Организация инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Быстрорастущее производство является реалиями нашего времени. Процесс экономического развития общества не возможно представить без применения достижений научно-технического прогресса. Только создавая новые товары, можно держать на должном уровне покупательскую активность, иначе все денежные средства населения будут участвовать только в накоплении, что в конечном итоге приведёт к падению основных экономических показателей и уровня жизни в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….2

1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………....4
1.1 Понятие инновационной деятельности и её роль в экономическом развитии предприятия…………………………………………………….…..4

1.2 Инновационный потенциал работника как фундамент инновационной активности предприятия……………………………………………………..9

1.3 Управление инновационной деятельностью предприятия……………13

2 Инновационная деятельность предприятия «Бира-Мебель»……………18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………24
2.2 Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия…28
2.3 Рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии……………………………………………………………………


Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы.. ………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовЭП.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

                                               содержание

Введение……………………………………………………………………….2  
 
1 Организация инновационной деятельности  на предприятии…………....4
 
1.1 Понятие  инновационной деятельности и  её роль в экономическом развитии  предприятия…………………………………………………….…..4  
 
1.2 Инновационный  потенциал работника как фундамент  инновационной активности предприятия……………………………………………………..9  
 
1.3 Управление  инновационной деятельностью предприятия……………13  
 
2 Инновационная деятельность предприятия  «Бира-Мебель»……………18
 
2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия………24  
2.2 Анализ  эффективности инновационной деятельности  предприятия…28  
2.3 Рекомендации  по совершенствованию инновационной  деятельности на предприятии……………………………………………………………………  
 
 
Заключение……………………………………………………………………
 
 
Список  использованной литературы.. ………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Быстрорастущее  производство является реалиями нашего времени. Процесс экономического развития общества не возможно представить без  применения достижений научно-технического прогресса. Только создавая новые товары, можно держать на должном уровне покупательскую активность, иначе все денежные средства населения будут участвовать только в накоплении, что в конечном итоге приведёт к падению основных экономических показателей и уровня жизни в целом.

     Но  сами по себе научные знания, накопленные  человечеством, являются потенциалом, и без принятия соответствующих  мер, всё новое так и останется  на уровне патентов и чертежей, так  и не дойдя до массового потребителя. Именно инновационная деятельность позволяет решить проблему практического воплощения достижений научно-технического прогресса в конкретном товаре, который пользуется спросом. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

     Целью исследования является изучение вопросов организации инновационной деятельности на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) Дать определение инновационной  деятельности и установить её  роль в экономическом развитии  предприятия и общества в целом;

     2) Определить роль инновационного  потенциала работника предприятия  в инновационной активности предприятия;

     3) Рассмотреть вопросы управления  инновационной деятельностью предприятия;

     4) На конкретном примере рассмотреть  проблему организации инновационной деятельности предприятия и дать рекомендации по её совершенствованию.

     Объект  исследования – инновационная деятельность предприятия.

     Предмет исследования – организация инновационной  деятельности на предприятии и управление ею.

     В качестве основных методов исследования применялись анализ библиографических источников, систематизация материалов, их структурирование и другие методы исследования.

     Теоретической основой курсового исследования послужили исследования специалистов в области инноваций. Полный перечень библиографических источников приведён в конце работы.

     Перед началом исследования следует отметить, что для проведения реконструкции старого и покупки нового оборудования в рамках инновационной деятельности предприятию необходимо крупное вложение денег, которое, чаще всего, недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для привлечения необходимых средств предприятие должно проводить агрессивную инвестиционную политику и изыскивать другие пути привлечения финансовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Организация инновационной  деятельности на  предприятии

     1.1 Понятие инновационной  деятельности и  её роль в экономическом  развитии

     Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары (услуги) или товары (услуги) с новыми качествами.

     Следует отметить, что в литературе нет  однозначного определения инновациям.

     В ходе литературного обзора было выявлено, что в российской экономической науке под инновациями принято считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:

     1) нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;

     2) нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

     3) нового подхода к социальным услугам. Кроме того, инновация включает в себя такие понятия как нововведение и новшество.

     Активность  инновационной деятельности, которая  наблюдалась в мире с середины XX века, обусловила начало научно-технической революции (НТР), которая привела к внедрению новейших технологий в производственный и управленческий процесс, использованию новых видов энергии и материалов.

