуществляется путём участия представителей предприятия в выставках, организуемых крупными иностранными производителями мебели. Информация, получаемая на выставках позволяет получать представление о новых тенденциях развития мебельного производства. Поиск данной информации также осуществляется посредством Интернета. Как правило, крупные предприятия, производящие оборудование по производству мебели размещают всю необходимую информацию в Интернете.
Следующий этап - оценка производственных возможностей предприятия на предмет внедрения новых технологий. Оценка осуществляется по двум направлениям:
1)
Возможность производства
2)
Анализ дополнительных затрат
на приобретение нового
На этапе экономического анализа оцениваются все затраты (сырьё, материалы, оборудование и т.д.) и прибыль, которую может получить предприятие от выпуска новой продукции.
Далее осуществляется выпуск пробной партии продукции. Важным является то, что изготовление продукции осуществляется по заявке предприятия «Бира-Мебель» на других предприятиях, как правило, расположенных в Центральной России, которые уже используют новую технологию. Этим самым предприятие избегает финансовых потерь в случае если новая продукция не будет пользоваться спросом. Расходы на транспортировку опытных образцов намного превышают стоимости нового оборудования. Если новая продукция может быть произведена на оборудовании, которое уже установлено на предприятии «Бира-Мебель», то предприятие самостоятельно изготавливает опытные образцы.
Этап коммерческой реализации – это фактическая организация производства новой продукции (приобретение нового оборудования, закупка сырья и комплектующих, производство мебели, её реализация и т.п.).
Схема, используемая на предприятии, является эффективной с учётом малых размеров предприятия. Эта схема имеет свои плюсы и минусы.
Положительным является то, что предприятие не осуществляет затраты на НИОКР. Кроме этого, предприятие выбирает новые товары и технологии, которые уже зарекомендовали себя положительно на рынке. Этим самым имеется гарантия, что новый товар будет пользоваться спросом у потребителя. А самое главное, действующая схема исключает какие-либо потери от внедрения новой продукции и технологий. Пробная партия включает в себя несколько десятков образцов, которые в любом случае будут реализованы через торговую сеть по цене, учитывающей все затраты. Если бы инновационная деятельность включала в себя все основные этапы (см. рис. 1.1), то в данном случае затраты на НИОКР и другие затраты, связанные с коммерческим риском распределялись бы на ту продукцию, которая ещё не выпущена (расходы будущих периодов). Понятно, что при неудачном стечении обстоятельств затраты не будут возмещены.
Недостатком действующей схемы является то, что новая для предприятия продукция может выпускаться и другими мебельными предприятиями-конкурентами, так как упрощённая схема инновационной деятельности применяется на многих малых предприятиях.
Для
того, чтобы дать оценку уровню эффективности
инновационной деятельности, необходимо
сопоставить показатели продаж всей продукции
и той продукции, выпуск которой налажен
на предприятии в рамках инновационной
деятельности в 2008 году (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 – Оценка уровня эффективности инновационной деятельности предприятия «Бира-Мебель» в 2008 году
Показатели | Уровень, тыс. руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 90500 |
в том числе новой продукции в рамках инновационной деятельности | 5379 |
Себестоимость проданных товаров (работ, услуг), тыс. руб. | 88200 |
в том числе новой продукции в рамках инновационной деятельности | 4928 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 2300 |
в том числе от продаж новой продукции в рамках инновационной деятельности | 451 |
Рентабельность продаж | 2,61 |
в том числе рентабельность продаж новой продукции в рамках инновационной деятельности | 9,15 |
Как видно (см. табл. 2.3), рентабельность продаж новой продукции, выпуск которой налажен в рамках инновационной деятельности в 2008 году, превышает общий уровень рентабельности продаж почти в 2,5 раза. Это означает, что инновационная деятельность на предприятии является эффективной.
Но
необходимо отметить, что доля новой
продукции слишком мала в общем
объёме выпускаемой предприятием продукции
и составляла в 2008 году около 6% (5379/90500*100
= 5,94 %).
2.3 Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии
Как показали проведённые исследования, рентабельность продаж новой продукции значительно превышает средний уровень рентабельности продаж по предприятию. Это означает, что увеличивая долю новой продукции, можно поднять уровень прибыли предприятия в несколько раз.
Таким
образом, основным направлением мероприятий
по совершенствованию
1)
создать должность специалиста
по маркетингу, на которого возложить
обязанность по управлению
2)
повысить уровень
3)
производить постоянный анализ
продаж по отдельным товарам
с целью исключения из
4)
ввести должность дизайнера
5) рассмотреть возможность использования механизмов кооперации производства применительно к предприятию «Бира-Мебель».
Создание новой должности специалиста по маркетингу позволит поставить процесс по управлению инновационной деятельностью на предприятии в контролируемое русло. Главная задача специалиста по маркетингу – управление инновационным процессом в целях внедрения новых продуктов в ассортимент предприятия.
На
уровень инновационной
Уровень инновационной активности работника можно повысить путём включения их в процесс разработки новых товаров. Необходимо дать возможность каждому работнику выходить с предложением по совершенствованию его рабочего места и по оптимизации выполняемой им технологической операции. Те предложения, которые дадут реальный экономический эффект, необходимо поощрять. В качестве поощрения можно установить процент от полученного экономического эффекта, который будет получать инноватор.
Анализ продаж по ассортименту позволит выявлять те товары, которые перестают приносить желаемую прибыль и впустую задействуют производственное оборудование. От такого товара необходимо избавляться, заменяя его новыми товарами.
Введение
должности дизайнера мебели позволит
усовершенствовать имеющиеся
Что
касается кооперации производства, то
в современных условиях кооперация
позволяет предприятию получать
дополнительные ресурсы для собственного
развития. Здесь предлагается установить
тесное взаимодействие с предприятиями,
занимающимися разработками новых технологий
производства мебели. Предприятие «Бира-Мебель»
в этой цепочке может выступать в качестве
испытательного плацдарма для новых технологий
производства мебели. При этом оборудование
может приобретаться предприятием на
условиях лизинга либо долгосрочной аренды.
Заключение
Инновационная деятельность направлена на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новыми качествами.
Под инновациями принято считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде: нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; нового подхода к социальным услугам.
Инновационная
деятельность является посредником
между научно-техническим
Инновационная деятельность тесно связана с деятельностью инвестиционной, так как внедрение новых технологий и техники требует финансовых ресурсов. Взаимосвязь инноваций и инвестиций порождает главную проблему внедрения результатов научно-технического прогресса.
Особое
место в инновационной
Инновационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, требует управления. Управление инновациями предусматривает реализацию трех основных задач: 1) реализация инновационной процедуры проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР); 2) создание специфических (инновационно-ориентированных) видов ресурсов и управление всеми видами ресурсов; 3) управление портфелем проектов НИОКР.
Анализ
организации инновационной
Также установлено, что инновационная деятельность предприятия «Бира-Мебель» имеет внешнюю ориентацию. На предприятии не производится самостоятельная разработка новых товаров и технологий по их производству, так как этот процесс требует больших финансовых затрат. Инновационная деятельность предприятия имеет довольно упрощённую схему, что в целом оправдывает себя.
Основным направлением мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии «Бира-Мебель» должно стать повышение инновационной активности предприятия. Для этого предлагается:
Информация о работе Организация инновационной деятельности на предприятии