     Уже на первом этапе НТР начала развиваться электронная и компьютерная технология, принципиально изменившая характер производства и резко повысившая производительность труда. Основа электронной технологии — транзистор был изобретен в США еще в 1947 г., но первыми использовали его в радиоаппаратуре японцы (1952 г.). Изобретение в 1957 г. микросхемы позволило создать новое поколение компьютеров, которые до этого были крайне громоздкими и неудобными в обращении. Инновационная деятельность является посредником между научно-техническим прогрессом и потребителем. Без инновационной деятельности все новые разработки и технологии останутся на чертежах и в макетах и никогда не получат своей реализации в виде конкретного товара. Такой кризис инноваций наблюдался в России и других союзных республиках во времена СССР, когда научный потенциал страны на много превышал производственные возможности, а экономика была построена таким образом, что новые разработки не могли быть внедрёны в производство. Именно поэтому, инновациям в экономике любого государства и на любом предприятии должно придаваться особое значение, так как без них производство в конечном итоге устаревает и становится не конкурентоспособным.

     Инновационная деятельность тесно связана с  деятельностью инвестиционной, так  как внедрение новых технологий и техники требует финансовых ресурсов.

     Инвестиционная  деятельность - совокупная деятельность по вложению денежных средств и других ценностей в проекты, а также  обеспечение отдачи вложений.

     Взаимосвязь инноваций и инвестиций порождает  главную проблему внедрения результатов научно-технического прогресса. Как правило, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют место проблемы, решение которых является неотъемлемой частью развития новейшего производства. В первую очередь – это отсутствие финансовых ресурсов, которые можно инвестировать в инновационную деятельность, а те финансовые институты, которые располагают данными ресурсами, занимают позицию выжидания из-за нестабильной политической и экономической ситуации и как правило, осуществляют инвестиции в благоприятные экономические зоны, то есть, имеет место вывоз капитала за рубеж. Эта проблема известна в России, но ситуация в последнее время меняется и наблюдается обратный процесс – приток капитала в экономику.

     С точки зрения технологических параметров, инновации подразделяются по следующим признакам:

     1) продуктовые инновации — применение  новых материалов; применение новых  полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

     2) процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

     Таким образом, для развития инновационной  деятельности в стране не достаточно одного только желания со стороны правительства и создания соответствующих институтов. Наряду с этим, необходимо формировать благоприятные условия для инвестирования капитала (формирование правового поля, стабилизация социально-политической обстановки, создание свободных экономических зон, стимулирование спроса, развитие системы потребительского кредитования и так далее). Главная роль в этом отводится государству, так как только государство в состоянии оказывать влияние на перечисленные выше процессы через определённые механизмы.

     Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства – функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предприятий и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.

     Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве.

     Таким образом, инновационная деятельность - это процесс последовательного  превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

     Зарождение  идеи и концепции возможного использования  новых научных результатов происходит на этапе фундаментальных и прикладных исследований. Причем если фундаментальные исследования – базис всех инновационных процессов, источник новых знаний, то прообраз технической и технологической инновации формируется на этапе поисковых исследований при разработке концепции и оценке ее технической осуществимости. Процесс практического воплощения идеи в действующий прототип нового продукта или технологии происходит на этапе прикладных исследований и разработок. Данный этап в свою очередь включает две фазы: научно-исследовательскую, когда происходит конструкторская проработка, и опытно-конструкторскую, в ходе которой создается полномасштабный прототип и проводится его испытание.

     Говоря  об инновационной деятельности предприятия  необходимо дать определение таким  понятиям как «инновационная активность» и «инновационный потенциал».

     Инновационная активность компаний понимается как  некие определенные действия, направленные на обладание как инновациями, нововведениями, так и новшествами, в том числе  обладание знаниями или системой знаний.

     Инновационный потенциал – качественное понятие, характеризующее действенность механизма инновационного процесса, и выраженное в скорости разработки новшеств, темпов внедрения и распространения изобретений по различным сферам общественного производства и возможности их успешной коммерциализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Инновационный потенциал  работника как  фундамент инновационной  активности предприятия

     Инновационный потенциал работника - способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.

     Вовлечение  в коммуникационный процесс управления организацией работников, обладающих высоким инновационным потенциалом, повышает уровень эффективности управления. Другими словами, успех деятельности организации зависит от наличия в ней новаторов, которые являются носителями научно-технического и коммерческого развития организации.

Информация о работе Организация инновационной деятельности на предприятии